КнигиПочему глобальное потепление касается каждого
Его отрицает бизнес-элита, но признают 97% климатологов
Материал подготовила
Каждую неделю Look At Me собирает ключевые цитаты из новой нон-фикшн-книги, которая ещё не переведена на русский язык. На этот раз мы прочитали книгу Наоми Кляйн This Changes Everything («Это меняет всё») о влиянии капитализма на климат.
Наоми Кляйн признаётся, что сама долгое время не воспринимала угрозу глобального потепления всерьёз. Она так же, как и многие из нас, предпочитала быстрее пролистывать новости о природных катаклизмах и отшучиваться про себя тем, что апокалипсис уже близок. Для самой Кляйн «изменилось всё», когда она встретилась в 2009 году с послом Боливии — страны, состояние которой чрезвычайно зависит от горных ледников. Тогда она решила написать книгу, способную заставить читателей, наконец, обратить внимание на катастрофические изменения климата, вызванные капитализмом:
«Много лет мы и наши политики полностью игнорировали то, что пыталась сказать нам природа. Поэтому сегодня у нас есть только один выбор: или мы позволим климатическим изменениям до неузнаваемости переделать наш мир, или мы сами до неузнаваемости переделаем нашу экономику, чтобы этого не случилось. Никаких промежуточных вариантов у нас больше нет».
Хотя Кляйн в первую очередь обвиняет в климатических изменениях капитализм последних трёх десятилетий, можно сказать, что в возможности формирования подобной идеологии она винит Фрэнсиса Бэкона:
«Если у нашей экономической модели, безбожно эксплуатирующей природные ресурсы, должен быть какой-то покровитель, то им стоило бы назвать Фрэнсиса Бэкона. Английский философ, ученый и государственный деятель — именно он заставил британскую элиту забыть о страхе перед матерью-землей и стать ее полновластными хозяевами. Его идеи лежат не только в основе научной революции, но и в основе проекта по колонизации мира, с которого началось выкачивание ресурсов из одних стран ради процветания других».
В первой (довольно обличительной) части книги Кляйн объясняет, почему глобальное потепление часто отрицается политиками и бизнес-элитой, хотя его существование признаётся 97 % ученых-климатологов:
«Если бы консерваторы признали существование глобального потепления, то тем самым они проиграли бы главную идеологическую битву нашего времени. Им пришлось бы согласиться с тем, что для контроля состояния нашей планеты необходимо внедрять жёсткие ограничения бизнеса, а не действовать, как раньше, сугубо в интересах экономики свободного рынка».
«Если мы посмотрим на тех, кто агрессивнее всего отрицает глобальное потепление, то увидим, что это в большинстве своём представители европеоидной расы, мужчины с зарплатой сильно выше среднего. По их мнению, увеличение температуры на пару градусов — это точно не та проблема, с которой обеспеченные люди в постиндустриальном обществе не справятся. На всех остальных им плевать».
Также Кляйн обращает внимание читателей на то, почему те политики, которые признают глобальное потепление, чаще всего списывают вину на Китай и Индию:
«Действительно, зачем самим пытаться сокращать выбросы углекислого газа в атмосферу, когда все и так знают, что во всём виноваты развивающиеся страны — ведь там каждый месяц открывают столько угольных заводов, сколько на Западе никогда бы не смогли закрыть?! Этот аргумент часто предъявляется как что-то само собой разумеющееся, как будто страны Запада — посторонние наблюдатели этой грязной экономической модели и никак не причастны к тому, что развитие Китая и Индии идёт по пути эксплуатации рабочих и природы».
Отдельно Кляйн обличает и бизнесменов, которые дают учёным гранты на борьбу с глобальным потеплением, но при этом сами получают прибыль из неэкологичных индустрий:
«У Билла Гейтса слова сильно расходятся с делом. С одной стороны, он изображает большую озабоченность проблемами изменения климата и готов поддерживать ученых, которые создают новые энерговырабатывающие технологии. С другой — фонд Билла Гейтса только недавно вложил 1,2 миллиарда долларов в нефтяных гигантов British Petrolium и ExxonMobil, и, как можно предположить, это только начало его нефтяных вложений».
Критику Кляйн направляет и в адрес природоохранных организаций:
«На протяжении долгого времени зелёные просили нас подписывать петиции, выключать свет на час, ходить пешком на работу и отправлять им деньги. Всё это могло способствовать тому, что нас всё меньше стали интересовать проблемы глобального потепления. Ведь если решения, предлагаемые природоохранными организациями, были настолько просты, то можно подумать, что и проблемы были высосаны из пальца».
В последней части книги обличительный тон Кляйн сменяется на восторженно-повествовательный, и она переходит к рассказу о вдохновляющих примерах смелого противостояния капитализму в разных регионах мира:
Комментарии
Подписаться