КнигиПростой способ избежать глупых фатальных ошибок
«Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям»
Материал подготовил
Алексей Павперов
Каждый четверг Алексей Павперов рассказывает о недавно вышедшей нон-фикшн-книге. В этом номере — манифест эффективности «Чек-лист» Атула Гаванде, рассказ об универсальном средстве борьбы против сложности в медицине, кулинарии, строительстве домов, управлении самолётом и любых других комплексных системах.
Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям, Атул Гаванде
Альпина Паблишер, 2014
Атул Гаванде — хирург, специалист по общей и эндохирургии. Специфика его работы подразумевает ежедневное столкновение с задачами вроде удаления сложных опухолей или прямого массажа оперируемого сердца — сам автор относит их к категории «сверхсложных». Не то чтобы Гаванде тщеславно переоценивал значение собственной персоны в операционной комнате, совсем нет. Под «сверхсложными» задачами он понимает те проблемы, которые подразумевают маневрирование в огромных массивах данных, а также комплексность поставленных вопросов и методов их решения, необходимость действовать стремительно, искать к каждой задаче индивидуальный подход.
Доктор медицины вынужден так долго учиться, что может открыть собственную практику только на пороге тридцатилетия, при этом он будет считаться молодым врачом. Под напором постоянно увеличивающейся новой информации из специализированных журналов и с конференций, уже находясь у операционного стола, контролируя одновременно множество жизненно важных параметров и работу своего коллектива, он с довольно большой вероятностью может допустить оплошность, которая приведёт к осложнениям или даже смерти больного. И эти ошибки происходят. На самом деле случается это намного чаще, чем вы можете себе представить.
Здоровье миллионов людей можно сохранить, просто используя грамотно составленный список на листе бумаги
Ежегодно на хирургическом столе в США умирает до 150 000 человек, или в три раза больше, чем в ДТП. По крайней мере, половину смертей и осложнений можно было бы избежать. Сделать всё правильно во время хирургической операции — задача немыслимой сложности, даже когда человек знает, что нужно сделать. Полученные знания часто оказываются неуправляемыми. Это распространяется и на другие комплексные системы, с которыми мы сталкиваемся в строительстве, инвестировании, управлении техникой или кулинарии.
Размышляя над тем, как уменьшить количество неизбежных ошибок, Гаванде пришёл к элегантному и даже примитивному инструменту — чек-листу, документу с перечислением наиболее важных действий, напротив каждого из которых рано или поздно должны были появиться утвердительные галочки. Кто бы мог подумать, что здоровье миллионов людей во всём мире можно сохранить, просто используя грамотно составленный список на листе бумаги.
Впервые идею массового введения чек-листов применили авиаторы. В 1935 году ВВС США объявили конкурс на создание нового, наиболее технологичного и эффективного бомбардировщика. Модель B-17, позже получившая известность как «Летающая крепость», обладала бомбовой нагрузкой, в пять раз превышавшей запросы военных, она летала быстрее и дальше всех своих конкурентов, что не предотвратило трагедии на, казалось бы, уже формальной демонстрации — набрав высоту в 300 метров, самолёт завалился на одно крыло и взорвался. Погибли два члена экипажа из пяти.
Идея добровольного введения чек-листов оказалась настолько непопулярной, что Гаванде пришлось написать книгу
При взлёте главный пилот не произвёл одну из рутинных операций — он забыл о ней среди комплекса других, не менее важных действий. Единственным недостатком B-17 оказалось то, что самолёт был слишком сложен в управлении. От контракта отказались, что поставило компанию-производителя Boeing на грань разорения и заставило искать способ минимизации нелепых человеческих ошибок при управлении сложными системами. Сейчас пилот почти каждого пассажирского самолёта пользуется чек-листами. Инструкции совершенствуются исследовательскими комиссиями на специальных лётных тренажёрах. Когда становится известно о ранее неустановленной проблеме, первое, чем занимаются аналитики, — начинают разработку нового чек-листа.
Пионером использования чек-листов в медицине стал американский врач Питер Проновост в 2001 году. Изначально он пытался справиться с одной единственной проблемой, настолько частой, что она уже была переведена в разряд рутинных осложнений — инфицирование центрального катетера. Победное шествие чек-листа по операционным всего мира началось после 2008 года, когда комиссия ВОЗ по безопасной хирургии, возглавляемая самим Гаванде, получила результаты первых экспериментов по внедрению чек-листов в восьми больницах от Лондона до Танзании. Частота серьёзных послеоперационных осложнений уменьшилась на 36 %, а смертность — на 47 %. Число инфекций сократилось почти вдвое. Выразительный положительный результат был достигнут даже в сверхсовременных учреждениях стран первого мира.
Перед тем как поверить в силу чек-листов, Гаванде проделал большой путь. Он наблюдал, как их вариации используются на кухне люксового ресторана, чтобы вовремя подавать безупречных омаров и гусиную печень. Гаванде выяснил, как чек-листы приспособили под себя строительные организации, благодаря чему в США фиксируется смешная цифра «строительных ошибок» — около 20 в год. Познакомился с инвестиционными фирмами, с помощью чек-листов сопротивляющимися общей истерике при резких скачках рынка и находившими слабые места в перспективных сделках. Но сама по себе идея добровольного введения чек-листов оказалась настолько непопулярной, что Гаванде пришлось написать книгу в попытке убедить остальных в правомерности своих результатов.
Книга Гаванде может научить намного большему, чем привычке ставить галочку
И не зря. На самом деле, философия «Чек-листа» выходит далеко за пределы функции контроля ключевых процессов в сложных системах. Она поднимает вопросы общей эффективности при столкновении с ними: важность коммуникаций, предоставление широких полномочий сотрудникам, возможность выхода за пределы своей компетенции, внимание к деталям как способ повысить жизнеспособность всего проекта. Книга Гаванде может научить намного большему, чем привычке ставить галочку напротив выполненной операции.
Может показаться, что автор пытается ультимативно заставить применять чек-лист в любой сфере деятельности, но в действительности это не так. Обескураженный собственными успехами и находками в других сферах, помимо медицины, он поднимает заветную бумажку над головой и кричит «Эврика!», посмотрите, что я нашёл. Теперь вы можете применить мою находку к своим задачам. Чек-листы помогают во многих случаях, при этом встречая неимоверное сопротивление исполнителей, поэтому вы обязательно должны дать им шанс.
Нассим Талеб, помимо писательской деятельности занимающийся успешным трейдерским бизнесом и консультированием, предсказывал, что мы всё чаще будем встречаться со сверхсложными, непредсказуемыми системами. Одним из наиболее важных качеств современного человека оказывается навык адекватно реагировать на столкновения с ними и добиваться от этих ситуаций максимум выгоды. С чек-листом мы получили ещё один действенный инструмент для ориентации во всё более комплексной повседневности и борьбы с собственными нелепыми ошибками в агрессивных потоках данных.
Комментарии
Подписаться