ВопросЧто будет, если взломать беспилотный автомобиль?
Какая страховка понадобится водителям будущего
Текст
Антон Мухатаев
Каждую неделю Look At Me ищет ответ на один неожиданный вопрос. Сегодня пытаемся понять, какая защита от взлома нужна беспилотным автомобилям и кто будет ответственным, если машину взломают хакеры.
Внимание! Мнение людей, отвечающих на вопрос, может не совпадать с мнением редакции.
Нужна ли беспилотным автомобилям страховка от взлома?
Эндрю Багрин
глава My Digital Shield
«Уже давно есть автомобили, которые управляются с помощью сенсоров, — просто расположены они не по всему автомобилю, а только у руля и педалей. Например, Chevrolet Volt — в нём руль и колёса не связаны напрямую, всё управляется компьютером. Я могу позвонить в OnStar (Подразделение General Motors, предоставляющее услуги по подписке. — Прим. ред.), и они удалённо откроют двери или выключат двигатель автомобиля. Само собой, раз у них есть удалённый доступ, значит, его может получить и злоумышленник. Первое время взламывать машины будут ради того, чтобы убедиться, что это возможно. Хакеры Чарли Миллер и Крис Валашек уже это сделали: они получили со своих ноутбуков доступ по беспроводному соединению и отключили тормоза у ехавшего автомобиля.
Недавно представили беспилотный грузовик, и я понимаю, почему об этом все сразу заговорили. Что, если кто-нибудь захочет управлять им не так, как предусмотрено конструкторами? Надеюсь, производители автомобилей проявляют должную осмотрительность и проверяют их на все возможные уязвимости. Для них это совершенно новый мир, они этим никогда не занимались. А главное, они хотят выпускать автомобили с новыми технологиями как можно скорее, и у программистов нет времени проверять строчку за строчкой, чтобы убедиться, хорошо ли всё защищено.
И да, я ничего не нагнетаю, я просто хочу, чтобы все понимали, что такая опасность существует. Нам не стоит бояться технологий и переставать их использовать, просто безопасность должна быть приоритетом. Компьютеры уже давно есть в автомобилях, но они становятся умнее и теперь управляют тормозом, газом и направлением движения. Не говоря уже о том, что к ним можно получить доступ по беспроводному соединению — а раз не нужно прямое подключение по кабелю, значит, их надо тестировать перед выпуском ещё дольше».
Р. Д. Леманн
сооснователь
R Street Institute
«Вопрос очень непростой. Даже если не говорить о хакерах — какой должна быть страховка беспилотного автомобиля? Обычно страховые компании оценивают навыки водителя и смотрят на то, где он живёт — как часто там происходят аварии, насколько плотный трафик и какая статистика по угонам. Если у вас полностью автономный автомобиль, то это всё меняет, потому что теперь надо смотреть не на опыт водителя, а на сам автомобиль. И обычно этим занимаются не страховые компании, а производители автомобилей.
Поэтому сейчас совершенно непонятно, как это будет работать с точки зрения закона. В США в некоторых штатах уже ввели законы, которые по идее делают полностью автономные автомобили легальными. Страховая система по большей части осталась той же, но по этому поводу точно предстоят судебные разбирательства. Представьте себе: вы находитесь в беспилотном автомобиле и попадаете в аварию, которой не могли избежать. Ваш страховщик не станет за это платить, потому что их страховка на это не распространяется. Если же их вынудят за это заплатить, то они привлекут к ответственности производителя автомобиля, подав на него в суд.
Что же касается взломов, то отвечать за них — хотя бы частично — будут производители, допустившие изъяны в системе безопасности беспилотного автомобиля. Если удастся установить хакера и привлечь к ответственности его, то часть издержек покроет он. А если это устроит государство — например Северная Корея, — то возместить убытки за их счёт, скорее всего, не выйдет».
Пенни Гаснер
аналитик Insure.com
«Машины становятся всё более автономными, а потому страховым компаниям придётся поменять формулировки в договорах. Вероятно, если что-нибудь случится, часть ответственности будет лежать на производителях автомобилей. Будет интересно посмотреть, что в таком случае произойдёт.
По нынешним договорам взлом автомобиля попадает под страховку. По сути взлом автомобиля — это когда кто-то начинает им управлять без вашего разрешения, как угонщик, садящийся за руль чужого автомобиля. Предполагаю, что в будущем страховые компании будут отдельно прописывать, включён удалённый взлом автомобиля в страховку или нет.
К сожалению, я не слышал о компаниях или исследованиях, которые бы изучали возможность хакерских атак на беспилотные автомобили — или даже современные автомобили, которые тоже оборудованы компьютерами. Это не значит, что страховые компании это не беспокоит, просто ещё никто не делился результатами таких исследований».
Фотографии via Shutterstock
Комментарии
Подписаться