11 нераскрытых убийств района Whitechapel
Гастроли Пикассо и неоднозначные инсталляции Моны Хатум в галерее Whitechapel
|
|
С детства мечтала стать художником, но судьба распорядилась иначе. Проучившись в Строгановке на отделении графики, стала журнальным дизайнером. В апреле приехала первый раз в жизни в Лондон и полюбила его навсегда. Хочет знать все об Ист-Энде, особенно о выставках молодых художников Англии. |
Вайтчепел (Whitechapel) занимает одно из ярчайших мест в палитре галерей Лондона. Будучи самой старой из галерей Ист-Энда, она пользуется успехом и популярностью вот уже около ста десяти лет.
Мое знакомство с Вайтчепел состоялось не совсем с характерной, но интересной выставки-ярмарки Art Book fair. Если вам присуща страсть к собиранию изданий по искусству и дизайну, то попадание туда вам просто заказано. Книги самых известных издательств, включая Thames and Hudson, Phaidon Press, Rizzoli как один просятся в руки, или сразу уйти домой вместе. В тот раз мне, собирательнице, попались две книги в белых обложках: одна — панк-плакаты «British punk on paper» издательства The Mott Collection, другая — модного дома Maison Martin Margiela.
Вайтчепел была отстроена по проекту архитектора Чарльза Гаррисона Таунсенда (Charles Harrison Townsend) в 1901 году и была одной из первых общественных галерей в городе. Сейчас это мульти арт-центр с библиотекой, кафе и кинозалом.
В XIX веке этот район был местом самых адских и грязных трущоб, злачных притонов, публичных домов и опиумных курилен. Тут бродил брошенный мальчик Оливер Твист на страницах одноименного произведения Чарльза Диккенса; и именно тут были жестоко истерзаны и убиты одиннадцать жертв так и не пойманного таинственного Джека-Потрошителя. В веке XX дела в Вайтчепел стали складываться гораздо удачнее, и сейчас ничего не напоминает о злодеяниях мясника Джека. Район стал вполне благополучным — тут родились такие достойные люди как Дэймон Албарн (Damon Albarn) и диско-дива 70-х Тина Чарльз (Tina Charles).
Как произошло, что Вайтчепел находится в центре артистического Лондона остается только догадываться. Скорее всего, сам район «подстроился» под галерею. Ее влияние велико, и сейчас она безумно популярна.
За более чем вековую историю здесь выставлялись Фрида Кало (Frida Kahlo), Джексон Поллок (Jackson Pollock), Нан Голдин (Nan Goldin), Гилберт и Джордж (Gilbert and George). Свое пристанище на многие годы нашли Люсьен Фрейд (Lucian Freud) и Питер Дойг (Peter Doig). Главная гордость галереи — это гастроли «Герники» Пабло Пикассо в 1938 году. Впоследствии выставка была реинсталлирована и повторила свой успех уже в двухтысячных.
1. The Architect's Home in the Ravine, Peter Doig 2. White Canoe, Peter Doig 3. Grasshopper, Peter Doig 4. Guernica, Pablo Picasso
Свою привязанность к реинкарнации успешных проектов галерея демонстрирует и по сей день. Одна из важнейших выставок 50-х в Англии «Завтра начинается сегодня» (This is Tomorrow) демонстрируется вновь в стенах галереи до 6 марта 2011 года. Идея выставки восходит к традициям гильдий (от нем. gilde — объединение купцов или людей одной профессии) — объединению всех видов искусств.
В 1956 году идея выставки казалось уникальной. Главным зачинщиком стал Тэо Кросби (Theo Crosby) — архитектор, арт-критик и скульптор. Он решил разделить всех участников на 12 групп, каждая из которых делала что-то свое, но при этом финальное воплощение вырастало в единое целое. Основное утверждение художников: союз творческих людей всех направлений во имя установления программы на будущее и на то, каким это будущее будет. Пожалуй, самая большая заслуга и причуда этой экспозиции в том, что она не дает прямого ответа на поставленный вопрос. После посещения все увиденное складывается в свой индивидуальный ответ.
Одним из ключевых вопросов для участников стал вопрос о грани между видами искусств. Есть ли разница между дизайном и изобразительным искусством, и что есть искусство? Автор каталога выставки, именитый английский дизайнер Эдвард Райт (Edward Wright) утверждает: «В моем понимании графический дизайн — это такой же вид искусства, как и любой другой, и я не склонен разделять эти два понятия».
Другая важная выставка, которая сейчас проходит в Вайтчепел — это инсталляция знаменитой Моны Хатум (Mona Hatoum), художника палестинского происхождения. Мона была выслана из родины в Англию в 1975 году. Несмотря на свои политизированные работы, она невероятно популярна в Великобритании и даже номинировалась на премию Тернера в 1995 году.
Инсталляция «Отклонение Потока» (Current Disturbance) была завершена в 1996 году, когда Мона проходила практику в Capp Street Project в Америке. Главная тема этого проекта — достижение максимального эмоционального эффекта путем привлечения различных материалов: света, звука и дерева. При этом все регулируется компьютером. Образ, который приходит на ум при виде этого мощного сооружения (инсталляция занимает целую комнату ) — это некий мультифункциональный нервный центр, где некоторые из нейронов периодически дают сбой и не «горят».
Почти во всех работах Моны слышна тема войны. Так или иначе, даже безобидные мешки с травой напоминают мешки с песком, используемые во время военных действий, а ботинки Доктор Мартинс, по словам самой Хатум, являются «символом фашизма, и Британский национальный фронт тоже их носит».
1-2. Current Disturbance, Mona Hatoum 3.Hanging Garden, Mona Hatoum 4. Bukhara (red and white), Mona Hatoum 5. Clouds (10), Mona Hatoum 6. Roadworks, Mona Hatoum
Видео: Анастасия Никитина
Выиграйте чай из коллекции Ahmad Tea Contemporary, ответив на вопрос викторины в посте о Центре Искусств Кэмдена.
Объявляем итоги викторины, посвященной выставке Дэнни Трейси в рамках проекта Ahmad Tea Contemporary Art:
Правильный ответ: фотограмма
Победителями, верно ответившими на вопрос викторины, стали:
Червякова Мария, г. Орск
Морозова Дарья, г. Москва
Орлова Анна, г. Сыктывкар
Левинская Инесса, г. Москва
Антон Домашнев, г. Москва
Анастасия Пислигина, г. Москва
Жильцов Максим, г. Ижевск
Комментарии
Подписаться