ВопросВ каком возрасте слишком поздно учиться кодингу?
Правда ли, что будущие сотрудники Google кодят с пелёнок
Текст
Ксения Петрова
Что делать тем, кто в сознательном возрасте захотел посвятить свою жизнь кодингу? Неужели на работу в Google, Facebook или Amazon попадают только вундеркинды, которые начинают писать программы, едва научившись ходить? Сотрудники Google и других гигантов IT-индустрии, а также педагоги, психологи и анонимы рассуждают, не поздно ли становиться успешным программистом в 14 лет. Look At Me приводит основные положения обсуждения этого вопроса на Quora.
Когда поздно учиться программированию?
Известный теоретик медиа и философ Дуглас Рашкофф написал книгу «Программируй или будь программируемым», где говорит, что кодинг — это новая грамматика. Начинать программировать можно параллельно с изучением азбуки. По запросу «coding for kids» есть десятки советов и обучающих приложений, которые научат детей основам программирования через игры, интересные задания и песенки — некоторые из программ рассчитаны на детей от 3 до 5 лет. Индустрия IT с каждым годом молодеет, и складывается впечатление, что начинать карьеру в этой сфере после 10 лет как-то бессмысленно. Однако профессионалы утверждают, что учиться программированию ни в 14, ни в 25, ни даже в 40 не поздно.
Хорошая новость: то, что всё больше детей учатся программированию в начальной школе, не сокращает ваши шансы на карьеру в сфере IT. Ведь не все люди, которые научились писать и читать, становятся писателями. Точно так же уроки кодинга в школе или популярные онлайн-курсы не делают подростков компьютерными гениями: они дают базовые представления, которые позволяют лучше ориентироваться в мире технологий и хотя бы примерно понимать, как работают гаджеты.
Ещё одна хорошая новость: способности к программированию не имеют отношения к возрасту. Чтобы серьёзно заниматься кодингом, в первую очередь необходимо абстрактное логическое мышление. Интуиция, воображение и изобретательность тоже не помешают, но без логики применить их не получится. Такой вид мышления не обязательно должен быть врождённым (хотя некоторым везёт), но если вы никогда не сталкивались с необходимостью логически рассуждать, придётся потратить много времени, чтобы к этому привыкнуть. Многие начинают программировать в зрелом возрасте, и в этом помогают навыки логического мышления, приобретённые в процессе повседневной жизни.
Люди учатся последовательно мыслить с помощь игр. Чем больше сценариев содержит игра, тем лучше она помогает усвоить структуру абстрактного мышления. Недаром все программисты любят LEGO: из кубиков и параллелепипедов можно составить бесконечное множество комбинаций, но для этого нужно анализировать каждый шаг и прогнозировать результаты. Конечно, навыки абстрактного мышления развивает математика — тем, кто серьёзно занимался математикой в школе, программирование даётся легче, чем еле-еле сдавшим выпускной экзамен (но и это не препятствие, если у вас есть способности).
Процесс овладения каким-либо навыком глубоко индивидуален. С 1885 года психологи и преподаватели описывают такие процессы с помощью «кривой обучаемости» (learning curve). Она иллюстрирует, с какой скоростью человек может обучаться определённому виду деятельности; на оси ординат находятся показатели получаемого навыка, а на оси абсцисс —время, затраченное на овладение этим знанием. Кроме количественных показателей — проведённых за учебниками часов и освоенных за это время алгоритмов — на функцию влияют ещё множество индивидуальных способностей и факторов внешней среды.
Если посмотреть на разные кривые обучаемости, становится понятно, что скорость усвоения материала в процессе обучения меняется, и этот показатель для каждого человека индивидуален. Некоторые сотрудники Google, которые сейчас занимают высокие позиции в компании, впервые увидели код в 19 или 25 лет — если вам действительно интересно этим заниматься, наверстать упущенное можно за относительно короткие сроки. К тому же, многие разработчики ведущих компаний признаются, что не владеют в совершенстве всеми языками программирования. «Если серьёзно, я научился пользоваться Java в 18, выучил C, когда мне было 20, а сейчас я всё ещё учу C++. В Google я начал работать, когда мне было 32. Между прочим, это отличный возраст, круглое число» — пишет на Quora ведущий разработчик и исследователь Эдгар А. Дуэнез-Гусман.
На ознакомительных курсах кодинга школьники решают элементарные задачи, которые взрослый человек, твёрдо решивший освоить программирование, сможет осилить за пару недель. Но понять основные принципы недостаточно — точно так же, получив бейджи за заслуги на CodeAcademy, нельзя стать профессиональным программистом. С их помощью можно сломать языковой барьер, который ощущает любой человек, в жизни не написавший ни одной программы, а дальше обучение можно продолжать самостоятельно в зависимости от выбранного профиля. Как пишут участники беседы на Quora, «учиться поздно, если вам уже ничего не интересно». В общем, Лев Толстой в 62 года научился кататься на велосипеде, а вы сможете научиться кодить на профессиональном уровне, если захотите.
фотографии via Chris Blackshaw, Ersinhan Ersin
Комментарии
Подписаться