Макабрическое карри
Заспиртованный зверинец, шотландские призраки и волнующий запах гари в галереях лондонского Ист-Энда
|
|
Екатерина Пронина — студентка колледжа |
За последние пару десятков лет лондонский Ист-Энд (East End) стал главным прибежищем художников, музыкантов и (да-да, вы правильно подумали) фотографов, дизайнеров и моделей. В начале 90-х никому бы и в голову не пришло, что этот район ожидает такое будущее — несмотря на близость к центру, местность эта была облюбована в основном эмигрантами из Индии, Пакистана и Юго-Восточной Азии, также, как и преступниками всех мастей. На улицах можно встретить немало вывесок и табличек на хинди или нарваться на красочный национальный праздник, а предания о местных криминальных авторитетах до сих пор будоражат воображение посетителей пабов. Но, как известно, художники — народ неприхотливый, и в поисках дешевого жилья в Восточный Лондон потянулись недавние выпускники колледжей искусств. Основывая коммуны, студии и сквоты, самовольно въезжая в заброшенные здания, они были предвестниками той арт-экспансии, которая ожидала район в будущем. Немалую роль в популяризации Ист-Энда сыграл и тот успех, который в 90-х обрушился на многих его обитателей. Среди них были Дэмиэн Херст (Damien Hirst), Трэйси Эмин (Tracey Emin), Сэм Тэйлор-Вуд (Sam Taylor-Wood), Мэт Коллишоу (Mat Collishaw) и десятки других имен, которые сегодня уже не нуждаются в представлении. Не стоит и говорить, что одно из первых граффити Бэнкси (Banksy) обосновалось на стене легендарного клуба The Foundry, который до недавнего времени располагался в самом сердце Ист-Энда.
Собственно, сам Ист-Энд состоит из нескольких районов. Прежде всего, это Шордич (Shoreditch), Олд Стрит (Old Street) и Хокстон (Hoxton), чье «приобщение к культуре» началось раньше всего, Уайтчэпел (Whitechapel) и Бетнал Грин (Bethnal Green), вскоре присоединившиеся к соседям, а также постепенно набирающие актуальность районы Далстон (Dalston) и Хакни (Hackney). Сейчас к Восточному Лондону прочно приклеилось звание «Мекки модников». И действительно — кажется, ткни пальцем наугад и непременно попадешь в творческую личность (ну, или в продавца карри, что, согласитесь, тоже неплохо). Здесь находятся редакции самых продвинутых журналов и студии самых прогрессивных дизайнеров. Так, Кристофер Кейн (Christopher Kane) в своих интервью вовсю нахваливает любимый турецкий ресторанчик на Кингсланд Роуд (Kingsland Road), а в каком-нибудь баре в Хокстоне можно запросто оказаться за одной стойкой, скажем, с главредом the gentlewoman Пенни Мартин (Penny Martin). На любой мало-мальски модной вечеринке обязательно встретишь знакомое (в основном по журнальным разворотам) лицо. Эш Стаймест (Ash Stymest), Джош Бич (Josh Beech), Джеймс Купер (James Cooper) и многие другие отнюдь не пренебрегают вечеринками, проходящими по всему Ист-Энду. А нынешняя звезда британской художественной сцены таксидермистка Полли Морган (Polly Morgan), от чьих работ без ума Чарльз Саатчи (Charles Saatchi), Кейт Мосс (Kate Moss) и Кортни Лав (Courtney Love), и вовсе всего несколько лет назад работала менеджером в местном баре Electricity Showrooms.
Даже среди всего многообразия галерей и магазинчиков, оккупировавших Ист-Энд, «The Last Tuesday Society» выделяется своей особой атмосферой. Ее камерные пространства до отказа набиты чучелами животных, странными украшениями и предметами интерьера, фривольными картинками, причудливыми рыбами и частями тел, плавающими в формальдегиде. Под потолком реет нечто вроде вяленой русалки, и тут и там попадаются до жути реалистичные фигурки снежных людей, каких-то двухголовых детей и прочей средневековой нечисти. Почетное место занимает коллекция охотничьих трофеев — голов оленей, винторогих антилоп и газелей, матово-блестящих панцирей огромных черепах и раскинувших отливающие синью крылья воронов. В подвале располагается настоящий музей всяких редкостей — стеклянные витрины заполнены ворохами бабочек, связками чьих-то пушистых лапок, сомнительного содержания манускриптами и чем-то, что больше всего напоминает гномьи скелеты. В каждом углу притулилось по паре пушистых утят или белок, и нередко можно поймать на себе застывший взгляд какой-нибудь страшно милой твари, порадовавшись про себя, что сделать тебе она уже ничего не может.
За весь этот макабрический цирк в ответе Мистер Виктор Вайнд (Mr Viktor Wynd), продолжающий дело основателя Уильяма Джеймса (William James), профессора Гарварда, в 1870-х годах выбравшего себе в качестве увлечения пропаганду абсурдистской философии и коллекционирование заспиртованного зверинца.
Сейчас Мистеру Вайнду продолжать дело профессора помогают графический художник и идейный вдохновитель Cюзетт Филд (Suzette Field) и их друзья-единомышленники. Любопытен тот факт, что Сюзетт, родившаяся в Лос-Анджелесе, главным своим воспоминанием детства называет момент, когда она сидела на коленках у Майкла Джексона (Michael Jackson) во время записи легендарного «Триллера» (Thriller).
1-2. Работы Сюзетт Филд 3-5. Новогодняя вечеринка «The Last Tuesday Society»
Вот, что можно увидеть этой зимой, решив пройтись по нескольким галереям Ист-Энда:
В Нэтти Хорн (Nettie Horn) выставляет свою видео работу под названием «Отсюда в вечность» («From Here to Eternity») немецкий художник Оливер Питч (Oliver Pietsch). Он исследует тему смерти в истории кинематографа. Голос за кадром на протяжении сорокаминутного фильма предлагает подумать о переходе в загробный мир как «о сне и невозможности проснуться». Очевидно, восприятие этого произведения будет зависеть исключительно от того, насколько приятные вам снятся сны.
Еще одну видеоинсталляцию на тему смерти можно увидеть в галерее Фред (Fred). Англичанин Стюарт Крофт (Stuart Croft) снял небольшой ролик под названием «Вальс Смерти» («The Death Waltz»). За ужином в дорогом особняке шотландец рассказывает молчаливой публике историю о двух призраках — молодой паре Селии и Джо. Возвращаясь с войны на побывку домой, они попадают на вечеринку в честь их возвращения. К ужасу гостей, Селия и Джо предстают в качестве изуродованных призраков и танцуют вальс. Пара возвращается к военной службе, но год за годом в одно и то же время они появляются дома, чтобы станцевать свой смертельный танец. Видео закольцованно и сюжет повторяется снова и снова по кругу.
В красивом черном здании недалеко от канала располагается галерея Уилкинсон (Wilkinson). В белых воздушных пространствах галереи будто парят разноцветные холсты английской художницы Фиби Анвин (Phoebe Unwin). На ее абстрактных полотнах соседствуют обжигающие флюоресцентные и нежные оттенки зеленого и голубого, сверкающий черный и насыщенные красный, синий и зеленый.
Выставка cкульптурных инсталляций художницы Шилы Гоуда (Sheela Gowda) проходит в галерее Ривингтон Плэйс (Rivington Place) в Шордиче. В помещении приятно и волнующе пахнет гарью, что является не случайностью, а продуманным эффектом. Используя древесный уголь и истолченную кору определенной породы дерева, Шила обнаружила, что густая масса, сделанная из этих продуктов, может принимать любые формы, а также, сгорая, оставлять слой пепла. Она установила рамки, обтянутые металлической сеткой, позволяя воздуху циркулировать и поддерживать процесс горения. На эти своеобразные металлические столы Шила поместила вылепленные образцы, которые медленно тлеют, оставляя узоры на столах. Получившаяся скульптурная композиция напоминает пейзаж, опустошенный войной.
That’s all folks, до встречи на полу в Далстоне!
Фото и видео: Мариа Городецкая
Объявляем итоги последней викторины, посвященной музыкальным работам Сьюзан Филипз в рамках проекта Ahmad Tea Contemporary Art:
Правильный ответ: coronach
Победителями, верно ответившими на вопрос викторины, стали:
Петров Антон Львович, г. Москва
Клочкова Тамара Николаевна, г.Томск
Масленникова Софья Валерьевна, г. Москва
Плотникова Елена Валерьевна, г. Москва
Цозик Наталья Валериевна, г. Санкт-Петербург
Комментарии
Подписаться