Как это работаетМожет ли обыватель отличить хороший дизайн от плохого
Отвечает пользователь Quora
Каждую неделю мы находим ответ на один неожиданный вопрос. На этот раз мы решили разобраться, может ли обыватель отличить хороший дизайн от плохого, и приводим развернутый ответ пользователя Quora.
Может ли недизайнер заметить разницу между средним/плохим
и действительно хорошим дизайном?
Может кто-то, кто не является шеф-поваром, отличить средне/плохо приготовленную еду и действительно отменное блюдо?
Может неархитектор увидеть разницу между средне/плохо организованным и хорошо продуманным рабочим пространством?
Может кто-то, кто не является режиссёром, отличить средний/плохой фильм от хорошего фильма?
Может тот, кто никогда не писал речь для политических выступлений, отличить средне/плохо подобранные слова от действительно воодушевляющих?
Стефан Андерсон
Дизайнер, автор книг о дизайне
Если вопросы перефразировать, вы поймёте, что ответы на них будут субъективными. Но большинство согласится, что разница есть (правда, её трудно сформулировать) между тем, как будет участвовать в оценке эксперт с образованием в определённой области и неспециалист. Ведь далеко не все смогут адекватно оценить, например, качество покрытия или свежесть продуктов.
В связи с этим возникает несколько соображений:
Ценность и важность продукта
Насколько важную роль играют различия в дизайне? Многие люди довольны «так себе» едой или рады «вполне сносному» рабочему пространству. Вы должны задаться вопросом, будет ли эта разница представлять ценность для организации. Хотя лично я ценю хорошо продуманные вещи (и не жалею на них свои деньги), но правильно спланированный бизнес должен разумно подходить к своим тратам. Если вы должны решить какую-то новую проблему в краткие сроки, достаточно предложить простое функциональное решение (возможно, не особо привлекательное). Но, если вы собираетесь сделать продукт, нацеленный на более серьёзные задачи, скажем, To-do-лист, Twitter-клиент, средство по учёту рабочего времени, сервис по продажам и так далее, то планку хорошо спланированного пользовательского опыта (взаимодействия, эстетики, производительности и т. д.) стоит установить высоко.
Субъективность предпочтений
Эстетические предпочтения субъективны, и зачастую люди действительно создают уродливый дизайн. На этот случай можно сказать, что красота — в глазах смотрящего. Множество инженеров предпочитают определённую эстетику, которой сторонятся большинство дизайнеров. Также играют роль стереотипы и поведенческие паттерны — большинство людей предпочитают то, с чем они уже хорошо знакомы (и да, некоторые люди, наоборот, обожают всё новое). В этой связи возникает отдельный вопрос: существует ли вообще «идеальное» дизайнерское решение или же мы разрабатываем то, к чему люди уже привыкли? Скорее всего, это сочетание того и другого.
Относительная ценность
Есть люди, которых просто не волнуют концептуальные различия. Для них дизайн не имеет значения или не кажется важным (вы можете возразить, что детали важны с точки зрения неврологии, но давайте оставим эти обсуждения для другого случая). Очевидно, что фастфуд и модный ресторан — это два совершенно разных уровня. Но, учитывая количество затраченного времени, денег и другие соображения, для человека, выбравшего фастфуд, это было верным решением в конкретный момент. Я думаю, что то же самое можно сказать и об отношении большинства людей к эстетике. Хитрость заключается в том, чтобы точно знать, когда небрежный дизайн сойдёт с рук, а когда — нет.
Сложность дизайна
Сложность проблемы, которая стоит перед дизайнером, обязательно разоблачит отсутствие его мастерства. Большинство из нас может без проблем сделать сэндвич с сыром. Однако гораздо меньшее количество умеет готовить карри или каждый раз жарить совершенный стейк. Если перед дизайн-проектом стоят минимальные задачи, то плохой результат не будет очевидным. Если же перед ним стоит очень трудная проблема, плохой результат будет заметен сразу.
Я считаю, что дизайн имеет значение. Один из моих любимых примеров — эта фотография:
Если бы вы выбирали между этими двумя заправочными станциями, повлияла бы на ваше решение их эстетика? Лично мне станция слева не даёт уверенности, что я могу доверить ей свою кредитку.
НО...
Следует отметить, что если бы это была единственная заправка в округе и она находилась бы где-нибудь на просёлочной дороге, моё решение могло бы и отличаться. На восприятие влияет контекст. Я говорю немного больше об этом в моей статье In Defense of Eye Candy, а гораздо более подробно — в моей книге Seductive Interaction Design: Creating Playful, Fun, and Effective User Experiences.
Мне нравится пример бензоколонки, потому что это отличный способ сказать: «Эй, все эти маленькие детали — отбивка, высота строки, перенос текста, пережатые изображения, плохой рендеринг шрифта и так далее — всё это может портить хороший дизайн».
Комментарии
Подписаться