Views Comments Previous Next Search
Почему людям так нравятся вампиры и зомби — Как это работает на Look At Me

Как это работаетПочему людям так нравятся вампиры и зомби

Что «Сумерки» и «Ходячие мертвецы» могут рассказать о нашем обществе

Многие считают, что, начиная с эпохи Просвещения, западная культура основывается на рациональности. Тем не менее в порыве саморефлексии мы придумываем образы, которые иначе как потусторонними назвать нельзя. Главные из таких изобретений современности — вампиры и зомби. Look At Me исследовал разные гипотезы о культурном значении этих вымышленных существ, чтобы разобраться, почему они так привлекательны.

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 2.

Что общего у вампиров и зомби?

 

Почти все исследователи поп-культуры, которые разбирают образы из фильмов ужасов, отмечают, что и вампиры, и зомби — это способы трансляции коллективных страхов человечества. Эксплуатируя канонические черты этих существ и придавая уникальные, авторы произведений играют на часто неосознаваемых эмоциях людей по отношению к разным социальным группам и собственному «я». Не зря вампиры и зомби появились в капиталистическую эпоху, во времена роста городов, в которых человек, окружённый множеством незнакомцев, чувствует себя одиноким и потерянным, а вопросом о смысле существования не задаются разве что младенцы.

Некоторые исследователи связывают образы вампиров и зомби с экономикой. Например, Славой Жижек помещает их в систему классовой борьбы. По его словам, в классических голливудских фильмах на вампиров переносятся характеристики высшего класса: они богаты и живут жизнью, полной удовольствий. При этом образ потребления крови в пищу метафорически соответствует марксистской категории эксплуатации. В свою очередь зомби олицетворяют пролетариат: зомби-апокалипсис оказывается похожим на революцию, в которой массы вроде бы «безмозглых» существ, объединившись, повергают общество в хаос разрушения.

Некоторые авторы считают, что относительная популярность вампиров и зомби соответствует экономическим циклам. Во времена рецессии создаётся больше произведений о вампирах, где они саморефлексируют и чувствуют вину, выпивая кровь людей. А во времена экономического подъёма на экран выходят зомби, олицетворяющие восторг от бездумного потребления. Правда, другие исследователи отмечают, что часто бывает и наоборот: снятые во времена кризиса фильмы о зомби как будто отсылают к бедности, — ведь главным героем становится безработный плебс, одетый в лохмотья.

 

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 3.

 

Что вампиры говорят
о нашем обществе?

Противоречивые отношения с технологиями

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 4.

Это не самый очевидный вывод, но многие исследователи отмечают, что на разных этапах истории на образ вампира транслировались или страх, или восхищение перед новыми устройствами. Киновед Стейси Эббот в своём эссе «Носферату в свете новых технологий» отмечает, что ещё в литературных произведениях типа «Дракулы» Брэма Стокера существует множество отсылок к новым для того времени технологиям, например, пишущей машинке и телеграфу. Что же говорить о кино с вампирами, которое появилось ещё в «немую» эпоху. Фильмы о них возводили магию кино во вторую степень: мало того что использовались волшебные технологии записи на плёнку и монтажа, они ещё и служили созданию фантастических образов. Хотя в наше время истории о вампирах уже никак не связаны с технологиями. Бессмертные существа, родившиеся сотни лет назад, служат гарантией того, что наша цивилизация наследует прошлому и будто может существовать и без поддержки в виде гаджетов и средств транспорта и коммуникации.

Развитие взглядов на религию

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 5.

Хотя образ кровопийцы уходит корнями ещё в мифологию, по-настоящему он стал разрабатываться только в XIX веке. Тогда, особенно в Викторианскую эпоху в Англии, резко вырос интерес к оккультному и нетрадиционным религиям. На развитии образа вампира можно проследить то, как менялось отношение к религии в принципе. Всем известны классические способы борьбы с вампирами, среди которых была христианская символика: против упырей очень хорошо действовали распятия и молитвы. Но чем ближе к нашему времени, тем менее эффективной становится защита, которую обеспечивают религиозные образы. Из современных произведений о вампирах они вообще исчезли. Всё это говорит об окончательной секуляризации культуры и о том, что религия не может совладать со страхами человека.

Ксенофобия в развитых странах

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 6.

Классическим примером проекции коллективных страхов на образ вампира стали немецкие фильмы ужасов 1920-х годов и самый известный из них  — «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау. Несмотря на то что этот фильм сложно назвать откровенно антисемитским, он играет именно на коллективном страхе жителей Веймарской республики перед «другим», которого в те времена олицетворяли евреи. Носферату приезжает с Востока, то есть оттуда, откуда в Германию мигрировали евреи; он по-своему одевается и ведёт себя, так же и евреи в то время часто использовали идиш вместо немецкого и ходили в национальных нарядах. Более того, сама внешность Носферату эксплуатирует те же образы, что использовали антисемиты, — и особенно большой нос, с которым в то время изображали евреев на ксенофобских карикатурах. В других случаях вампиры тоже часто изображались иностранцами: у того же Брэма Стокера Дракула — выходец из Трансильвании, а в комиксах Blade вампиры говорят на своём особом языке.

Недовольство сексуальными девиациями

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 7.

