Как это работаетКак научиться мыслить творчески
Почему придумать что-нибудь новое может каждый
Текст
Артём Лучко
Творческое мышление — это процесс, которым мы все пользуемся, генерируя новые идеи, — будь то выбор подарка на день рождения приятеля или решение каждодневных задач на работе. Однако многие люди верят, что у них нет творческой жилки, и они лукавят. Каждый человек креативен от рождения. На протяжении многих тысяч лет в ходе эволюционного развития люди учились мыслить творчески, и неплохо преуспели в этом. На следующем же этапе люди научились подавлять своё творческое начало. Мы решили разобраться в том, можно ли заново обрести творческие способности и как увеличить свою креативность.
Нас учат быть творческими с самого раннего возраста, но параллельно также приучают соблюдать правила, например: «цвета в раскраске не должны выходить за линии...». Врождённая способность к творчеству угасает из-за того, что нам приходится уживаться с правилами среды и стараться делать «как все». Чем старше становится человек, тем реже он может позволить себе проявлять свой творческий потенциал.
Наш мозг действительно старается следовать логике, однако не так часто, как кажется. За логические действия ответственно левое полушарие, именно там происходит анализ всех фактов, распознавание математических символов, запоминание имён и дат. Правое полушарие даёт нам возможность мечтать и фантазировать. Именно правое полушарие отвечает за сочинение историй, способности к музыке и изобразительному искусству. Йога с её медитативными практиками и психоделические препараты дают возможность прикоснуться и пережить некоторый опыт правополушарного восприятия. Однако cекрет эффективного творческого мышления не в отключении левого полушария, а в выработке корректного взаимодействия левого с правым.
Обычно творческое мышление работает как преднамеренно, так и случайно; именно случайность заставляет нас думать о чём-то по-другому и выводит нас к неким новым полезным идеям. Другие изменения происходят медленно благодаря серии последовательных логических умозаключений. С помощью комбинации этих случайных и логических процессов и происходит совершенствование, однако часто оно занимает много времени, особенно в условиях конкурентного и постоянно ускоряющегося мира.
Постановка цели и её осознание
Творчество лучше всего рассматривать как цепочку задач, а не абстрактную вещь. Этот процесс помогает решить конкретную проблему — придумать идею для статьи, нарисовать иллюстрацию или разработать интерфейс веб-сайта. Ни один человек за всю историю не был творческим просто так, независимо от каких-либо конкретных проектов. Когда появляется задача — её необходимо изучить со всех сторон. Творческие люди, как правило, имеют одну важную привычку — они снова и снова переосмысляют проблему. Это означает, что, вместо того чтобы сразу броситься за работу, они сидят сложа руки и изучают проблему с разных сторон, прежде чем приступить к ней. И хорошо, если этот этап не затянется на долгие недели и месяцы.
Усердный труд
Скотт Беркан, журналист и автор многих бестселлеров по самосовершенствованию, пишет, что самая большая разница между признанными гениями и нами в том, что они намного больше работали. Они попросту больше времени проводили за тетрадью с расчётами, перед мольбертом или компьютером. Главная цель — это выбрать проблему, которая заботит именно вас, и приступить к работе по её разрешению. Если вас не заботит абсолютно ничего, то ваша проблема не в отсутствии творческих способностей, а в банальной апатии.
Чтобы убедиться в его теории, Беркан предлагает взять любого известного креативного персонажа и его главный проект, благодаря которому тот сыскал славу, и исследовать, как много эскизов, прототипов и попыток он должен был произвести, чтобы получить такой выдающийся результат. Разумеется, вспышки прозрения случаются, но действительно стоящие идеи приходят только тогда, когда человек работает не разгибая спины.
Попробуйте выполнить большой объём работы, и качество само собой выльется из количества. Как говорил дизайнер Стефан Загмайстер, очень важно бояться как можно меньше и работать так много, насколько это возможно. «Гораздо, гораздо лучше сразу справиться с большим количеством дерьма, чем сначала долго его осмыслять, но так и не приступать к работе», — считал дизайнер. Ему вторит американский радиоведущий и продюсер Ира Гласс: «Первые пару лет вы просто делаете вещи, и они могут получаться не так здорово, как хотелось бы. То есть вы стараетесь делать хорошо, у вас есть потенциал, но пока выходит не очень. Вы должны понять, что это нормально, и самая главная вещь, которую вы можете сделать на этом этапе, — выполнять как можно больше работы. Это единственный путь, благодаря которому качество вашей работы станет таким же высоким, как и ваши амбиции. Но на это уйдёт некоторое время».
Упражнения по увеличению креативности
«Продукт творчества — это вовсе не произведение гения или божественного вдохновения, однако на самом деле творчество — это всего-навсего способность выявлять проблемы и разрабатывать для них эффективные решения», — пишет Лаура Паппано в The New York Times. Увеличить свою креативность — это как накачать мышцы, только немного сложнее. Существуют специальные методы, которые стимулируют преднамеренное творческое мышление. Одним из самых популярных методов является мозговой штурм, который традиционно начинается с перечисления неоригинальных идей, в ходе коллективного обсуждения которых рождается что-то оригинальное.
