Комплексный подход
Галерея Barbican: от Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото до мебельных гарнитуров, застывших в пространстве
|
|
Наталия Гостева — студентка London College of Fashion. Как freelance дизайнер работала у Дениса Симачёва, также участвовала в организации открытия «Кузнецкого Моста 20» и одного из сезонов Cycles & Seasons by Mastercard. В свободное время читает и ведет блоги, в том числе и The Surface на Vogue.ru. В перерывах между нажатием на кнопку F5 в Google Reader иногда посещает и галереи. Без ума от картины «Атака Никколо да Толлентино в битве при Сан Романо» Паоло Уччелло. |
Центр искусств Барбикан (Barbican) занимает особое положение, даже по сравнению с прочими известными арт-институциями и галереями, разбросанными по всему Лондону. И тому есть несколько причин.
Прежде всего, он расположен в одноименном комплексе зданий, представляющем собой памятник архитектуры 60-70 годов XX века — яркий пример брутализма. В определенном смысле, архитекторы Чамберлин, Пауэлл и Бон (Chamberlin, Powell and Bon), авторы всего проекта, соединили в нем историческое прошлое этой части города с современными им веяниями архитектурной и инженерной мысли. Этимология названия района «Барбикан», восходит к латинскому слову, означавшему внешние укрепления города или замка, как вариант, — башню над въездными воротами. Построенный ими комплекс с тремя жилыми башнями, центром искусств и несколькими многоквартирными корпусами расположен на подиуме, на несколько метров возвышающемся над землей. Весь ансамбль вполне можно назвать современным «замком», хотя он и создан под влиянием любимого его архитекторами Ле Корбюзье и с оглядкой на архитектуру Венеции и Стокгольма. Кроме того, видно и желание следовать популярным в первой половине XX-го века утопическим стремлениям к созданию идеальных, самодостаточных систем, в которых еще на стадии проектирования были бы учтены все потребности будущих обитателей. В итоге жилые здания дополнены собственными кафе, фитнес-центрами, детскими площадками, библиотекой, школой для девочек и даже церковью (St Giles Church). Не говоря уже о том, что на территории комплекса расположены музыкальная школа Гиллдхолл, Музей Лондона и сам Центр искусств Барбикан.
Строгость бетонных массивов, выстроенных в замысловатую многоуровневую систему, оттенена сложными ритмами лестниц и переходов, уходящими вдаль панорамами балконов и арок. Но обилие зелени в садах, озера с фонтанами и скверы, вписанные в геометрию корпусов, смягчают общее впечатление от атмосферы комплекса, делая ее более гармоничной. Между холодными громадами стеклянных зданий Сити — финансового центра Лондона — и архитектурной эклектикой района Смитфилд (Smithfield), Барбикан выглядит оплотом спокойствия и размеренности. Проходя мимо зданий и парков, любуясь открывающимися видами и меняющимися ракурсами, понимаешь, что архитектура — одна из составляющих обаяния самого Центра искусств и лучшее предисловие к тому, что может ожидать в его стенах.
Барбикан — самый большой в Европе центр исполнительского и театрального искусства. Хотя, только этим его деятельность не исчерпывается. Центр объединяет под одной крышей театр, музыку, танец, кино и изобразительные искусства. Задавшись целью посещать хотя бы половину происходящих мероприятий, можно обеспечить себе плотно забитое расписание, настолько насыщенна и разнообразна его программа.
Придя в Барбикан с утра, можно легко провести в нем весь день. Начав утро, скажем, с просмотра выставки, после ланча в одном из ресторанов можно посетить кинопоказ — в декабре, например, здесь проходит ретроспектива фильмов Акиры Куросавы (Akira Kurosawa), прекрасный шанс увидеть на большом экране «Пьяного ангела» или «Семь самураев». Вечер можно посвятить театральной постановке или танцевальному перформансу. Другой вариант — обратиться к музыке, и прослушать концерт из произведений Дебюсси, Пярта или Рахманинова. Барбикан является домом для Лондонского симфонического оркестра и постоянной площадкой для выступлений оркестра BBC, не говоря уже об обширном списке ансамблей и исполнителей, дающих концерты в его зале в рамках гастролей. Программа, однако, не ограничивается исключительно классикой — недавно здесь прошел концерт These New Puritans, живое исполнение их последнего альбома Hidden, c привлечением оркестра и детского хора.
На выставках в Барбикане стоит остновиться подробнее. 30 лет японской моды (30 Years of Japanese fashion) — так называется экспозиция, разместившаяся сейчас в главном выставочном пространстве Центра. Она демонстрирует развитие японской моды за последние три десятилетия: здесь есть работы и признанных дизайнеров — Рэи Кавакубо, (Rei Kawakubo), Джуниа Ватанабэ (Junya Watanabe), Йоджи Ямамото (Youhji Yamamoto), Иссэя Миякэ (Issey Miyake), — и молодых марок — Читосэ Абэ (Sacai), Кунихико Моринага (Anrealage), Хокуто Катсуи и Нао Ягэ (Mintdesigns), Акира Минагава (Mina Perhonen).
