Как это работаетВидеосинтезатор: что это такое и как его сделать
Репортаж с мастер-класса Дмитрия Морозова
Материал подготовил
Сергей Иванютин
В первой российской саунд-арт-галереи SA))_Q-O состоялся мастер-класс Дмитрия Морозова (Vtol), который наглядно продемонстрировал, как сделать видеосинтезатор своими руками. Устройство vs8b, которое собирали участники, — авторское. Видеоизображение, генерируемое им, формируется на основе искажений, ошибок в передачи данных и помехах. Мы понаблюдали за процессом сборки устройства, а также поговорили с его создателем о видеосинтезе, DIY-культуре и технологии Сircuit Bending.
Мне нравится противопоставление DIY крупным промышленным концернам, компаниям и корпорациям. Это своего рода борьба с безликой массой
Дмитрий Vtol Морозов
Музыкант, конструктор синтезаторов, популяризатор DIY-культуры
«Я занимался электронной музыкой, сочинял, используя компьютер, коммерческие синтезаторы, гитару и всевозможные примочки к ней. В какой-то момент в поисках нового звучания и возможностей узнал про Circuit Bending и решил попробовать себя в этом. Постепенно я стал делать звуковые устройства не только для себя, но и на продажу, а потом добавились видеоприборы. Ещё через какое-то время весь этот опыт стал больше применяться в создании художественных объектов и инсталляций.
Мне нравится противопоставление DIY крупным промышленным концернам, компаниям и корпорациям. Это своего рода борьба с безликой массой. Мне очень нравится идея автономности — сам сделал прибор, сам записал, сам издал. Ну и плюс освоил дело с азов, получил представление о физике процесса генерации звуков, свойствах аппаратуры и о том, как её можно улучшить.
Видеосинтезатор — это совсем несложное, по современным меркам, устройство. Весь процесс генерации видеоизображений происходит в главной плате с единственным процессором — клоном процессора z80, который применялся в старых приставках типа NES. Также здесь есть сменная плата с памятью, плата Arduino для автоматизации процессов и управления видео с компьютера, ну и, конечно, корпус, провода, ещё кое-какие вспомогательные радиодетали и фурнитура.
Этот прибор генерирует абстрактные цветные восьмибитные изображения, основываясь на данных из памяти видеоигр или специально написанных программ под консоль NES. К слову, до сих пор есть люди, способные делать программы под эту платформу. У аппарата есть композитный видеовыход на разъёме «тюльпан», соответственно, можно выводить изображение на проектор, монитор или захватывать с помощью компьютера. То есть можно использовать его как инструмент генерации видеоизображений в реальном времени — например, для виджеинга или для создания видеоарта. Также есть возможность управлять им при помощи компьютера, подключившись по USB к встроенной плате Arduino, что даёт возможность использовать прибор как часть единого аппаратно-программного сетапа, например, используя универсальную библиотеку Firmata и различный модульный софт типа Pure Data, VVVV, Max/MSP и т. д.
В ходе моего предыдущего воркшопа мы также делали видеосинтезатор, но совсем другой по конструкции и возможностям. Все участники мастер-класса весьма активно его используют в своей художественной деятельности, чему я, конечно, очень рад.
Ролик, демонстрирующий возможности предыдущего видеосинтезатора
Чтобы самому собирать и придумывать такие приборы, в первую очередь нужно вдохновение. А всё остальное — дело наживное. Особенно сейчас, когда есть интернет и можно прочитать кучу доступной литературы по DIY в любой области, заказывать детали и компоненты, смотреть пошаговые описания создания проектов.
Технологии двигают мысли, идеи и задумки, заставляют изучать новые технологии. Навыки в проектировании электронных девайсов для звука, видео и света позволяют практически целиком с нуля делать инсталляции и объекты самостоятельно, совмещая одновременно художественную и инженерную практики.
Но в последнее время чисто технические идеи всё реже толкают на создание новых проектов. Мне больше интересны социальные процессы, психология поведения людей, а также математические теории и абстракция во всех своих проявлениях. Особенно мне нравится работать с интерактивными проектами, где человек оказывается лицом к лицу с прибором или объектом — это всегда позволяет выявить новые и скрытые интересные грани произведения, а также ставится некий эксперимент на тему взаимодействия человека с машиной.
Филлип Стернс и ральф бэкер — представители DIY-сферы технологического искусства
Культура мэйкеров — это всё больше и больше набирающее обороты явление, которое стало следствием упрощения создания высокотехнологичных продуктов, за счёт появления универсальных платформ для прототипирования, дешёвых станков для изготовления и печати деталей, доступности информации о технологиях и креативном подходе к популяризации технологий как неотъемлемой части нашего общества. Всё это привело к появлению тысяч частных компаний (иногда состоящих всего из одного человека), производящих высокотехнологические продукты широчайшего спектра. Всё больше проектов финансируются через ресурсы типа Kickstarter. Всё это приводит постепенно к уже вполне ощутимым экономическим перераспределениям.
В России успехи DIY пока, как мне кажется, довольно скромные — при наших-то потенциалах. Но они, бесспорно, есть. Во многих городах появились хакспейсы, пришла в Россию и модель «общественной» мастерской Fab Lab, но всё же этого явно недостаточно. Чтобы вернуться на советский уровень вовлечённости молодых людей в DIY, нужна мощная поддержка государства и крупных компаний».
Комментарии
Подписаться