Как это работаетПочему нас завораживает слоу-моушен
Как и зачем этот приём используется режиссёрами, учёными и психотерапевтами
Текст
Артём Лучко
Почему нас так завораживают кадры в слоу-моушен? Зачем режиссёры всё чаще используют этот приём в кульминационных сценах фильмов? Успех слоу-моушена давно эксплуатируется почти в каждом втором рекламном ролике и музыкальном клипе. Даже камера последнего iPhone 5S получила возможность снимать замедленное видео. Так почему же деформация времени на экране выглядит так зрелищно?
Слоу-моушен как симуляция ярких эмоций и стрессовых ситуаций
Изменение восприятия времени в зависимости от эмоционального состояния — вещь известная. Нам кажется, что эмоционально насыщенные моменты нашей жизни длятся дольше, чем есть на самом деле. Например, когда человек чувствует угрозу для своей жизни, время начинает течь заметно медленнее. Эта иллюзия возникает по причине перегрузки мозга поступающей информацией.
В 2007 году американские учёные проводили эксперименты, заставляя людей по-настоящему пугаться. Они сбросили несколько волонтёров с высоты 50 метров на специальную сетку без страховки, да ещё и спиной вперёд. В итоге было установлено, что ощущение «полёта в бездну» оказалось как минимум на треть дольше, чем происходило на самом деле.
Кроме этого, у испуганного человека начинает активно работать амигдала — участок мозга, накапливающий своего рода второстепенный набор впечатлений. «В результате воспоминания о каких-либо ужасающих событиях становятся более глубокими и сильными, — пояснили учёные. — А чем больше информации о них сохраняется в вашей памяти, тем более долгими они вам потом кажутся».
Слоу-моушен достигается путём съёмки с частотой, превышающей стандартную в 24 кадра в секунду. Считается, что слоу-мо был изобретён австрийским священником и физиком Августом Мюсгером. Именно он разработал технику замедленного воспроизведения с помощью зеркального барабана как механизма синхронизации. Устройство, использованное им, было запатентовано в 1904 году и впервые представлено в кинотеатре в Граце в 1907 году.
Можно предположить, что замедленное видео даёт возможность для накопления в памяти дополнительных впечатлений от происходящего на экране, позволяя насладиться более богатым опытом большее количество времени. Другими словами, наблюдая за сценой в замедленном режиме, мы можем запомнить большее количество деталей точно так же, как мы делаем в моменты стресса и выброса адреналина в реальной жизни.
Эта идея может объяснить особенно часто использование слоу-моушена в драматичных сценах. Советский классик Всеволод Пудовкин использовал слоу-мо в предсмертной сцене в «Дезертире» 1933 года, в которой герой прыгает в реку. Первым американским фильмом, в котором использовался приём слоу-моушен, была лента «Бонни и Клайд» 1967 года. Сцена, в которой главные герои попали под град пуль на просёлочной дороге, запомнилась зрителям особенной жестокостью. Режиссёр Артур Пенн заявил о ней: «Наша цель заключалась в том, чтобы показать подлинное насилие, и в то же время замедление времени, которое испытывает человек, когда наблюдает что-то страшное, например, автомобильную аварию».
Слоу-моушен раскрывает то, что скрыто от человеческого глаза
Технология замедленной видеосъёмки позволяет расширить наши природные зрительные способности. Она раскрывает данные, скрытые в «складках» времени, так же, как, например, микроскоп позволяет нам оценить строение клетки или проследить за жизнью микробов.
Например, еле уловимые бессознательные движения лицевых мышц, которые настолько быстрые и краткие, что заметить их невооруженным глазом невозможно. Тем не менее микроэкспрессии могут раскрыть человека, который лжёт. Нейробиолог Дэвид Иглмен приводит пример, когда детоубийца Сьюзен Смит попала в выпуск новостей, где она умоляла о помощи в поисках похитителей её детей, замедленная видеозапись показала мимические выражения лица, которые могли бы раскрыть её страшную ложь.
Не так давно учёные из Университета королевы Мэри в Лондоне применили технологию замедленной съёмки для исследования шизофрении. Слоу-моушен позволил изучить невербальную хореографию при живом общении с пациентами на беспрецедентном детальном уровне. В ходе эксперимента по еле уловимым жестам, кивкам и позам тела исследователи установили, что индивидуумы с симптомами шизофрении менее вовлечены в диалог и менее склонны говорить в его начале, также им было труднее начать общаться с собеседниками.