В числе экспонатов есть и такие знаковые вещи, как, например, коллекция Comme des Garcons весна-лето 1997 года, «Lumps and Bumps» — серия платьев и костюмов, в которых пропорции человеческой фигуры искажаются при помощи съемных синтипоновых «валиков», расположенных внутри одежды. Нельзя обойти вниманием и знаменитый проект дизайнера Иссэя Мияке, A-POC, идея которого заключалась в создании универсальной одежды, производимой станками в готовом виде и не требующей шитья. Выглядит это как длинная лента из двух слоев хитроумно вытканного трикотажного полотна, в которой с помощью отверстий и перфораций намечены контуры будущей одежды. Таким образом, стоит только разрезать ткань по этой наметке, и получатся отдельные предметы гардероба — эластичные юбки, топы, брюки и свитера.
Почти все посетители восторженно замирали перед знаменитыми гофрированными нарядами Junya Watanabe, а прилежные студентки институтов моды зарисовывали в альбомы архивные платья Yamamoto и Matohu. Пространство, отданное под молодых японцев, было не столь велико, и все же представленное в нем позволяет убедиться в том, что, хотя новые имена еще только предстоит научиться произносить, их обладателей ждет большое будущее.
В недавно открытом галерейном пространстве «Изгиб» (The Curve) представлены скульптуры и инсталляции мексиканского художника Дэмиана Ортега. Узкое и изогнутое помещение своей формой бросает вызов художнику, который создал все представленные объекты непосредственно в его стенах за месяц, предшествоваший открытию. Идея проекта заключалась во взаимодействии художника с окружающим миром посредством его реакции на информацию о происходящем вокруг. Таким образом, все выставленные работы являются его непосредственными комментариями на последние новости и события, сделанными в обычно несвойственном художникам темпе немедленного реагирования. При таком необычном подходе, автору наверняка пригодилась скорость и умение схватывать на лету все детали, отточенные им еще во время работы политическим карикатуристом в Мексике. В итоге политические, социальные и культурные реалии современной жизни воплотились в объектах, созданных из предметов повседневного обихода, что заставляет почувствовать красоту окружающих нас вещей. Среди тем, привлекших внимание художника, есть и крупные катастрофы, и мелочи жизни. Есть работы, посвященные наводнению в Пакистане, разливу нефти в Мексиканском заливе и аварии на чилийской шахте, а есть — футбольному матчу и рекламе мужских туфель. Кому-то подобное соседство может показаться неуместным, но ведь в реальности нас окружает именно такой микс важного и незначительного, глобальных проблем и легкомысленных пустяков.
Основной прием автора — изъятие всем знакомых вещей из привычного окружения, выстраивание их в неожиданном порядке или абстрактном контексте. Так, мебельные гарнитуры застывают в воздухе строго организованной трехэтажной конструкцией, наборы бутылок и консервных банок распределяются по идеальным ячейкам прозрачного плексигласа, а груда домашнего скарба башней водружается на велосипед. Все объекты — словно свидетели тех событий, которым посвящены работы, отмеченные следами времени и нелегкой судьбы. В произведениях Ортега грань между искусством и реальной жизнью истончается до предела, что заставляет в очередной раз задаться вопросом о том, где именно она проходит и насколько актуально ее существование.
Одно из главных достоинств Барбикана в том, что каждое более-менее крупное событие сопровождается соотносящимися с ним лекциями, семинарами, кинопросмотрами, позволяющими еще более полно раскрыть заявленные темы. Выставка японской моды явилась поводом для серии семинаров: о взаимосвязи моды и архитектуры, о поверхности и форме, о феномене «кавай» и его влиянии на современную одежду и тд. Поддержал тему и прошедший уже в третий раз фестиваль «Мода и Кино» (Fashion & Film Festival), на котором демонстрировались фильмы, отмеченные наличием выдающихся костюмов и декораций. Именно в Барбикане происходит синтез различных форм искусства — танца и кино, моды и фотографии, музыки и видео, инсталляции и скульптуры, на самых разных уровнях — в виде лекций и семинаров, представлений и выставок, перформансов, концертов и мастер-классов. Именно это и делает его не похожим на другие галереи и арт-пространства, зачастую просто не обладающие необходимыми ресурсами для проведения подобных экпериментов, позволяющих находить новые формы для выражения идей художника или артиста.
В галерее строго-настрого нельзя снимать и фотографировать внутри. Все фотографии сделаны за секунду до/после того, как охраник говорил ата-та. Из-за этого скорбного факта видео из Барбикана снять не удалось.
Комментарии
Подписаться