Вампиры сексуально привлекательны и потому опасны. Кроме особых случаев типа Носферату, вампир всегда был соблазнителем. При этом традиционные, моногамные гетеросексуальные отношения вампиров не интересовали практически никогда. Одна из героинь «Дракулы» Стокера выбирает между тремя женихами и в итоге оказывается наказана за одни только порочные мысли. После того, как она сама становится вампиром, её бывшие возлюбленные втроём закалывают героиню и отрубают ей голову. В XX веке вампиры становятся бисексуальными и гомосексуальными. Перед желанием вампира не может устоять никто (вспомните хотя бы «Сумерки» или «Интервью с вампиром»), и это многое говорит о комплексах консервативных сообществ: говорить о сексуальных девиациях и развращённости становится легче, если транслировать их на фантастическое существо, которое, скорее всего, является отрицательным персонажем.

 

Представления об идеальном человеке

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 8.

И всё-таки вампиры остаются объектами желания: недаром их изображают как идеальных людей. Они высокие и красивые, более того — бессмертные. Вампиры становятся проекциями наших представлений о сверхчеловеке: для них нет преград, они сметают всё на своём пути. Тем не менее вампиры говорят и о страхе перед достижением идеала: люди понимают, что за власть надо платить, и потому делают вампиров зависимыми от жестокости. Вампир — это всегда трагический образ, ему всегда присущи внутреннее беспокойство и неспособность справиться со своей природой.

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 9.

 

Что зомби говорят о нашем обществе?

Страх перед другой культурой

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 10.

Образ зомби зародился в гаитянском культе вуду, но с приходом в США он заметно изменился. Несмотря на это, зрители голливудских фильмов долго осознавали связь образа живого мертвеца с культурой карибских чернокожих. Первые зомби не были каннибалами, а всего лишь ходячими трупами. Основной опасностью было превращение в них. Гаитянская культура оказывалась в глазах американцев источником зла, и это соответствовало тогдашнему отношению белых к людям с другим цветом кожи. Нашествия зомби олицетворяли страх перед обратной колонизацией, массовой миграцией представителей другой культуры и её распространением в Америке.

Страх перед тоталитарными идеологиями

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 11.

Зомби действуют удивительно сплочённо, а всё потому, что у них есть только одна цель — насыщение. Эта цель работает как своего рода идеологический стержень, который подчиняет себе все действия существа. Точно так же работают и тоталитарные режимы. У зомби нет личности: она ему не нужна, потому что будет преградой в движении к удовлетворению потребностей. Так же и тоталитарные режимы снизводят личность человека до экономической единицы, служащей интересам общества и государства. Все действия зомби унифицированы, он подчиняет своё тело набору определённых команд и всегда идёт напролом: как делают все вокруг. Нашествие зомби — это распространение конформизма и приспособленчества. Спастись от зомби можно, только притворившись одним из них. И одно из самых страшных проявлений конформизма для современного человека — это культ потребления. «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро играет именно на этом страхе — в нём прогулка по торговому центру может превратить простых обывателей в живых мертвецов.

Осознание трагедий XX века

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 12.

Некоторые исследователи связывают интерес к образу зомби с попыткой понять пережитый человечеством опыт Холокоста. В середине века он ещё был табуированной темой для разговоров, и образы полумёртвых людей, медленно выходящих из концлагерей, транслировались на киноэкраны в виде героев фильмов ужасов. Через зомби-апокалипсис оказалось возможным выразить необъяснимость и сокрушающую силу трагедий типа Холокоста, в которых люди теряют личность, а масштаб происходящего отсылает к мифическим событиям. Героям фильмов о зомби приходится постоянно находиться в состоянии побега, они всегда прячутся, как и евреи во время Второй мировой войны, когда преступлением считалось само их существование. Позже фильмы о зомби стали отсылать и к другим событиям, например к Вьетнамской войне и событиям 11 сентября. Все эти трагедии объединяет необъяснимость и участие в них огромного количества людей.

Подготовка к глобальным проблемам

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 13.

Фильмы ужасов могут не только проецировать на себя наши коллективные страхи, но и служить своего рода терапией. Обозреватель The Atlantic Майкл Влахос в своём анализе книги Макса Брукса World War Z говорит о том, что фильмы о зомби готовят человечество к решению глобальных проблем. Конечно, в них не предлагаются рецепты выживания, их польза скорее эмоциональная. Такие произведения дают нам возможность почувствовать себя перед лицом опасности, которая превосходит нас во много раз, и зомби оказываются идеальным образом для этого — одновременно человечным и дегуманизированным.

Наши отношения с собственным телом

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 14.

Зомби не зря появились в западной культуре тогда, когда она отказалась от концепции души в пользу психики. Человек вышел на новый уровень отношений с собственным телом, и у него возникло множество вопросов, в том числе — тождественно ли тело личности. Оказалось, что можно попробовать разобраться в этом вопросе с помощью зомби. Живые мертвецы — это чистые тела, абсолютное проявление воли, очищенной от рефлексии, на них люди транслируют страх, что их собственный организм оказывается вне контроля сознания. Славой Жижек отмечает, что распространённый в фильмах о зомби образ — превратившийся в ходячий труп близкий человек — тоже говорит о подобном интересе к телу. Человек испытывает шок, что кто-то столь знакомый оказывается иным существом. При этом зомби олицетворяют как бы базовый уровень человеческого — его телесность. Жижек говорит, что шок, который мы можем испытать, встретив зомби, — это не страх от встречи с «другим», а страх перед контактом с материальной базой собственного существования.

Почему людям так нравятся вампиры и зомби. Изображение № 15.

иллюстрации: Андрей Смирный

ИЗОБРАЖЕНИЯ via Shutterstock1234)

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются