Как это работаетПочему «Википедия» защищает права обезьяны-фотографа
Как селфи макаки стало предметом скандала
Текст
Артём Лучко
На прошлой неделе в Сети разразился абсурдный скандал вокруг фото, сделанного обезьяной. Стая чёрных макак три года назад стащили со штатива камеру, пока фотограф отвлёкся, тем самым были подняты несколько любопытных юридических и научных вопросов: могут ли животные иметь авторские права, и считается ли их творчество — искусством.
В 2011 году индонезийская макака схватила камеру британского фотографа Дэвида Слейтера и начала фотографировать себя. Селфи улыбающейся обезьяны, разумеется, стали вирусными и были опубликованы по всему интернету, включая раздел бесплатных изображений Wikimedia. Сообщалось, что даже после того, как Слейтер пожаловался в фонд и попросил убрать фото, редакторы проекта ему отказали, руководствуясь тем, что права на фото принадлежат тому, кто его сделал, то есть макаке. Позже выяснилось, что представители Wikipedia фактически утверждали, что фотография не может принадлежать кому-либо, поскольку нынешняя политика США по авторским правам подразумевает, что животные не могут ими владеть.
Согласно закону США, термин «авторская работа» должен быть обязан своим происхождением человеку. А материалы, производимые природой, растениями или животными, не подлежат защите авторских прав. Слейтер, профессиональный фотограф, который специализируется на снимках диких животных, возражал против такой интерпретации: «Обезьяна нажала кнопку, но я произвёл все настройки». По его словам, право собственности на фото должно принадлежать ему, учитывая серьёзные финансовые затраты на это фото: «Поездка стоила мне около 2 000 фунтов, и всё ради того, чтобы сфотографировать эту обезьяну... Фотосъёмки — это дорогое удовольствие».
6 интересных примеров творчества в мире животных:
Специалисты Смитсоновского института помогли диким животным делать селфи. В рамках совместного проекта Музея Северной Каролины они расставили по лесам «камеры-ловушки», реагирующие на движение. Сделанные фотографии помогают исследователям ответить на вопросы о распределении млекопитающих.
Ещё до приматов, которые умеют делать селфи, история помнит множество обезьян, попробовавших себя в живописи. Самые известные из них — гориллы Коко и Майкл, которые, по мнению их хозяев, даже могли объяснить, что они нарисовали.
Тюленей в неволе вполне реально научить рисовать красками. Однако, как утверждают специалисты, эти животные являются дальтониками, и пока непонятно, по какому принципу они выбирают цвета.
Владельцы ранчо в штате Орегон помогли своим коровам почувствовать себя скульпторами. Они раздали животным соляные кубики, и те своими языками вылизали в них множество причудливых канавок, напоминающих «позвонки доисторических существ» или «песчаник, продуваемый ветрами». Скульптурные творения коров затем были распроданы на благотворительном аукционе по цене от $200 до $1000.
Три дельфина из Черного моря — Арги (28 лет), Глория (25 лет) и Габи (19 лет) — раскрыли свой художественный потенциал в Литовском морском музее. Свои рисунки дельфины создают, держа кисточку в зубах. Как говорят специалисты, у каждого индивида в группе дельфинов имеются свои черты характера, которые они раскрывают в формах, линиях и сути рисунков.
Шалашники, птички из семейства воробьинообразных, создают искусство в дикой природе. Самцы строят «беседки» из прутьев и украшают их ягодами, цветами, крыльями бабочек, ракушками и другими красивыми предметами, чтобы привлечь самок. При этом самцы активно конкурируют друг с другом, разрушая творения соперников и воруя у них украшения.
Утверждение Слейтера о том, что владелец аппаратуры, которая настраивается автоматически, получает авторские права на всё, что произведено с её помощью, является сомнительным. По этой логике, как заметил обозреватель TheGuardian, компании, которым принадлежат фотобудки, должны иметь крупнейшие портфели авторских прав в США.
