Views Comments Previous Next Search

Хореографируй мной

75444
Написалahmad_tea3 декабря 2010

Об экспозициях в Хейворд галлери




Хореографируй мной. Изображение № 1.
     
     



Мариа Городецкая
закончила социологический факульет РГГУ. Проработала год фоторедактором в журнале «Афиша». Решив сменить часовые пояса, уехала в Лондон, где сейчас получает степень бакалавра по фотографии. Помимо любви к современному искусству Маша может часами напролет бродить по Национальной Галерее, разглядывая средневековые портреты.

В центре Лондона на южном берегу Темзы находится галерея Хейворд (Hayward Gallery). «Ройял Фестивал Холл» (Royal Festival Hall), «Холл Королевы Елизаветы» (Queen Elizabeth Hall) и галерея Хейворд вместе составляют центр «Саузбанк» (Southbank), крупнейший в Европе комплекс, ежегодно привлекающий более трех миллионов посетителей.

В течение года здесь проходят тысячи платных концертов и перформансов, в фойе организуется порядка трехсот бесплатных программ, а здешняя образовательная программа знакомит желающих с тонкостями исполнительного искусства.



Галерея Хейворд открылась в 1968 году. Здание представляет собой массивную конструкцию из серого бетона — типичную для архитектуры брутализма.

Хореографируй мной. Изображение № 2.


Эта постройка действительно впечатляет. Для проектирования галереи были привлечены Рон Херрон (Ron Herron), Деннис Кромптон (Dennis Crompton) и Уоррен Чолк (Warren Chalk), основатели авангардистской архитектурной группы «Аркигрэм», созданной в 1960 году. Проекты их гипотетических городов, напоминающие фантазии писателей-фантастов, так и не воплотились в жизнь. Единственное, что им удалось воплотить в реальности, — здание Кунстхауса в Граце. Тем не менее, их деятельность серьезно повлияла на становление теории постмодернизма и представление об архитектуре. 

Хореографируй мной. Изображение № 20.


У галереи Хейворд нет собственной коллекции, а экспозиция сменяется не более четырех раз за год. В стенах этого холодного, но завораживающего здания может появиться ретроспектива художника абсолютно любого периода. Здесь выставлялись произведения Леонардо да Винчи, Эдварда Мунка, французских импрессионистов. Однако в последнее время ориентир сменился в сторону современного искусства: свои работы здесь уже представляли такие художники, как Дэн Флэвин (Dan Flavin) и Энтони Гормли (Antony Gormley).

Хореографируй мной. Изображение № 24.


Выставка «Двигайся: Хореографируя тобой» (Move: Choreographing you) относится к разряду тех, про которые скептики настороженно спрашивают: «И это искусство?» Привычные неспешные прогулки вдоль экспонатов с брошюрами в руках отменяются, этот проект физически вовлекает зрителя в происходящее — до боли в мышцах.

В одном пространстве собраны работы хореографов-инноваторов и художников, работающих с танцем. История этого направления берет свое начало в 60-х, когда хореографы Театра Танца Джадсон в Нью-Йорке и группа из Сан-Франциско решили обратиться к импровизации: во время перфоманса они выбирали, как поступить в тот или иной момент, а не следовали заранее подготовленной программе.

Одни из наиболее известных хореографов того времени — Ивона Райнер (Yvonne Rainer) и Люсинда Чайлдс (Lucinda Childs) — работали вместе с художниками вроде Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg) и старались привнести новый глоток воздуха в сложившиеся традиции. 

Хореографируй мной. Изображение № 25.


Хореографируй мной. Изображение № 35.


Из наших современников здесь представлены Ксавье ле Руа (Xavier le Roy) и режиссер Исаак Джульен (Isaac Julien): на выставке можно увидеть его потрясающе красивую и умело выполненную работу, соединяющую три истории на девяти экранах в одном зале.

Хореографируй мной. Изображение № 36.


Каждая отдельная инсталляция представляет собой мини-испытание. Качающаяся панель Роберта Морриса (Robert Morris) предлагает зрителю «проверить свои навыки балансировки и ощутить гравитацию». Абсолютная темнота комнаты Тани Брюгер (Tania Bruguera) через несколько минут сменяется пронзающим светом десятков прожекторов — появляется ощущение, будто находишься на сцене перед миллионной толпой. Триша Браун (Trisha Brown) просит зрителя пройти по узкой дорожке, заставленной кастрюлями с водой. Многие стараются найти пути обхода, но ведь ничто, кроме социально принятых норм, не мешает человеку просто столкнуть их со своего пути. Пробираясь сквозь все эти испытания, человек, как предполагается, задумается над привычным для него ходом вещей и над тем, что будет, если все будет наоборот.

Инсталляция Уильяма Форсайта (William Forsythe) занимает пространство приблизительно в 10 квадратных метров и предлагает посетителю, используя гимнастические кольца, пробраться от ее начала до конца, не касаясь земли. Для того, чтобы осознать значение этой работы, ее нужно «попробовать». Как только отрываешься от земли, понимаешь насколько это непростая задача. Это инструмент жестокого самодопроса: хватит ли у тебя сил, достаточно ли координации, чтобы дойти до конца?


Хореографируй мной. Изображение № 45.


Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются