ДеньгиПочему лучше тратить деньги на других
Жадность не делает нас счастливее
В рубрике «Финхак» Look At Me рассказывает, как экономить деньги, тратить их с умом и зарабатывать больше. Сегодня говорим о том, почему нужно вкладывать деньги не только в себя.
Люди привыкли вкладывать деньги в себя. И это неудивительно, тем более что есть вложения, которые оправданы всегда — образование и здоровье. В то же время сразу несколько исследований показали, что, когда люди тратят деньги на других людей, они чувствуют себя более счастливыми — и это не зависит ни от культуры, ни от уровня жизни.
Майкл Нортон, профессор Гарвардского университета и автор книги «Happy Money: The Science of Smarter Spending», в выступлении на TED описал эксперимент, проведённый им в Канаде. Студентам из Ванкувера раздали по $5 и $20 и попросили что-нибудь купить до вечера, при этом одним участникам сказали потратить деньги на себя, а остальным — на других людей. Выяснилось, что к концу дня все участники второй группы чувствовали себя лучше участников первой. Похожими были итоги эксперимента Нортона и в менее благополучной Уганде, и внутри отдельных компаний, где сотрудникам предлагали тратить деньги на себя и коллег, и внутри спортивных команд. А испытания других учёных выявили, что правило справедливо даже для маленьких детей, которым нет и двух лет. Более того, прямую зависимость между тратами на других людей и уровнем счастья подтверждают опросы почти по всему миру.
Психологи называют три причины, по которым люди, вкладывающие деньги в других людей, становятся счастливее:
Дарители ощущают, что общество положительно оценивает их поведение. CNN рассказывал о людях, которые выигрывали миллионы долларов в лотереях. В каждом случае страдала социальная жизнь победителей: друзья постоянно выпрашивали деньги, соседи обсуждали их внезапное обогащение и, вероятно, завидовали — всё это давило на людей и подталкивало их к асоциальному поведению. Траты же на других людей, как и, например, работа волонтёров, всегда воспринимаются обществом положительно. Благодаря этому и мы сами начинаем воспринимать себя в лучшем свете.
Дарители видят, что другому человеку и правда стало лучше — и их поступок имеет значение. Именно поэтому благотворительные фонды стараются присылать жертвователям фотографии людей, которым они помогли, и письма с благодарностями. Сухие анонимные сообщения работают заметно хуже: люди не чувствуют, что их деньги пошли на благо, даже если это так.
Дарители принимают решения добровольно. Они сами определяют, когда они потратят деньги и сколько они их потратят. В противном случае человек не почувствует себя лучше: он должен чувствовать не только свою влиятельность, но и независимость, то, что деньги у него никто не вымогал, что он распоряжался ими сам.
Cделать кому-то подарок — это один из лучших способов не только улучшить настроение себе и другим, но и гарантированно потратить деньги с пользой; даже если это чашка кофе из Starbucks, как это часто получалось в эксперименте Майкла Нортона со студентами. Если же говорить о более серьёзных тратах, то их лучше воспринимать как долговременные вложения. Вкладывая деньги в людей вокруг себя, вы не просто становитесь счастливее, но и увеличиваете вероятность, что в будущем вам ответят тем же — прямо или косвенно.
фотографии via Shutterstock
Комментарии
Подписаться