Компания IDEO, специализирующаяся на дизайне и инновациях, к услугам которой обращаются Procter & Gamble, HP, Nestle, Samsung, NASA, BBC, Intel, Lufthansa и другие гиганты, разработала свою методологию «повышения креативности». Издание Harvard Bussiness Review опубликовало три упражнения, которыми пользуются в этой компании. Менеджеры IDEO также считают, что для раскрытия творческого потенциала необходима постоянная практика. Для начала стоит заставить себя размышлять над проблемой дивергентно — то есть в самых разных направлениях. В этом может помочь диаграмма связей или ассоциативная карта (mindmap). Во-первых, они являются отличным способом справиться со страхом перед пустой страницей, во-вторых, помогают найти закономерности и исследовать тему, в-третьих, придумать действительно новую идею, записать всю её эволюцию. В качестве примера специалисты предлагают рассмотреть идею званого обеда для друзей.
На большом чистом листе бумаги в круге напишите свою центральную тему или обозначьте проблему. Спросите себя: «Что ещё я могу добавить к карте, что связано с этой темой?» Запишите все идеи в виде ветвей, исходящих от центра, и не волнуйтесь, если они слишком очевидны или клишированы. Это бывает всегда. Используйте каждое соединение для стимулирования новых идей. Если одна из ваших идей ведёт к совершенно новому кластеру, обведите её в прямоугольник или овал, чтобы подчеркнуть это. Продолжайте расширять карту как можно дальше, пока позволяет ваша фантазия. Вскоре вы обнаружите совершенно непредсказуемые и даже «дикие» идеи. Когда страница будет заполнена, а вы чувствуете, что вы ещё не закончили, попробуйте по-новому сформулировать центральную тему и сделать ещё одну карту, получив свежий взгляд на проблему.
Упражнение с тридцатью кружками было придумано Бобом МакКимом, и оно отлично «разогревает» творческое мышление. Дайте каждому участнику лист с 30 одинаковыми кружками и попросите их нарисовать как можно больше узнаваемых объектов за три минуты. Сравните свои результаты и посмотрите на количество идей, кому удалось заполнить 10, 15, 20 или более кругов? Далее — искать разнообразие или гибкость в идеях. Есть идеи производные (баскетбольный мяч, планета, печенье или смайлик), но порой люди выходят за рамки своих кругов, «нарушая правила» и объединяя их в два и более.
В поисках новых знаний и исследования интересующей вас проблемы, вы наверняка познакомились с людьми, которые чувствуют себя в этой теме как рыба в воде. Вы слушали этих людей и внимательно за ними наблюдали. Теперь же вам необходимо систематизировать все полученные данные в «карте эмпатии». Разделите доску на четыре равные части «говори», «делай», «думай» и «чувствуй».
Запишите каждое ваше наблюдение в той или иной сфере на отдельном стикере и разместите готовые записки в группах «говори» и «делай». Причём, например, на зелёные записывайте положительные утверждения и действия, на жёлтые — нейтральные, а на розовые и красные — самые разочаровывающие и проблемные. Когда у вас закончится место или варианты, которые вы хотели бы разместить в этих разделах, начните вклеивать стикеры в нижние четверти — «думай» и «чувствуй». Теперь записывайте на листиках наблюдения касательно языка тела, тона и подбора слов. В конце посмотрите на всю карту, не наталкивает ли она на какие-либо инсайты и выводы? Есть ли внутри отдельных секторов или между ними противоречия или нестыковки? Возможно, вы видите какие-то неожиданные связи?
Забыть о результате и «остыть»
Важно найти баланс. Работа над проектом нон-стоп может привести к тому, что вы быстро от него устанете и «убьёте» весь свой творческий резерв, поэтому не забывайте про перерывы, которые позволят «остыть». Также важно перестать всё время переживать за результат. Представим ситуацию, что вы, например, решили научиться рисовать, и никогда до этого не соприкасались с этим видом творчества. Вы пришли на курсы, где в первый раз вы столкнулись с мольбертом, и, разумеется, вас охватывает страх ошибиться, сделать что-то не так. Довериться интуиции и своим инстинктам мешает то, что вы боитесь, что ваш рисунок в результате окажется самым уродливым в классе. Чтобы научиться творчеству, необходимо развивать внутреннюю смелость и подавлять страх перед чем-то новым и неизвестным.
Окружение
Чтобы стать более творческим, необходимо окружить себя соответствующей средой. Логично, что мозговой штурм в кругу креативных единомышленников будет более эффективным, чем в компании случайных людей. Общение с другими творческими людьми и обмен идеями дают отличную подпитку. Старайтесь чаще присутствовать на семинарах, лекциях, заведите себе профайлы в LinkedIn, Behance, Dribbble, Cargo, DeviantART и т. д.
Однако инновационную идею выносить сложнее, если идти по пути «наименьшего сопротивления», используя всё тот же знакомый набор инструментов, который находится под рукой. Дело в том, что выход из зоны комфорта может повысить творческий потенциал. Именно поэтому, например, известные писатели и художники так любили работать в кафе. Этот феномен объяснён в исследовании, результаты которого опубликовал научный журнал Journal of Consumer Research.
Творческому процессу также помогает чтение абсурдистской и сюрреалистической литературы. Было доказано, что те, кто читал произведения Франца Кафки и «Алису в стране чудес», — более креативны. Учёные сделали вывод, что человеческий разум всё время пытается найти логику в вещах, которые происходят, а сюрреалистические и абсурдные сюжеты ставят мозг в тупик и дают возможность «перезагрузиться».
изображения via Philip Karlberg, Ars Electronica/Flickr, PNCA/Flickr, Robert Saucier/Flickr
Комментарии
Подписаться