КнигиКак и почему возникают галлюцинации
Розовые карлики, привидения и двойники
Текст
Алексей Павперов
Каждую неделю Алексей Павперов рассказывает о недавно вышедшей нон-фикшн-книге. В этом выпуске — книга известного невролога Оливера Сакса «Галлюцинации», где рассказывается о механике появления божественных голосов, призрачных двойников и омерзительных чудовищ.
Галлюцинации
Оливер Сакс
АСТ, 2014
Во время судебного процесса над Жанной д’Арк Орлеанская дева призналась, что впервые столкнулась с видениями и голосами в 13 лет. Сначала они приводили её в ужас, но со временем девушка поняла, что неведомые силы сулили ей великую миссию. Встречи с неземным часто начинались под звон церковных колоколов и приводили девушку в религиозный экстаз. Жанна д’Арк поверила, что с ней разговаривают ангелы. Сначала они приказали ей быть благочестивой и ходить в церковь, но чуть позже требования значительно возросли — голоса приказали крестьянской девушке, которая никогда не брала в руки оружия и не умела держаться верхом на лошади, начать военную кампанию и освободить от английской осады город Орлеан. Оценки современных врачей в отношении Жанны д’Арк расходятся, но налицо все признаки височной эпилепсии с экстатическими аурами. Нет сомнений в том, что Жанна оказалась во власти ярких и необъяснимых галлюцинаций, видения сподвигли её к неожиданной военной карьере.
Сейчас у неврологов есть все основания полагать, что значительная часть задокументированного в человеческой культуре спиритического, трансцендентального или духовного опыта связана с похожими явлениями — разного рода галлюцинациями. К примеру, изолированный сонный паралич, который человек может испытывать, проснувшись, но ещё не покинув быструю фазу сна, порождает тревожные миражи, встречающиеся во многих сказках, мифах и преданиях (страх от «несвоевременного просыпания» усиливается характерным поверхностным дыханием и аритмичным сердцебиением). Многие поэты от Гомера до Йитса, по их собственным воспоминаниям, вдохновлялись истинными слуховыми галлюцинациями, а фантомные боли на месте потерянной руки у адмирала Нельсона убеждали его в существовании бессмертной души (капитан Ахав из «Моби Дика» из-за схожих симптомов уверовал в физическое существование ада).
Мозг обрабатывает иллюзии теми же отделами, которыми обрабатывает и реальные события и предметы
В книге указывается, что зигзагообразные и геометричные галлюцинации, возникающие в преддверии мигрени, могут быть поняты как отражение архитектуры первичной зрительной коры и взаимодействие множества живых нервных клеток. Подобные узоры встречаются в мусульманском искусстве, средневековой живописи и декоре, сапотекской архитектуре и рисунках австралийских аборигенов — что если это проступают «встроенные в наш мозг элементы, определяющие представления о формальной красоте»?
Оливер Сакс — практикующий невролог, который привык писать книги, в общем-то, обо всех проблемах, которые его сильно волнуют, — слепоте, мигренях, рефлекторном параличе, различного рода экзотических и шокирующих расстройствах мозга. В своей последней книге он пытается объяснить механику галлюциногенных явлений, компилируя их вокруг конкретных заболеваний, травм или видов деятельности. Выразительные фантомные вспышки могут одолевать больных не только из-за слепоты, эпилепсии, употребления психоделиков или органических повреждений мозга, но и перед сном, из-за переутомления, потери конечностей, невозможности пережить травмирующие воспоминания.
Как врач и исследователь Сакс пытается разобраться в причинах галлюцинаций. Мозг обрабатывает иллюзии теми же отделами, которыми обрабатывает и реальные события и предметы — физиологически галлюцинации отличаются от воображения и напоминают восприятие. Синдром Шарля Бонне компенсирует потерю зрения. Сенсорная депривация, монотонность, изоляция и отсутствие раздражителей провоцируют появление целого букета фантомов — теперь понятно, какого рода трансцендентальный опыт могли переживать затворники или узники средневековых замков. Многие слуховые галлюцинации предположительно возникают в результате утраты способности распознавать внутреннюю речевую продукцию как свою собственную. Иллюзии охватывают многих больных паркинсонизмом или эпилепсией после начала приёма леводопы.
Галлюцинации распространены намного больше, чем принято полагать
Уже во втором из своих неразделимых амплуа — чуткого собирателя историй, внимательного и сопереживающего слушателя, поддерживающего связь с большим числом своих больных и читателей — Сакс приводит множество удивительных случаев галлюцинаций. Например, он рассказывает историю школьного учителя с хеаутоскопией — расстройством, при котором больной начинает коммуницировать с собственным двойником. Однажды проснувшись, он увидел в кровати рядом с собой точную свою копию и испытал необычайный гнев из-за того, что двойник даже не намеревался просыпаться, рискуя опоздать на работу. Тогда учитель начал будить его, бить по щекам, в конце концов прыгать на нём, пока не начал сомневаться, кто из них на самом деле реален. Одержимый этой мыслью, он почувствовал себя заключенным в полностью парализованном, лежащем на кровати фантоме, из глаз которого он наблюдал, как рядом прыгало и испускало крики его «настоящее» тело. В попытке воссоединиться бедняга выпрыгнул из окна своей квартиры на третьем этаже и пришёл в себя только в больнице.
В другой истории больной Сакса, страдающий от делирия (иначе говоря — бреда) из-за употребления леводопы, явился на приём и с порога заявил: «Вы добрый человек, и я был потрясен, услышав, как вы сказали мне: „Сеймур, наденьте пальто, шляпу, поднимитесь на крышу и спрыгните вниз“». На вопрос Сакса, действительно ли он физически находился в тот момент в комнате, больной отвечал «нет». Немного подумав, врач не нашёл ничего лучше, чем посоветовать Сеймуру в следующий раз, когда он услышит его голос, оглянуться по сторонам — если рядом никого не окажется, значит, голос — галлюцинация. Сеймур немного подумал и сказал: «Это не поможет». На следующий день он снова услышал голос Сакса, велевший ему надеть пальто и шляпу и спрыгнуть с крыши госпиталя. На этот раз голос добавил: «И не стоит смотреть по сторонам, я всё равно здесь».
Огненные мухи и розовые карлики, трупы детей и изуродованные лица, геометрические фигуры и ожившие нотные письмена — чего только не может появиться буквально из пустоты, когда вы этого меньше всего ожидаете. Читая книгу Сакса, приходишь к заключению, что галлюцинации распространены намного больше, чем принято полагать, и к тому же играют важную роль в спиритическом и художественном наследии человечества. Поэтому, если вы однажды увидите на потолке своей комнаты альпийскую деревушку с мирно протекающей изумрудной рекой или услышите, как о стенку шкафа скребутся чьи-то когти, это ещё не значит, что вы сошли с ума. Вам просто нужно найти хорошего невролога. Ну или включить этот момент в свой ненаписанный роман.
Комментарии
Подписаться