ВопросВопрос учёному: Чего мы не замечаем глазами?
Проект «ПостНауки» и Look At Me: учёные отвечают на вопросы
Look At Me совместно с сайтом «ПостНаука» запустил проект «Вопрос учёному», в рамках которого специалисты будут отвечать на интересные, наивные или практичные вопросы. В новом выпуске психолог Мария Фаликман объясняет, чего нельзя увидеть глазами.
Что мы не замечаем глазами?
Мария Фаликман
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке
Мы не замечаем очень многого, обеспечивая тем самым хлеб насущный иллюзионистам и карманникам. Не замечаем и того, на что не обращаем внимания, пусть оно и находится в поле зрения, и даже того, на что смотрим в упор, думая о чём-то своём. Запись частоты и длительности фиксаций взора при разглядывании самых разных типов изображений с использованием современных методов регистрации движений глаз заставляет предположить, что как раз замечаем мы очень немногое, а не замечаем — огромное количество всего.
В психологии описан целый ряд явлений «слепоты» к окружающим нас предметам и событиям. Один из самых ярких примеров — «слепота по невниманию»: если наше внимание на чём-то сфокусировано, мы не замечаем неожиданных событий, не связанных с тем, что находится в фокусе. Наверняка многие слышали о «невидимой горилле» из экспериментов Д. Саймонса и К. Шабри, которую мы не замечаем, считая передачи мяча между баскетболистами, на фоне которых приплясывает горилла. Но, увы, редко кто задумывается, что в роли гориллы может оказаться пешеход, которого может точно так же не заметить водитель, чьё внимание чем-то занято.
Другой распространённый случай — «слепота к изменению»: для нас естественно не заметить изменение, если оно произошло за пределами фокуса внимания в тот момент времени, когда мы моргнули, перевели взгляд с одного предмета на другой или просто на долю секунды отвлеклись. Если за это время исчезнет один из предметов мебели, шторы поменяют цвет, а сидящий за столом человек спрячет в карман свой телефон, мы, скорее всего, не заметим изменения. А можем не заметить даже подмены собеседника, который подошёл к нам на улице с вопросом, как пройти к библиотеке, если во время разговора между нами пронесут дверь, и один из рабочих поменяется с нашим собеседником местами.
Наконец, ещё одно нередкое явление — «слепота к повторению»: мы часто не замечаем второго из двух одинаковых объектов, если они появляются перед нами один за другим. Именно для борьбы с этой формой невнимания разработчики компьютерных текстовых редакторов придумали подчеркивать повтор слова красной волнистой линией как ошибку, привлекая к ней внимание пользователя.
Появляются и новые забавные формы «слепоты», защищающие нас от избыточной информации: например, характерная для современного интернет-пользователя «баннерная слепота». Исследования показывают, что мы научились эффективно игнорировать навязчивую рекламу на веб-страницах, к слову сказать, сами того не замечая.
Комментарии
Подписаться