КнигиКак предсказания влияют на реальность
Почему прогноз об эпидемии служит её распространению
Каждую неделю Look At Me публикует отрывок из новой нон-фикшн-книги, изданной на русском языке. В этот раз мы представляем книгу Нейта Сильвера «Сигнал и шум», которую выпустило издательство «Колибри». В ней речь идёт о том, как создают прогнозы и почему они так часто не сбываются — или наоборот.
Самореализующиеся
и самоотменяющиеся предсказания
Во многих случаях, связанных с предсказаниями деятельности человека, сам факт создания предсказания может повлиять на поведение людей. Иногда, как и в экономике, эти изменения в поведении могут повлиять и на результат прогноза, либо аннулировав его, либо, напротив, повысив его точность. Прогнозы, касающиеся гриппа и других инфекционных заболеваний, затрагивают обе стороны этой проблемы. Случай, при котором предсказание приводит к событиям, его подтверждающим, называется самореализующимся предсказанием или самоисполняющимся пророчеством. Примером его может служить выпуск результатов политического опроса в гонке с множеством кандидатов, например, первичные выборы на президентский пост.
В таких случаях избиратели могут из тактических соображений поддержать кандидата, потенциально способного выиграть (а не растратить зря свой голос), и раскрученные результаты опроса часто лучше всего показывают, какому кандидату это по силам. Например, на последних этапах политической гонки республиканцев в Айове в 2012 году канал CNN выпустил результаты опроса, показывавшие, что Рик Санторум может рассчитывать на 16% голосов, а не на 10%, как это было раньше. Этот опрос выбивался из общего ряда — другие исследования общественного мнения не показывали, что Санторум набирает обороты, даже после выпуска опроса CNN. Тем не менее благодаря опросу Санторум получил значительную и позитивную поддержку СМИ, и некоторые избиратели, ранее поддерживавшие кандидатуры других, близких по идеологическим взглядам кандидатов типа Мишель Бахманн и Рика Перри, перешли на его сторону. Через некоторое время опрос сделал своё дело, Санторум выиграл в Айове, а Бахманн и Перри остались далеко позади.
Публика просто реагирует на маркетинг коричневого цвета, а не выражает какое-либо глубинное предпочтение к нему
Более тонкие примеры этого подхода можно найти в таких областях, как дизайн и развлечения, где компании, в сущности, соревнуются друг с другом в том, что смогут предугадать вкусы потребителей. Но они также способны влиять на потребителей определённым образом через толковые маркетинговые планы. Что касается моды, то специалисты в этой области пытаются угадать, какие цвета будут популярными в следующем сезоне — это нужно делать заранее, примерно за год, поскольку именно такой срок требуется для переналадки производственных линий.
Допустим, группа влиятельных модельеров решит, что в следующем году популярным будет коричневый цвет, и начнёт выпускать большое количество одежды коричневого цвета. Если модели и знаменитости начнут носить коричневое, а в каталогах и витринах магазинов будет преобладать одежда коричневых тонов, то велики шансы на то, что публика последует за этой тенденцией. Однако в данном случае она просто реагирует на маркетинг коричневого цвета, а не выражает какое-либо глубинное предпочтение к нему. Дизайнер может показаться настоящим провидцем, угадавшим цвет, хотя, если бы он выбрал белый, чёрный или лавандовый, произошло бы примерно то же самое.
Заболевания и другие медицинские обстоятельства также могут обладать свойствами самореализации. Когда те или иные медицинские аспекты широко обсуждаются в СМИ, люди чаще начинают находить у себя соответствующие симптомы, а врачи чаще диагностируют ту или иную болезнь. Наиболее известный пример такого случая, наблюдаемый в последние годы, связан с аутизмом.
Чем чаще люди думают и обсуждают конкретный диагноз или болезнь, тем чаще его начинают ставить
Если вы сравните количество детей, которым поставлен диагноз аутизм, с частотой использования термина аутизм в американских газетах, то обнаружите почти идеальное соответствие по модели «один к одному», причём оба значения в недавние годы выросли. И хотя аутизм не всегда воспринимается как заболевание, можно провести определённые параллели с гриппом. «Мы наблюдаем поразительное явление. Для заболеваний, не имеющих чёткого механизма возникновения, новости сами по себе начинают способствовать появлению всё новых случаев постановки такого диагноза», — рассказал мне доктор Алекс Озонофф из гарвардской Школы здравоохранения. Озонофф серьёзно изучал математику и довольно свободно разбирается в вопросе управляемых данных, однако сейчас он в основном концентрируется на использовании тщательного статистического анализа при исследовании гриппа и других инфекционных заболеваний. «Мы раз за разом обнаруживаем, что чем чаще люди думают и обсуждают конкретный диагноз или болезнь, тем чаще его начинают ставить, и корреляция доходит почти до 100%».
Озонофф полагает, что именно это явление может отвечать за ту скорость, с которой свиной грипп распространился по США в 2009 году. Хотя болезнь и распространялась достаточно быстро, резкий статистический прирост мог быть отчасти связан с тем, что люди сообщали врачам о симптомах, которые прежде игнорировали.
Если бы доктора решили производить расчёты темпа распространения болезни среди населения, то количество официально объявленных случаев привело бы к искажённой статистике. Чем-то это напоминает ситуацию со статистикой преступности. Предположим, что полиция сообщает об увеличении количества ограблений в каком-то районе. Связано ли это с тем, что полицейские усилили бдительность и стали раскрывать больше преступлений, чем раньше, или же им стало проще сообщать об этом? А может быть, этот район действительно стал более опасным? Подобные проблемы очень сложны для любого, кто хочет делать прогнозы заболеваемости гриппом на ранних стадиях.
Самоотменяющиеся предсказания
Самоотменяющееся предсказание относится к противоположным случаям, при которых факт появления предсказания приводит к прекращению развития ситуации. Интересным примером здесь могут служить системы GPS-навигации, обретающие всё большую популярность. Через Манхэттен проходят две основные трассы в направлении с юга на север — Вест-Сайдское шоссе, идущее вдоль реки Гудзон, и скоростная магистраль ФДР-Драйв на восточной стороне острова. В зависимости от конечной точки водитель не всегда может отдать предпочтение определённой трассе. Однако его GPS-система сама укажет, по какой дороге ехать, учитывая степень их загруженности: система, по сути, предсказывает, какой путь выбрать, чтобы быстрее добраться до точки назначения. Проблема возникает, когда много водителей пользуется одной и той же системой: совершенно внезапно дорога становится перегруженной машинами, и прежде «более быстрая» трасса превращается в более медленную. Уже есть ряд теоретических и эмпирических свидетельств того, что это стало проблемой на некоторых часто используемых трассах в Нью-Йорке, Бостоне и Лондоне и что такие системы иногда могут оказаться контрпродуктивными.
Это качество предсказаний порой может представлять проблему и с точки зрения правильности предсказаний, касающихся гриппа, поскольку их цель, хотя бы отчасти, состоит в повышении общей осведомлённости о болезни и, таким образом, изменения поведения в обществе. Самым эффективным прогнозом в отношении гриппа может считаться тот, которому не удаётся сбыться, поскольку он мотивирует людей на более здоровый выбор.
Комментарии
Подписаться