Views Comments Previous Next Search

Little Britain

126488
НаписалЛена Камай19 ноября 2010

Tate Britain: главный музей Объединенного Королевства




Little Britain. Изображение № 1.
     
     

Мариа Городецкая
закончила социологический факульет РГГУ. Проработала год фоторедактором в журнале «Афиша». Решив сменить часовые пояса, уехала в Лондон, где сейчас получает степень бакалавра по фотографии. Помимо любви к современному искусству Маша может часами напролет бродить по Национальной Галерее, разглядывая средневековые портреты.


В 1837 году сэр Генри Тейт (Henry Tate), сыгравший для Британии ту же роль, что и братья Третьяковы — для России, начал собирать коллекцию произведений британской живописи. Картины, принадлежавшие промышленнику, стали основой коллекции, как это и бывает в классических случаях меценатства. Все собранное разместилось в галерее Тейт, которая чуть позже обрела свое гордое название Тейт Британ (Tate Britain). Сейчас ни один другой музей мира не может похвастаться коллекцией произведений английского искусства XVI—XX веков, подобной этой. Основное собрание работ современных художников выставляется в новом «отделении» галереи — Тейт Модерн (Tate Modern).

Little Britain. Изображение № 2.


Помимо основной экспозиции, в музее можно увидеть временные выставки. Сейчас их четыре. Впервые публике представлены рисунки Рейчел Уайтрид (Rachel Whiteread), ретроспектива фотографий Майбриджа (Eadweard Muybridge), экспозиция Файоны Баннер (Fiona Banner) в Галерее Джозефа Дювина, и в отдельном зале представлены победители Премии Тернера (Turner Prize).

Little Britain. Изображение № 9.


Little Britain. Изображение № 18.


Премия Тёрнера

Названная в честь художника Уильяма Тернера (William Turner), эта премия вручается в результате одного из самых престижных и популярных конкурсов в мире современного искусства. Приз присуждается только британским художникам и, как бывает со всеми конкурсами, будь то: конкурс красоты, кулинарного искусства или поедания хот-догов, премия является предметом вечных споров и дискуссий. Например, в этом году корреспондент Observer разнесла в пух и прах практически всех номинантов.

Четыре отобранных художника выставляются в Тейт Британ в течение нескольких месяцев, а в декабре объявляется победитель. Оцениваются те работы, за которые художники были номинированы, а не те, что представлены в музее.

Среди номинантов — Декстер Далвуд (Dexter Dalwood). Предмет его интереса - люди и события XX века,  оказавшие влияние на формирование образа западной культуры и общества. Характерная черта его картин заключается в отсутствии главного протагониста в картине, а смысл, как правило, скрывается в названии самой работы. Как говорит художник, размышления писателей вроде Уильяма Берроуза и Германа Мелвила послужили мотивацией к созданию работ. 

Little Britain. Изображение № 19.


Еще одни номинанты — Кодво Эшун (Kodwo Eshun) и Анжелика Сагар (Anjalika Sagar), в 2002 году основавшие «The Otolith Group» — объединение авторов, которые занимаются кураторской и выставочной деятельностью, созданием арт-объектов, видео-инсталяций, публикациями на тему современного искусства и многим другим. Вообще же, «оtolith» — это небольшой кристалл карбоната кальция, часть органа равновесия у всех позвоночных существ, в том числе человека.

Little Britain. Изображение № 20.


Художники получили номинацию за инсталляцию «A Long Time Between Suns», которая была представлена в Gasworks and The Showroom — популярной галерее современного искусства, расположенной в южной части Лондона. В основе инсталляции — интерес артистов к природе документальных исторических фильмов, их значение и различия в интерпретации событий. 

Идея работ испанки Анжелы де ла Круз (Angela de la Cruz)  заключается в соединении медиумов. С помощью медиумов художник работает с краской улучшая дисперсию, зрительные свойства, сцепление с холстом и сохранение произведения. Она рисует картины, которые ломает, разрезает, всячески мучает и наносит урон. Потом из этих фрагментов Анджела собирает 3D-объект — скульптуру, которая размещается на полу или прикрепляется к стене.

Little Britain. Изображение № 21.


