Итоги света
Художники о конце света: Арт‑группа AES+F
Знаменитый арт-коллектив рассказывает о том, почему так интересно перепридумывать апокалипсис в каждой новой работе
Как вам наверняка уже сообщила какая-нибудь рассылка в фейсбуке, после 21 декабря 2012 лучше ничего не планировать. Да что рассылки — все только об этом и говорят. Современные художники вдохновляются апокалипсисом, режиссеры снимают фильмы про перерождение и новую эру, мультфильмы — и те рассказывают о конце света. |
Одна из самых известных за рубежом российских арт-групп AES+F в этом году представила свою видео-трилогию о конце света в московском Манеже и берлинском Martin Gropius Bau, а до этого уже сделала около сотни выставок по всему миру. Работы AES+F эпичны, многозначительны и изобилуют цитатами из мифов, античной живописи и кино. Группа образовалась в конце 80-х и с тех пор умудрялась каждым своим произведением улавливать дух времени. Глянцевая оболочка и игра «в гламур» (как пишут журналисты) не должны отвлекать от больших тем, которые AES+F поднимает. Специально для Look At Me художники рассказали нам о том, почему все так ждут обещанного конца света, и как они используют тему апокалипсиса в своих работах. Текст: Евгений Святский, участник арт-группы AES+F Работы использованы с разрешения AES+F |
|
Разнообразные религиозные культы постоянно обещают некий финал, ужасный суд в наказание за грехи, переход в другое состояние. Соответственно, ожидание конца света связано с мистическим мироощущением. Фантазия людей постоянно рисует картины того, как это будет выглядеть. Поскольку эта тема интересует человечество, она находила отражение и в наших работах, в проектах разного времени под самым разном углом зрения. |
|
|
|
|
|
Проект «Дефиле» (2000-2007) посвящен последнему загробному путешествию, это работа про моду и смерть, столкновение двух категорий — категории абсолютных ценностей, таких, как жизнь и смерть, и ценностей эфемерных, но претендующих на роль супер-важных, таких как мода. Кроме того, существует традиция украшения похорон в самых разных культах — это попытки заговора смерти, украшения и снаряжения покойника наилучшим образом в последнее путешествие. Мы сделали работы с изображением безымянных покойников, которые как бы дважды умерли из-за того, что умерли забытыми и неизвестными, наряженных в знаменитые одежды. |
|
Мы наделили младенцев
|
|
Есть у нас также скульптурный проект «Ангелы-Демоны» (2009), который непосредственно интерпретирует откровение Иоанна, то есть «Апокалипсис», одну из версий конца света. Парад ангелов и демонов из откровения Иоанна превратился у нас в серию скульптур, где они стали синкретическими существами, ангелами-демонами, младенцами с хвостами и крыльями, с разной мерой того и другого. Причем мы наделили младенцев неевропейской внешностью, поскольку нам представляется, что христиан-европейцев должны будут судить представители других этносов (т.к. христианство, в основном, все-таки европоцентричная религия). Эти гигантские черные скульптуры из файбергласса на красных подиумах стояли на главной улице в Лилле во Франции, где жил в Средние века Алан де Лиль, поэт, мистик и философ, который, в числе прочего, занимался комментарием и интерпретацией «Апокалипсиса» — так мы перекинули мостик между прошлым и современностью. В эту же серию входит скульптура «Первый всадник», то есть «дева на звере» — образ из того же источника, в нашей интерпретации — девочка на тираннозавре. Первая копия этой скульптуры стоит сейчас перед Русским музеем в Петербурге, а вторая копия путешествует по миру.
|
|
|
И, наконец, есть трилогия «The Liminal Space» (2005-2012), которую недавно показывали в Москве и в Берлине. В нее входят «Последнее восстание», «Пир Трималхиона» и Allegoria Sacra. Проект, в каком-то смысле, также посвящен загробному путешествию — эти работы про ад, рай и чистилище и, одновременно, про наш мир. В «Пире Трималхиона» есть несколько катастроф, которые случаются в жизни отдыхающих обеспеченных граждан, которые находятся в роскошном отеле на экзотическом острове, в некой модели рая, но туда все время вламываются какие-то обстоятельства, которые нарушают эту идиллию — то есть такой перманентный «конец света», после которого все возвращается «на круги своя». Allegoria Sacra (Священная аллегория) посвящена смене времен, перерождению, перевоплощению, трансформации и переходу в новое состояние т.е. также концу света. Таким образом, мы достаточно разнообразно высказались на эту тему.
|
|
|
Возможно, в этом году совпали какие-то обстоятельства, которые заставили людей обратить внимание на ожидаемый конец света по версии индейцев Майя. Обычно такого рода ожидания охватывают секты, очень сильно религиозно ориентированных людей, которые уходят в скиты, подземные убежища, начинают молится — при этом все остальные продолжают заниматься своими обыденными делами. 21 декабря — это, скорее, «гламурный» конец света на фоне медийных переживаний и экономического кризиса. С другой стороны, я, например, ощущаю, что происходит поворот, реструктуризация мира. Процесс глобализации, который достиг сейчас такой стадии, когда в него начинают втягиваться периферийные экономики и страны, для которых характерен эффект разновременного бытия. Люди, мыслящие категориями XVI века, пользуются технологиями и возможностями, в том числе и финансовыми, XXI века, но пользуются всем этим на уровне своего сознания. При своем мироощущении, своих понятийных категориях люди сталкиваются с совершенно другими реалиями и пытаются приспособить |
|
Причем этот процесс идет везде по-разному, и, что естественно, возникают разнообразные конфликты. Некоторые люди предпочитают блокировать какие-то события, отказываться их воспринимать. Человек — противоречивое существо, умудряется на словах что-то отрицать, а на деле этим пользоваться, вступать во взаимодействие с новыми реальностями. Это все порождает состояние фрустрированности, неясное и тревожное ожидание каких-то драматических событий, на которое и наложилось вовремя отысканное предсказание Майя. Но какое оно имеет отношение к современной реальности? Их религия, их научные воззрения очень далеки от сегодняшнего мира и крайне туманны, как всякие предсказания. |
В любом случае, нет никаких средств что-либо изменить. Остается либо заниматься своими делами, либо метаться в поисках решений. Из-за того, что это глобальная медийная «история», многие озабочены тем, как оформить это событие, какие вечеринки провести. С другой стороны, такого рода обстоятельства всегда дают повод для размышлений, для рефлексии, в том числе и художественной. Наверное, в этом есть польза — это заставляет людей задуматься, посмотреть на себя, кто мы есть и что нам за это будет, человечество впадает в ожидание и предвкушение наказания за содеянное. |
Комментарии
Подписаться