По словам фотографа, индонезийские макаки позировали для его камеры, но потом выхватили её и начали снимать сами. Правда, не у всех обезьян получились хорошие кадры — как выясняется, только у одной вышло достойное фото: действительно хороший портрет с идеальной фокусировкой, композицией и озорной «улыбкой». И если бы у этой макаки был аккаунт в Instagram, то у неё было бы не менее миллиона подписчиков.
Вопрос о том, могут ли животные иметь авторские права, не так уж и абсурден. Многие специалисты уверены, что животные действительно могут создавать предметы искусства.
Так, например, известно, что слоны вполне неплохо рисуют, и, когда речь заходит о творческих животных, о слонах вспоминают в первую очередь. Но у нас нет ни малейшего представления о том, что происходит в их мозге, когда они водят кисточкой по холсту. Учитывая, что слоны имеют очень ограниченный художественный репертуар, кажется, что их просто выдрессировали производить определённую серию движений за угощение. А искусство всё-таки должно создаваться по художественному замыслу, исходящему непосредственно от создателя.
Но что мотивирует слонов на выбор цвета? Действительно ли они отражают их эмоции? Если в этом процессе участвует выражение эмоций, которые формируются у животного в мозге, вполне можно считать их рисунки искусством.
Многие исследователи сходятся во мнении, что у животных действительно есть то, что мы называем «чувством прекрасного». Люди видят красоту в разных вещах, одинаково восхищаясь цветущей розой и старинным авто. Упоминая о смысле красоты в своей книге «Происхождение человека», Дарвин говорит, что эстетические предпочтения являются неким внутренним свойством нервной системы, да ещё и общим для «значительной части животного царства». Английского натуралиста также волновал вопрос о том, каким образом форма ощущения особого удовольствия, вызываемого определёнными окрасками, формами и звуками, впервые возникло в уме предков человека.
Современные последователи Дарвина считают, что устойчивые эстетические предпочтения в психике человека являются не «побочным продуктом развития мозга» и не «врождённой адаптацией к среде», а неким психическим отражением пока ещё не изученных «законов природной гармонии» (формообразования), которым подчиняется вся живая природа и которую «чувствует» психика человека. То есть «красивыми» нам кажутся такие биологические формы, которые наиболее полно соответствуют этим «законам гармонии», а не потому, что эти формы «наиболее полезны для нашего выживания» (группа эколого-эволюционных гипотез), или «кажутся нам красивыми, потому что так принято» (группа социальных гипотез).
В 2006 году Гизела Каплан и Лесли Джей Роджерс подробно рассмотрели этот вопрос, изучая то, как животные воспринимают цвета и что чувствуют, глядя на свои творения. Изучая художественные наклонности животных, они определили, что многие из них способны к более сложному поведению, чем считалось ранее. Кроме того, лучшее понимание их «эстетического чувства» может помочь лучше их содержать. Они доказали, что звуковое окружение и цветовые палитры и формы играют большую роль в планировании вольеров для животных.
В XXI веке животных впервые начали наделять правами. В 2008 году Испания стала первой страной, представившей резолюцию о правах животных некоторых видов. Парламент признал права крупных человекообразных обезьян на жизнь и свободу и постановил законодательно запретить использовать их в опытах, а также в цирковых и ТВ-шоу. Условия проживания обезьян в зоопарках должны были быть существенно улучшены.
После исследования дельфинов с помощью магнитно-резонансной томографии выяснилось, что они обладают таким высоким умственным развитием, что их следует рассматривать как «личности нечеловеческой природы» с предоставлением им права считаться индивидуумами.
В итоге, чем глубже научное сообщество исследует животных, тем больше у них обнаруживается сходств с нами. И вполне возможно, что в будущем закон об авторском праве (и не только) будет переписан.
изображения via: Pierre Poullinquin/Flickr
Комментарии
Подписаться