ОбщениеЦифровой этикет:
Что значит лайк
Его информационная ценность всегда была низкой
Текст
Антон Мухатаев
В рубрике «Цифровой этикет» Look At Me предлагает, как лучше вести себя в интернете. На этой неделе объясняем, о чём на самом деле говорит лайк сообщения или страницы в социальных сетях.
Лайк значит не «мне нравится»,
а «мне интересно».
В августе 2014 года Facebook запретила like-gating. Многим пользователям социальной сети знакома эта практика: страницы предлагают что-нибудь в обмен на лайк — например, новую песню музыканта или купон со скидкой. В Facebook посчитали, что like-gating понижает ценность лайка, переполняет социальную сеть бессмысленными связями и скорее сбивает владельцев страниц с толку, чем помогает им.
Однако информационная ценность лайка всегда была низкой. В Facebook «лайк» определяют как «способ дать кому-то знать, что вы получили удовольствие от сообщения, не оставляя комментарий». Специалист по UX Пол Адамс считает, что лайк — это так называемый фатический речевой жанр, аналог непринуждённой беседы в реальной жизни. Лайк во многом выражает наше отношение не к сообщению, а к человеку: нам может и не нравиться сообщение, но мы хотим показать человеку, что ценим его. Поэтому лайки часто ставят маркетологов в тупик: они готовят таргетированную рекламу с расчётом на то, что если человек поставил лайк сообщению, значит, ему нравится его содержимое, и не получают должной отдачи.
Значимость лайка явно преувеличивают — это поведенческий ритуал, и относиться к нему нужно
как к ритуалу
Вечная дилемма — ставить лайк важному сообщению о печальных, даже трагических, событиях или нет. Пользователи социальных сетей делятся на два лагеря: одни считают, что лайк — это показатель интереса, а не отношения к сообщению, другие считают, что лайк — это оценочное действие. Во втором определении есть доля истины: всё-таки иронию и несогласие обычно выражают комментарием или расшаром, но никак не лайком. В то же время значимость лайка явно преувеличивают — это поведенческий ритуал, и относиться к нему нужно как к ритуалу, понимая, что у каждого человека своё представление о нём.
Информационная ценность лайков отдельных страниц ещё ниже. Дело в том, что большинство пользователей не следят за тем, какие страницы лайкают: часто это делают по приглашению друзей или поддаваясь секундному импульсу. Вкусы и приоритеты людей с годами меняются, но профили в социальных сетях остаются инертными. Может быть, страница уже разонравилась человеку, а удалить лайк он забыл — или просто отписался от сообщений в ленте. Или, как вариант, ему может не нравиться страница, но он считает её достаточно важной, чтобы держать в своей ленте: всё-таки ленту любой социальной сети слишком легко превратить в заповедник, где будут лишь те мнения, которые вы разделяете.
Пол Адамс
вице-президент Intercom
«Иногда люди ставят лайк не потому, что им нравится сообщение, а потому, что они хотят поддерживать отношения с его автором. Бывает, сидишь в баре или кофейне с человеком, которого хочешь узнать лучше. Он не очень смешно шутит, но вы всё равно смеётесь и улыбаетесь ему, потому что хотите понравиться. В социальных сетях люди ведут себя точно так же. Вероятно, лайк больше говорит о вашем отношении к человеку, чем о том, что он постит».
Комментарии
Подписаться