Интернет2013 — год переосмысления интернета:
Медиааскетизм
Что мы знаем о современных отношениях человека и сети, и какие вызовы ждут нас в будущем
Текст
Дмитрий Соловьев
Подводим итоги года: интернет сегодня — везде. Бесконечный поток уведомлений из Facebook, Skype, Twitter и других приложений только увеличивается. О перенасыщении информацией выходит специальный номер Wired, а пользователи интернета всё чаще задумываются о том, как правильно отказываться от постоянного онлайна — без истеричных удалений аккаунта в соцсети на один день. Мы попросили Дмитрия Соловьёва, создателя сайта Mediascet, рассказать о современных отношениях человека и сети.
Ещё в 1996 году американский психолог Кимберли Янг описал «зависимость от интернета» и открыл первый специализированный центр для лечения этого расстройства. Хотя в дискуссиях нередко возникает термин «болезнь», интернет-зависимость не включена в список психологических болезней (в последней версии DSM — Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — её нет. В отличие, например, от зависимости от азартных игр, которая является единственной психической зависимостью). Правда это не мешает западным специалистам запрашивать за курс индивидуального лечения от интернет-зависимости 14 000 $.
Сейчас актуальнее говорить не об интернет-зависимости, а о сетевой. Зависимость человека от сети сформулирована в принципе Метклафа — ценность сети растёт пропорционально квадрату числа её пользователей. Чем больше вкладываешь, тем труднее отказаться от использования обжитого пространства. Если сначала участие в сети — это наша возможность, то со временем это становится нашей обязанностью. Кто её не выполняет, остаётся на обочине социального мира.
Почему необходимо задуматься
о сетевой зависимости
Переключение между разными задачами и мгновенные реакции негативно сказываются на эффективности работы
Известный психолог Ларри Розена, исследующий негативное влияние технологий на человека, в своей книге «iБолезнь» (iDisorder) приводит результаты эксперимента. Студенты, которые откладывают ответы на SMS, учатся так же хорошо, как те, кто не получает SMS; а студенты, отсылающие много эсэмэсок или сразу отвечающие на них, получают на два балла ниже, чем остальные.
Способность к многочасовой концентрации на одном занятии — это навык, который в нашу мобильно-онлайновую эпоху встречается всё реже. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации
Павел Дуров
Основатель vk.com
Невозможность сделать окончательный выбор
Интернет играет не последнюю роль в инфантилизации личности. Сеть мешает сделать окончательный выбор. Мераб Мамардашвили называл это качество «эмбриональным состоянием души». Обилие вариантов создаёт ощущение бесконечности возможностей. Отсюда у современных людей рождается стратегия пробования — всё пробовать, ни на чём не останавливаясь: профессию, новости, собеседников, партнёров. Сетевой человек избегает форм, и в этом смысле он ближе к хаосу, чем к бытию.
Когда в нашем распоряжении есть множество вариантов, мы перескакиваем с одного на другое, напрасно пытаясь поставить на себе все гипотетически возможные эксперименты. Это типичное искушение для существа сети
Дэн Ариэли
Специалист в области поведенческой экономики,
автор курса «Иррациональное поведение» на Сoursera
Неточное моделирование реальности
Сервисы наподобие Facebook моделируют сложные отношения, типа дружбы или социальных связей. Они уже давно стали надстройками над нашей реальной жизнью и оказывают влияние на неё. К сожалению, мы ещё недостаточно хорошо знаем, как работает мозг и психика, чтобы феномены типа дружбы объяснять на научной основе и точно моделировать их. Есть мелочи, которые совсем не мелочи. Как говорит автор термина «виртуальная реальность» Джерон Ланье, «малейшее изменение в дизайнерских решениях может полностью изменить поведенческие схемы». Например, изменение названия у кнопки «Мне нравится» на «Это важно» приведёт к изменению новостной ленты миллиарда людей. Неточное моделирование реальности может сыграть злую шутку не только с нами, но и с нашими привычными институтами, типами демократии или экономики.
Алгоритмы водят за нос
Недооценённой опасностью является ложное убеждение в том, что технологии нейтральны. Дуглас Рашкоф в книге Program or be programmed говорит, что технологии не нейтральны, а пристрастны. В основе цифрового мира лежат алгоритмы, которые выполняют задачи своих создателей (удержать пользователей, заработать на рекламе).
Цель алгоритма — водить нас своими путями по уже готовым рельсам. Для этого не нужно делать усилий. Усилия как раз нужны для того, чтобы сойти с этих рельс и пойти своим путём. Если этого не признавать, технологии и эффекты, которые они провоцируют, по-прежнему будут угрожать нам и сбивать нас с толку. Грамотность цифровой эпохи — это способность видеть наличие алгоритмов и умение применять эти алгоритмы к своему поведению.
Что такое медиааскетизм
Медиааскетизм возник как размышление о том, как можно использовать аскетический опыт различных религиозных практик (например, христианской или буддийской), чтобы помочь человеку существовать и сохранять человечность в современном мире. Это образ жизни, который характеризуется пониманием работы средств электронных коммуникаций и их разумным использованием. Цель медиааскетизма — научиться разумно существовать в мире современных технологий и медиа.
