Как это работаетКакой онлайн-кинотеатр выбрать: Что такое DTR, DTO и VOD
Что нужно знать о легальном просмотре фильмов и сериалов в интернете
Текст
Даша Абрамова
Государственная дума приняла закон о борьбе с пиратским распространением фильмов и сериалов в интернете. Закон разрабатывали без участия экспертов индустрии, многие компании, в том числе и Look At Media, выступили против этого закона. Пока профессионалы индустрии решают, что делать дальше, интернет-пользователи задаются более обыденными вопросами. Как смотреть фильмы и сериалы легально? Какой сервис удобнее сайта с торрентами? Мы запускаем серию интервью и аналитических статей о том, возможно ли продавать легальный контент так, чтобы зрителю было комфортно его смотреть.
Читайте также:
«Единственный вариант защитить видео — не показывать его вовсе», интервью с «Турбофильмом».
Мы уже пообщались с создателями самой популярной (пока) нелегальной сериальной площадки рунета, а также с генеральным директором компании «Амедиа ТВ» о том, каково их отношение к «антипиратскому закону» и о дальнейших планах сервисов. Сегодня мы расскажем об основных проблемах и успехах онлайн-киносервисов в рунете и рассмотрим состояние рынка на примерах некоторых крупнейших площадок: IVI, Megogo, Play и AYYO.
«Антипиратский закон» вступил в силу 1 августа 2013 года. Нельзя сказать, что за это время популярность онлайн-кинотеатров значительно или вообще как-либо заметно увеличилась, скорее, вырос интерес к ним со стороны СМИ: все хотят знать, куда уйдут зрители, если исчезнут пиратские ресурсы.
Про закон разговор отдельный: к мудрёности его формулировки возникло уже немало претензий, в том числе со стороны уважаемых в интернет-индустрии компаний. Возвращаясь же к вопросу онлайн-просмотра, нельзя также сказать, что увеличилось число самих кинотеатров. Вернее, так: с числом их по-прежнему всё в порядке, с качеством — по-прежнему не очень.
По словам Виталия Студитских, генерального директора компании «Амедиа-ТВ», во многом проблема, как всегда, упирается в деньги, а как следствие, в неразвитость рынка, как в техническом, так и в программном отношении. Однако цифры говорят о том, что рост на рынке есть, пусть не в краткосрочной, но в долгосрочной перспективе: стоимость прав на онлайн-показ российских картин выросла за последние два-три года на порядок, — о чём рассказала «Ведомостям» директор по контенту видеопортала ivi.ru Мария Резник. Если в 2010 году правообладатели отдавали большую кинопремьеру в интернет за минимальную гарантию (правообладатели отдают видеопорталу контент в обмен на часть будущей выручки от него, полученной благодаря рекламе или платежам пользователей, но при этом берут с сервиса минимальную гарантию, то есть минимальный платеж. — Прим. ред.) в размере $1 000 — 7 000, то в прошлом году эта сумма в среднем составляла $70 000, а по некоторым картинам достигала и $150 000. Основная причина роста цен — увеличение конкуренции.
Самые популярные онлайн-сервисы (из существующих на сегодняшний день) появились в основном на базе уже существующих ресурсов, связанных с аудио-визуальным контентом, мобильной связью и т. д. (телеканал «Амедиа» и группа компаний ТНТ, мобильный оператор «МТС», оператор беспроводной сети Yota и др.), либо же это вышедшие на русский рынок крупные мировые компании: Google, Apple. В редких случаях площадки вырастают благодаря энтузиазму синемафилов («Другое кино»).
В качестве экономической модели онлайн-киносервисы, как правило, используют три варианта предоставления контента. Первый вариант — бесплатный, когда перед просмотром пользователю показывается реклама (IVI); второй — платный, с поразовой оплатой: пользователь платит деньги за просмотр или, в редких случаях, за скачивание фильма (Omlet); третий вариант тоже платный, по подписке: пользователь платит ежемесячно сумму за пользование сервисом, что особенно удобно в случае с сериалами («Амедиатека», Now.ru).
В случае с платной системой не по подписке, существует несколько типов лицензий, которые влияют на то, доступны ли фильмы к скачиванию или только к просмотру, и сколько та или иная услуга соответственно будет стоить. VOD Streaming (Video on Demand) — система, при которой пользователь платит деньги за аренду фильма и может смотреть его только онлайн, без загрузки. По истечении времени фильм перестаёт быть доступным. DTR (Download to Rent) — то же самое, что и стриминг, но только с загрузкой на девайсы. DTO (Download to Own) — пользователь покупает фильм навсегда (на самом деле на 5 лет) и может смотреть его неограниченное количество раз, без подключения к интернету. Цена за такую лицензию возрастает в 2–3 раза. EST содержит, как стриминг, так и загрузку навсегда — для онлайн-кинотеатров этот тип лицензии намного дороже вышеперечисленных. И последнее, популярное особо среди сервисов, ориентированных на сериалы, подписка — пользователь платит фиксированную сумму в месяц и получает доступ к ограниченному списку фильмов/сериалов.
Среди претензий зрителей к имеющимся онлайн-сервисам, помимо цены и качества изображения, — несвоевременность появления новых серий, отсутствие оригинальной звуковой дорожки и субтитров, неудобство сервисов в техническом плане, отсутствие любимых сериалов. Всё это, как показывает наш опрос, киносервисы обещают улучшить в ближайшее время (в этом плане «антипиратский закон» выступил в роли мотиватора для легальных сервисов, чтобы те подтянули уровень своих сайтов).
Что касается пользователей: им пока ничто не грозит, государство выделило время для того чтобы они научились понимать, что «хорошо», а что «плохо», при том что, к примеру, в Европе нередки случаи реального судебного приговора о выплате штрафа за скачивание нелегального контента (до 1500 евро).
Интересно, что правообладатели контента, вокруг которого сейчас больше всего разговоров (в основном это сериалы), например, компания HBO по поводу масштабного пиратства в интернете не переживают: по словам программного директора HBO Майкла Ломбардо это никак не влияет на продажи DVD и доходы производителей контента. Кроме того, у таких компаний, как Fox, ABC, NBC и многих других есть свой популярный киносервис, Hulu, где бесплатно (правда с рекламой) можно посмотреть контент их производства.
продолжение материала
Какой онлайн-кинотеатр выбрать:
12 российских сервисов
Чем отличаются российские интернет-сервисы? Мы попросили 4 главные площадки пройти специальный опросник, а также добавили ещё 8 популярных сайтов, где можно смотреть фильмы и сериалы.
Комментарии
Подписаться