КнигиПочему динозавры вымерли, а крокодилы живут
И зачем некоторым рептилиям нужно быть большими
Каждую неделю Look At Me публикует отрывок из новой нон-фикшн-книги, выходящей на русском языке. В этот раз мы представляем книгу Владимира Динеца «Песни драконов. Любовь и приключения в мире крокодилов и прочих динозавровых родственников», которую выпустило издательство Corpus.
Анадырь стоит на холме над большим заливом. Аэропорт находится на другом берегу, в нескольких километрах. Летом залив можно пересечь на барже, зимой — на автобусе по льду, а весной и осенью — только на вертолёте, причём вертолёт может стоить дороже, чем рейс до Москвы. Город состоит из уродливых зданий советских времён, раскрашенных в кислотные цвета к приезду пахана всея Руси в 2007 году. По вторникам связи с аэропортом нет вообще, потому что как-то раз ржавая баржа с пассажирами затонула, случилось это во вторник, и суеверный городничий приказал по вторникам не плавать. Приходится платить двести долларов за гостиницу или ночевать в одном из заброшенных домов, которых там десятки. Но район аэропорта — не худшее место, чтобы застрять, по крайней мере летом: недалеко от терминала находится колония редких камчатских крачек, а у пирса собираются целые стада китов-белух.
В самом Анадыре достопримечательностей две: циклопический православный собор, построенный за сумасшедшие деньги из привезённых за десять тысяч километров брёвен, и областной музей с совершенно поразительной коллекцией чукотского искусства, в основном резьбы по моржовым клыкам, мамонтовым бивням и китовым позвонкам. Есть там и палеонтологический раздел со множеством костей млекопитающих ледникового периода и одной скромной динозавровой костью.
На всём протяжении мезозойской эры Сибирь была достаточно тёплой, чтобы там могли жить динозавры и иногда крокодилы. Самый известный из древних сибирских крокодиловых, тагарозух, был небольшим, длинноногим, шустрым наземным хищником, несколько напоминавшим грейхаунда.
В те времена крокодиловые не уступали своим родственникам-динозаврам по части разнообразия. Некоторые из них были морскими, с раздвоенным хвостом и лапами, превратившимися в ласты, другие — полностью наземными. Кое-кто даже перешёл на растительную пищу. Самые мелкие были всего сантиметров тридцать длиной, а самые крупные достигали пятнадцати метров. Крокодил заурозух, живший там, где сейчас Сахара, в молодости питался рыбой, а когда вырастал, переходил на динозавров. Он весил около восьми тонн и мог затащить под воду почти любого динозавра. Следы зубов дейнозуха, гигантского аллигатора, жившего в Северной Америке, найдены на окаменевших костях тираннозавров.
Вероятно, сыграла роль поразительная способность крокодиловых обходиться без пищи
Когда в конце мезозоя (65 миллионов лет назад) в землю врезался астероид, вызвавший массовое вымирание, произошло нечто странное. Динозавры погибли все, кроме одной ветви, которую мы называем птицами. Крокодиловые пережили катастрофу лучше: уцелело несколько разных групп. Морские гавиалы и сухопутные крокодилы дожили на островах Меланезии до прихода человека 20–40 тысяч лет назад, но потом всё-таки вымерли, видимо, из-за разорения людьми гнёзд. Пресноводные тоже понесли потери (например, люди истребили рогатых крокодилов Мадагаскара), но многие всё-таки дожили до наших дней.
Почему крокодилы сумели выжить, а большинство динозавров — нет? На этот счёт есть несколько теорий, но ни одна из них полностью не объясняет, почему одни животные выжили, а другие вымерли. Вероятно, сыграла роль поразительная способность крокодиловых обходиться без пищи. Крупные особи могут голодать больше года и в среднем едят примерно в десять раз меньше, чем такие же по весу млекопитающие. Однако у мелких птиц и зверушек потребность в пище наверняка была выше, чем у большинства динозавров, тем не менее они тоже выжили. Так что одной только способности голодать для объяснения недостаточно.
Единственное, что объяснить легко, — это вымирание самых крупных крокодилов. Они просто остались без добычи: все динозавры, кроме птиц, вымерли, а млекопитающие в то время были не больше сурка и достигли сколько-нибудь солидных размеров только через миллионы лет.
Как писал Геродот про нильского крокодила, «ни одно животное не начинает жизнь таким маленьким, чтобы вырасти таким большим»
Но что произошло с самыми мелкими крокодильчиками? Ныне живущие крокодиловые уникальны в мире животных тем, что среди них нет ни одного вида, длина которого во взрослом состоянии не превышала бы 125 см. На свете есть копытные размером с кролика, китообразные размером с большой арбуз и акулы размером с уклейку, но нет ни одного по-настоящему маленького крокодила. Почему?
Объяснить эту загадку физиологическими или экологическими причинами нельзя. Свежевылупившиеся детёныши карликовых кайманов длиной всего пятнадцать сантиметров, но они вполне способны выжить в кишмя кишащих хищниками амазонских болотах. Как писал Геродот про нильского крокодила, «ни одно животное не начинает жизнь таким маленьким, чтобы вырасти таким большим». Тем не менее у всех современных крокодиловых половое созревание наступает у самок при длине как минимум в метр, а у самцов — в метр с четвертью.
У меня возникла интересная идея, и мне не терпелось обсудить её со специалистами. Вернувшись в Москву, я наконец-то нашёл нормальный интернет и написал Дэррену Нэйшу, знаменитому английскому палеонтологу. Дэррен объяснил мне, что все нынешние крокодилы, аллигаторы, кайманы и гавиалы принадлежат к одной ветви обширного «эволюционного дерева» крокодиловых. Эта ветвь обособилась от прочих примерно сто миллионов лет назад и оказалась единственной, пережившей падение астероида. В других ветвях были «карликовые» виды, а в этой — никогда. Узнать наверняка, в чём причина такой разницы, вряд ли когда-нибудь удастся, но мне кажется, что я нашёл вероятное объяснение.
Самки научились игнорировать самцов, неспособных производить инфразвук
Все ныне живущие крокодиловые пользуются инфразвуком в качестве «честного сигнала», чтобы произвести впечатление на самок. Это требует большой физической силы, и необходимо достичь определённого размера. Может быть, когда общий предок всех нынешних крокодиловых начал использовать инфразвук, от него уже нельзя было отказаться? Самки научились игнорировать самцов, неспособных производить инфразвук, и тем самым навсегда перекрыли эволюционные пути, ведущие к уменьшению размера?
Если моя теория верна, то это первый известный случай, когда строгость женского пола ограничила эволюционные возможности целой ветви животного мира. Но доказать такую теорию практически невозможно. Мы ничего не знаем о «языках» вымерших видов. У гигантского заурозуха, охотившегося на динозавров, был на носу странный нарост, возможно игравший какую-то роль в звуковом общении, но даже это всего лишь предположение.
Чтобы теория выглядела хотя бы правдоподобной, мне надо было убедиться, что самые мелкие из ныне живущих крокодиловых способны производить инфразвук. Аллигаторы приобретают эту способность, когда вырастают до 125 см. Самцы самых мелких крокодилов и кайманов становятся взрослыми при такой же длине, но об их поведении в брачный сезон практически ничего не было известно.
Мне предстояло много работы.
Комментарии
Подписаться