Медиааскетизм стоит на двух столпах — понимании и действиях. Как показывает общение с аудиторией, не все ещё понимают сетевые принципы, заложенные в основании нового мира, невидимое действие алгоритмов и свои новые привычки. Что касается практики, тут нет однозначных ответов, как человеку избавиться от мешающих ему состояний. Одной из практик является практика отключения, действие которой каждый может попробовать на себе.
Оказалось, что на вызовы информационной среды намного лучше отвечают не психологи, а аскеты, которые работают с сознанием уже несколько тысяч лет. Безритуальный буддизм хорошо ложится на западное мировоззрение и образ жизни. Но опыт работы с сознанием есть и у других религий. У христианской церкви есть ответы, отличные от технофобных заявлений. Визуальная экология, информационная перегрузка, развитие помысла в действие, навыки концентрации — на все эти темы традиции есть что сказать.
Что такое Digital Detox
В уходящем году было модно отключаться от интернета. Задали моду туристические агентства, а потом понеслось: журналисты бросали свои айфоны и уходили в аналоговые затворы, как в 19 веке, года Генри Торо ушёл подальше от цивилизации в лес. Digital detox — это сознательный перерыв в использовании смартфонов и компьютеров, для снятия стресса или общения. Люди устают от постоянной включенности, но признаются, что не так-то просто отказываться от использования интернета и технологий.
В этом году на русском вышла книга «Как выжить без интернета после передозировки» Тьерри Круазе — французского архигика, который отказался от интернета на полгода. Тьерри пережил стресс и паническую атаку, после чего выдернул штекер из сети и описал свой опыт отключения. В конце пути Тьерри прекрасно сформулировал цель своего эксперимента: нам нужно переосмыслить своё пользование технологиями. Лучший способ для этого — отрезать себя от интернета на некоторое время, чтобы произвести отбор, выявить бесполезное и посредственное, чтобы знать, когда пользоваться сетью, а когда выходить из неё. Цель [отключения] — не поставить технологии на своё место. Цель — понять, какие преимущества и выгоду даёт их использование.
Идея, которую несу и я в том числе, — каждый человек должен попробовать опыт отключения. Для этого нужно хотя бы на неделю отключиться от тех сервисов, в которых он проводит наибольшее количество времени (или от интернета совсем). Я обещаю, что для многих это будет незабываемым путешествием. Вы вернётесь в сеть немного другим человеком. Как сказал один исследователь Афонского монашества, даже неделя в монастыре потом транслируется на весь последующий повседневный опыт.
Идеи Генри Торо не нашли сильной поддержки у современников. Роберт Луис Стивенсон назвал побег автора от общества трусостью. Но идеи, заложенные в его книгах, стали культовыми в 20 веке, в связи с обострением экологической проблематики и возникновением движения за сохранение окружающей среды. Я думаю, медиааскетизм ожидает подобная судьба, и мы все о нём вспомним, когда к сети будем подключаться через разъёмы в наших затылках.
Что дальше
Полное отключение от сети в будущем будет невозможно. Жизнь вне сети смогут себе позволить или только очень богатые люди, или маргиналы и фрики, находящиеся вне социума. Поэтому постепенно каждый сам выработает навыки личной цифровой гигиены.
Ближайший вызов исходит от «интернета вещей». Когда через пять–десять лет всё общество окутает плотная сетка «интернета-вещей», мы буквально на своём теле почувствуем, что такое технологии.
Внедрение имплантатов в тело откроет заманчивые перспективы для рынка — возможность сделать тело человека местом для сбыта технологий не упустят многие корпорации. Эти явления могут породить техноаскетизм, целью которого будет содержание в чистоте человеческого тела и осознание последствий новой биореволюции.
Согласно форсайту «Агентства стратегических инициатив», уже к 2035 году возможен будет доступ в нейронет через имплантаты. Тогда человек практически избавится от тела, разум, возможно, обретёт «бессмертие», и наступит эпоха тотальной прозрачности индивидов.
Остаётся открытым вопрос: сейчас мы можем только приспосабливаться к наступающим реалиям или мы можем что-то изменить и повлиять? Ответ прост: изменить могут инженеры и дизайнеры, которые будут проектировать технологии и писать программы, что будут окружать нас в будущем. Аналогично трём законам робототехники можно уже сейчас сформулировать законы построения социальных сетей. Прописать цифровую конституцию. Первый шаг к этому уже сделан — в декабре 2013 года писатели со всего мира призвали создать международную хартию, ограничивающую контроль спецслужб над частными коммуникациями в Сети.
Наше будущее зависит от понимания технологий. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что мы не просто создаём технологии для облегчения жизни. Мы проектируем устройства, которые в итоге замещают наши органы и изменяют поведение. Хотите избавиться от совести, — создайте гаджет или сервис, который будет за вас принимать решения, и ваша совесть может постепенно атрофироваться. Возможно, шаг к этому будет сделан, когда разработают алгоритм, который на основе нашего поведения будет сам ставить лайки и писать комментарии. А пока этого не произошло, можно анализировать психологические аспекты поведения в цифровой среде, по крайней мере, это довольно увлекательное занятие.
Комментарии
Подписаться