Ложь:
бегающий взгляд, лёгкая улыбка, мгновенное микронапряжение лицевых мышц, расширение зрачков, подрагивание губ, частое моргание
Гнев:
опущенные брови, напряжённые губы и веки, морщинистый лоб
Отвращение:
приподнятая верхняя губа, прищуренные глаза, морщинистый нос и нахмуренные брови
Страх:
широко открытые глаза, приоткрытый рот, приподнятые брови и раздутые ноздри
Счастье:
приподнятые уголки губ и щёки, суженные глаза, «гусиные лапки» на внешней стороне каждого глаза
Удивление:
приопущенная нижняя челюсть, смягчённые губы, расширенные глаза и слегка приподнятые веки и брови
Слоу-моушен также помог объяснить научный парадокс, что «шмель летать не должен». Насекомое, имеющее слишком маленькие крылья относительно размеров и массы собственного тела, долгое время представляло для исследований особый интерес. Полноценное изучение механики полёта шмеля упиралось в возможности фотоаппаратуры, которая долгое время не позволяла фиксировать точную траекторию движения его крыльев. С появлением достаточно мощных видеокамер было доказано, что полёт насекомых не нарушает физических законов. После анализа видеозаписей и моделирования на суперкомпьютере сложного движения воздуха вокруг быстро движущихся крыльев миф был разрушен.
С помощью замедленной съёмки учёные-паразитологи смогли разгадать загадку физики блошиного полёта. До последнего времени специалисты не могли детально описать то, как насекомое умудряется преодолевать расстояние, в 150 раз превышающее длину их тела. Засняв прыжок с помощью слоу-мо, учёные выяснили, что секрет заключается в том, что насекомое использует сочленения задних ног, как систему рычагов и пружин, позволяющих «выстреливать» блоху вверх и вперёд за счёт резкого выброса энергии.
Слоу-моушен как выражение интимности и романтики
Замедленная видеосъёмка также позволяет передать интимность момента, будь то финиш победителя гонки Тур де Франс, танец или соло на гитаре в исполнении любимого музыканта. Живые кадры, раскрывающие детали, невидимые в реальном времени, например, капли пота, стекающие по вискам, мимика и движения тела, выражающие эмоции, непроизвольные жесты — всё это даёт ощущение того, что мы знаем о человеке на экране больше, чем он сам. Эта техника дополнительно создаёт романтическую ауру, именно поэтому так часто её используют в любовных сценах фильмов и в лиричных музыкальных клипах.
Вонг Кар-вай, признанный мастер, умеющий как никто другой создавать на экране романтичную атмосферу, также активно пользуется техникой слоу-мошена. Особенно выразительна одна из сцен его фильма «Любовное настроение». Чтобы подчеркнуть любовные переживания, которые испытывают главные герои, перед их мимолётной встречей в узком лестничном проходе они на протяжении двух минут в замедленном режиме тоскливо слоняются в кадре.
Слоу-моушен «щекочет» нервную систему
Наше сознание любит угадывать то, что произойдёт дальше. Например, когда мяч подброшен в воздух, наш мозг бессознательно начинает выстраивать модели его полёта, чтобы предсказать, где и когда он упадёт. Эти модели поведения так глубоко укоренились в наших нервных системах, что если вы подбросите теннисный мяч в невесомости (например, на борту МКС), вы всё равно бессознательно подставите руку, чтобы поймать его так же, как если бы вы подбросили его в условиях нормальной гравитации.
При просмотре ролика в замедленном движении ожидания мозга относительно физики происходящего не соответствуют увиденному на экране. Представьте, что вы смотрите «Матрицу», и Тринити подпрыгивает, чтобы пнуть агента. Ваш мозг делает бессознательный прогноз о том, когда она приземлится. Но поразительным образом время замедляется, а Тринити висит в воздухе дольше, чем ожидалось. Как уточняют нейробиологи, эти несостыковки удерживают наше внимание на происходящем и заставляют нас максимально сосредоточиться.
Комментарии
Подписаться