Работа Сьюзан Филипз (Susan Phillipsz), удивительная по простоте исполнения, открывает дверь перед бесконечным пространством мысли и одновременно позволяет просто наслаждаться. Это отдельная комната с голыми стенами, в центре которой находится скамья, в трех отдаленных точках — динамики, из которых доносится песня в исполнении Филипз. Голос — это центральный медиум художника. В этом пространстве хочется остаться, лечь посреди комнаты, представляя, будто безмятежно плывешь в тихой воде. Переходя из одного конца помещения в другое, слышая отражение песни от стен, где звуки сталкиваются с меланхоличным голосом соседнего динамика, испытываешь странный магический эффект. Исполняя тихим голосом шотландскую песню XVI века «Lowlands», Филипз возвращает то, что безвозвратно ушло вместе со временем.

Little Britain. Изображение № 23.


Little Britain. Изображение № 27.


Рисунки Рейчел Уайтрид

Среди временных экспозиций  — первая ретроспектива работ Рэйчел Уайтред (Rachel Whiteread) на бумаге. Рейчел знаменита скульптурными конструкциями, для которых она часто использует предметы домашнего обихода. Выставка фокусируется на рисунках: «Это дневники основных работ», — объясняет Уайтрид. Бумага  — место, где она играет и экспериментирует, переходя от мимолетных идей к глубоким размышлениям. Замазкой затирая и пряча стены зданий, Уайтред смотрит на мир в отсутствии уже созданных предметов. В другой части работ, наоборот, сбалансировано не созданное — дорисовано то, что могло бы существовать.

Little Britain. Изображение № 28.

 

Little Britain. Изображение № 40.


«Комната Художника»

При поддержке The dOffay Donation, правительства Шотландии и Британии, а также благотворительной организацией The Art Fund стал возможным проект под названием «Комнаты Художника» (Artist Rooms). Это коллекции современного искусства, курсирующие по Соединенному Королевству из галереи в галерею. Фактически объекты принадлежат Тейт и Национальным галереям Шотландии. В Тейт Модерн таких комнат две — Энди Уорхола и Агнес Мартин.

Little Britain. Изображение № 41.

 

В Тейт Британ — это комната Демиана Хёрста (Damien Hirst), в которой находится всего четыре объекта, но не смотря на это, можно понять чем интересуется Хёрст. Его работы завязаны на теме смерти и сопутствующих ей областях — медицине и религии. «У меня складывается впечатление, что для многих людей медицина является новой религией... В жизни есть четыре основные вещи: вера, любовь, искусство и наука. Это то, что помогает нащупать путь в темноте... Мало что действительно работает, но это помогает», — говорит Хёрст.

Little Britain. Изображение № 46.


Little Britain. Изображение № 51.


Галерея Дювина и Файона Баннер

Среди анфилад и колонн галереи Файона Баннер разместила два истребителя: один из них подвешен в воздухе и занимает все пространство зала; другой лежит в противоположном крыле галереи.

По словам Файоны, «она впала в безумие от этих машин». Увлекаясь военными самолетами с семи лет, она собрала целый архив из карандашных рисунков, газетных вырезок и моделей самолетов. Располагая свои истребители в замкнутом пространстве, Файона заставляет посетителей взаимодействовать с объектами, исследуя ассоциативные и физические ощущения от машин. Марки самолетов — Хэрриер и Ягуар, это практически ласковые имена. «Мне трудно поверить в истинное предназначение этих самолетов, столь они прекрасны». — делится Фиона. «И всё же их функция — убивать. То, что мы находим их прекрасными, заставляет нас сомневаться в самом понятии красоты, также в нашей моральной и интеллектуальной позиции. Мне интересны эти противоречивые чувства».

Little Britain. Изображение № 52.


Среди секций с основной экспозицией — выставка работ Алана Чарльтона (Alan Charlton), описывавшего себя не иначе, как «тот парень, который рисует серые картины». По странной закономерности, каждый раз попадая в этот зал, я вижу здесь азиатских студенток, что-то усердно записывающих в молескины. К концу 60-х художник развил грубый подход к созданию предметов искусства. Тогда Чарльтона интересовал момент перехода картины в статус «картины».

Little Britain. Изображение № 60.


В собственности галереи есть несколько картин Люсьена Фрейда, внука знаменитого психоаналитика. В области фигуративной живописи за ним закрепилась репутация одного из лучших. Практически на всех его картинах изображены знакомые ему люди: так, например, первая жена художника Кэтлин Эпштейн запечатлена в работе «Girl with a white dog». 

Little Britain. Изображение № 63.

 

Сайт Tate Britain


Little Britain. Изображение № 67.


Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются