Views Comments Previous Next Search
Вопрос учёному: Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе? — Вопрос на Look At Me

ВопросВопрос учёному: Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе?

Проект «ПостНауки» и Look At Me: учёные отвечают на вопросы

Look At Me совместно с сайтом «ПостНаука» запускает проект «Вопрос учёному», в рамках которого специалисты будут отвечать на интересные, наивные или практичные вопросы. Во втором выпуске нейропсихолог Марина Корсакова-Крейн рассказывает, почему одни ноты звучат лучше других.

 

 Вопрос учёному: Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе?. Изображение № 1.

Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе?

 

Вопрос учёному: Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе?. Изображение № 2.

Вопрос учёному: Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе?. Изображение № 3.

Марина Корсакова-Крейн

PhD in cognition and neuroscience, School of Music and the Arts (NJ)

 

 

Разговор о музыке, как правило, сводится к двум противоречивым определениям: Музыка – это язык эмоций, и «музыка – это вычисления не подозревающего об этих вычислениях ума» (Лейбниц).  И оба определения правы!  Музыка состоит из элементов, искусные последовательности которых действуют на наше настроение и мысли. Причём, сами по себе мелодические элементы различаются по «приятности» воздействия. Эта акустическая «приятность» легко поддаётся анализу и объяснению, в то время как пути воздействия музыки на нашу душу с научной точки зрения всё ещё неясны.  

Мы воспринимаем (сознательно) всякий одиночный музыкальный звук как «частицу». Но на самом деле, любой естественный звук содержит в себе длиннющий аккорд: обертоновую серию. Например, когда звучащая струна вибрирует, мы можем видеть рождение этого аккорда, поскольку вибрация происходит от деления струны на 2, 3, 4, 5… и т. д. частей. С каждым делением производится тихий призвук — обертон.  Если мы присмотримся к обертоновой серии, то обнаружим, что самые первые сильные обертоны образуют знаменитые Пифагорейские интервалы, известные со времён античности как консонантные, то есть, приятные для слуха.  Важно то, что тона Пифагорейских интервалов – «близкие родственники» по обертоновой серии (то есть они обладают общей «громкой» спектральной информацией). Скорее всего, нашей системе слуха требуется меньше энергии на обработку таких сочетаний звуков, и это объясняет не только «приятность», но и отсутствие напряжённости в звуках консонантных интервалов по сравнению с напряжёнными диссонансами. Я называю эту особенность Законом Лености: чем меньше нейронных затрат на обработку звукового сочетания, тем приятнее оно звучит.  В этом смысле гармоничные Пифагорейские интервалы служат артистическими универсалами для других, менее консонантных, сочетаний звуков. 

Конечно же, Пифагорейские интервалы сами по себе ещё не музыка: Мелодическое мышление вспыхивает, когда наш разум следует за искусным чередованием напряжённых и ненапряжённых мелодических элементов. Но искусность игры со звучащим временем — это уже магия музыки, её способность передать логику эмоции и контур мысли.

Вопрос учёному: Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе?. Изображение № 4.

 

 

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются