Views Comments Previous Next Search
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха — MOVE-ON на Look At Me

MOVE-ON

Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха

Сценарист Роман Кантор рассказал, как создаются фильмы и сериалы и каких людей не хватает российскому кино

   
Новый спецпроект MOVE-ON посвящен активному движению к намеченной цели. Герои проекта рассказывают, как овладеть самыми актуальными профессиями и продолжить развитие в выбранной области. Не останавливаться и фокусироваться на главном поможет энергетический напиток E-ON.
   
Телевидение снова в моде — любой долгожданный сериал сначала выходит на ТВ и только потом множится по экранам ноутбуков, планшетов и смартфонов. Сценаристы с мировыми именами бросают кино ради телешоу, а в России продолжается гонка воображений — все хотят придумать первый качественный русский сериал. Как попасть в команду его создателей и почему сценаристом может быть каждый блогер, рассказал Роман Кантор — представитель нового поколения сценаристов, который успел поработать в кино и на телевидении и сейчас готовится снимать полнометражный фильм по собственному сценарию. Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 1.

О себе

В 2001 году я поступил на факультет журналистики МГУ. В то время, еще до эпохи торрентов, на журфаке был киноклуб с просмотрами и прокатом фильмов. Это было уникальное место, куда приходили кинокритики и режиссеры. За четыре года я просмотрел огромное количество фильмов. Хотя я и раньше был киноманом, но именно там укрепился в своем желании работать в кино.

После журфака я поступил в несколько киношкол и выбрал парижскую EICAR и профессию режиссера. Снял дипломный фильм, получил степень магистра и в 2008 году решил вернуться в Москву. Здесь как раз начался кризис, и все кинопроизводство заморозилось на следующие полтора-два года. Я понял, что, если хочу снять собственный фильм как режиссер, мне нужно сначала самому написать сценарий.

Так я начал писать сценарии — самостоятельно и в соавторстве. В итоге я стал профессиональным сценаристом с надеждой перейти в режиссеры. Я продал четыре киносценария и разработал три сериала (два из них — на канале СТС). Фильмы по моим сценариям сейчас находятся на разных стадиях производства — для двух мы ищем финансирование, один в предпродакшене и еще один я буду снимать сам — как режиссер — уже этим летом.

1

 

Мой самый амбициозный кинопроект — русский вестерн
«Новая Калифорния». Действие происходит в России в конце XIX века, когда в недолгий период Золотой лихорадки на Дальнем Востоке на границе с Китаем вырос
свободный город Желтуга. Он жил по своим, прогрессивным для России законам, которые были во многом схожи с порядками американского Дикого Запада. Сценарий вдохновлен традицией вестерна. Получился классический сюжет в непривычном антураже — с китайцами вместо индейцев. В прошлом году сценарий был представлен в Каннах, вызвал интерес у международных продюсеров, и, скорее всего, первый российский вестерн увидит свет в ближайшее время.

2
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 2.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 3.

Кинообразование

Тут главное — практика, а фильмы можно смотреть и дома. Каждая профессия в кино требует изучения всех остальных кинопрофессий. В этом может помочь киношкола, где вы будете по очереди исполнять роли режиссера, сценариста, монтажера, осветителя и так далее. Это такая затяжная ролевая игра, где все изображают кинопроцесс.

Если есть возможность практиковаться без киношколы, значит, она не нужна. Если такой возможности нет, идите в киношколу, но в лучшую — например, в нью-йоркскую Tisch School или на факультет кинопроизводства Колумбийского университета.

Для тех, у кого меньше свободного времени, можно посоветовать спецсеминары — сценарные курсы Роберта МакКи или Джона Труби. Сейчас многие компании привозят в Россию преподавателей по сценарному делу, например Cinemotion. Если вы хотите писать сценарии, достаточно посетить несколько мастер-классов и читать книги, чтобы закрепить базовые знания.

3

 

Практические знания лучше всего получать на съемочной площадке. Удивительно мало людей этим пользуется, хотя, чтобы попасть на съемки, нужно только немного наглости. Тех, кто уже работает в кино, пустят без проблем. Если у вас еще нет профессионального опыта, просто предложите свою помощь на площадке. ВГИК и другие институты постоянно ищут ассистентов на съемки короткометражек. Им нужны люди, которые будут держать фильтр над осветительным прибором или приносить кофе. Как ни странно, это отличный шанс научиться новому и попасть в кино. В кинематографе главное — оказаться «внутри круга», а там путь от ассистента до чего-то более интересного может быть очень коротким.

4

КИНО ИЛИ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ?

5

 

Каждый начинающий сценарист оказывается на развилке — идти работать в кино или на телевидение. Можно развиваться в двух направлениях одновременно, но в какой-то момент придется выбирать одно из двух. Традиционно кино считалось высоким жанром, а телевидение оставалось прибежищем маргиналов и неудачников. Мы видим, как изменилась ситуация за последние 10-15 лет, когда сценаристы, наоборот, уходят из кино ради работы в сериалах.

6
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 4.

Телесценарист

Телевидение — это конвейер. Сценарист, который подписал контракт с телестудией, обеспечен работой и заработком на несколько лет вперед. В отличие от кино на телевидении есть постоянный спрос, и сценаристу не нужно самому искать источники финансирования. В этом смысле работа сценаристом в кино — это постоянная лотерея. Голливудский сценарист может продать свой проект за миллион долларов, но идти к этому десять лет.

Телесценарист, в отличие от своих коллег из кино, может управлять съемочным процессом. Есть много примеров, когда сценаристы возглавляли проект и «вели» сериал от начала до конца, что практически невозможно в кино. «Родовая травма» киносценаристов — отсутствие всякого контроля над фильмом после продажи сценария. Об этом снят фильм «Адаптация» по сценарию Чарли Кауфмана. В начале фильма героя-сценариста не пускают на съемочную площадку, потому что его никто не знает в лицо.

В то же время работа на телевидении подчинена строгому распорядку — с планерками и дедлайнами. Это отдельный вид творчества, который имеет мало общего с классическим представлением о работе сценариста.

7
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 5.
8
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 6.

Киносценарист

Начиная работать сценаристом в кино, важно понять, какое кино вы хотите создавать:

Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 7.
Фестивально-авторское кино

Что писать
В фестивально-авторском кино важно режиссерское видение, а сценарий вторичен. Режиссеры часто сами пишут сценарии либо участвуют в написании. Хорошая возможность для сценариста — найти подходящего по духу режиссера и писать сценарии только для него. Для авторского кино надо иметь собственный голос — то есть писать такие сценарии, которые не сможет написать никто другой.

С кем работать
Если с авторским стилем проблем нет, можно искать режиссера. Я бы посоветовал обратиться к таким же молодым режиссерам, дебютантам. Во-первых, вдвоем вам будет проще найти продюсера, и, во-вторых, вы получите доступ к съемочному процессу.

Примеры для подражания
Тонино Гуэрра — полноценный соавтор множества знаменитых режиссеров.

Андрес Томас Йенсен — написал сценарии для половины известных датских фильмов («Месть», «После свадьбы» и в процессе сам стал режиссером («Зеленые мясники».

10
КОММЕРЧЕСКОЕ КИНО

Что писать
Для коммерческого кино надо писать захватывающую, жанровую историю. Продюсер должен прочитать сценарий и моментально захотеть его купить. Очень важно сразу определиться с жанром. Если ваш первый сценарий будет боевиком, то в большинстве случаев вам и дальше будут предлагать боевики. Проще всего писать в комедийном жанре — если сценарий получится смешным, то его с большой вероятностью купят. С остальными жанрами все сложнее — будьте готовы, что продюсер начнет сомневаться и будет долго взвешивать, сработает ваша идея или нет.

Пример для подражания
Братья Коэн. Идеальный сценарий для дебютного фильма — «Просто кровь». Он, во-первых, недорогой в производстве — а чем «дешевле» будет ваш первый сценарий, тем больше шансов, что по нему снимут фильм. И, во-вторых, он написан очень элегантным, но при этом простым, невитиеватым языком. Ты читаешь текст и одновременно представляешь и ощущаешь описанное. В этом смысле Чехов — лучший пример для сценариста, чем Достоевский или Толстой.

11
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 8.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 9.

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ

Ищите единомышленников
Гораздо продуктивнее работать над сценарием в соавторстве. Одному писать тяжело и скучно. Часто бывает, что сценарист уходит в дебри и развивает ошибочные направления просто потому, что ему не с кем обсудить свою работу.

Трезво оценивайте рынок
Можно написать гениальное продолжение «Звездных войн», но где найти режиссера, который сейчас возьмется его снимать?

Проговаривайте вслух
Это хорошо работает с диалогами. Многие реплики, которые сработали бы в литературе или даже в театре, в кино звучат неестественно.

Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 10.

 

Пишите кинематографично
Часто сценаристами становятся литераторы. Их преимущество в том, что они умеют формулировать мысли. С другой стороны, им, как никому другому, нужно учиться. Литераторы часто пишут сценарии, которые невозможно снять. Поэтому, прежде чем писать, нужно понять, что кинематографично, а что нет. Пример сцены, которую невозможно снять: «Иван выходит на снежную дорогу, он смотрит на луну. Луна предвещает ему несчастье». Пишите проще и всегда задавайте себе вопрос, можно ли показать то, что вы написали, без закадрового текста.

Берегите свое время
Не нужно записывать первые 5-10 идей, которые пришли в голову — до этого с ними надо пожить. Как правило, на этом этапе отсеивается большинство мусора. Я выдерживаю идею в голове полгода — если через это время она продолжает меня интересовать и вызывает эмоции, то ее действительно стоит записать и превратить в сценарий. Важно помнить, что это трудоемкий процесс, и если уж входить в него, то только со стоящей идеей.

16

 

Не пишите лишнего
Сценарист не должен делать работу режиссера и описывать движение камер и смену планов, если только это не принципиально для развития сюжета. Думайте об актерах.
Важно различать, что нравится в сценарии режиссерам, продюсерам и актерам. Исполнители любят амбициозные и неординарные задачи. Их может зацепить одна мощная сцена, пусть даже она не будет влиять на сюжет. Я советую всем сценаристам и режиссерам походить на актерские курсы. Там можно понять, как актеры читают сценарий, какой текст работает, что вообще можно сыграть.

Изучайте жанр
Если вы пишете жанровый фильм, важно показать, что ваш сценарий работает в диалоге с существующим каноном. Например, сценаристы «Клана Сопрано» в каждом эпизоде дают отсылки к традиции криминальных фильмов — начиная от оригинального «Человека со шрамом», трилогии «Крестный отец» и так далее. В том числе поэтому сериал так высоко оценивается критиками и знатоками кино.

Умейте ждать
Не надо показывать первый драфт. Перечитайте готовый сценарий, дайте почитать другим, соберите их мнения и внесите изменения. Нужно дать сценарию время. Особенно если это ваш первый контакт с продюсером или студией.

17
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 11.

КАК ПРОДАТЬ СЦЕНАРИЙ

КИНО
  1. Первая задача — написать хороший синопсис. В нем должна быть сформулирована основная мысль фильма и его selling point — то, что захватит продюсера. Синопсис больше всего похож на описание фильма на видеокассете — с той разницей, что сценарист, в отличие от рецензента, должен описать весь сюжет — от завязки до финала.
  2. В российских реалиях популярна еще одна форма представления сценария — заявка. В ней можно не описывать финал, это, скорее, размышление на тему сюжета. Заявка — более открытая форма, которая позволяет начать разговор с продюсером.
  3. Сценарий с синопсисом или заявкой можно отсылать на адреса кинокомпаний и продюсерских центров. Я убежден, что действительно талантливую работу оценят даже без пометки «обязательно к прочтению» от влиятельного дяди.
  4. Могут помочь изданная книга, собственный блог или колонка на сайте. Так вы покажете продюсеру, что умеете писать и, более того, у вас уже есть своя аудитория. Если у ваших текстов есть постоянные читатели, вам открыт путь в сценаристы.
19

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Отправьте в студию оригинальный сценарий пилотной серии. Идеальное развитие событий — студия принимает сценарий и снимает по нему сериал. Более распространенный вариант — студия оценивает вашу работу и нанимает вас на другие проекты.

   Или   

Напишите сценарий эпизода для существующего сериала. Например, придумайте свою серию «Реальных пацанов». Если сценарий получится «рабочий», вас с большой вероятностью пригласят на проект. Даже если студия не наймет вас сразу, они вспомнят о вашей кандидатуре, когда появится окно. На телевидении постоянная текучка сценаристов, и все находятся в постоянном поиске.

Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 12.
20

Чем отличаются сценарии
для кино и для ТВ

Больших драматургических отличий между сериалами и фильмами нет, но есть особенности, которые полезно знать.

Написание сценария для фильма — это одиночное плавание.
В этой работе участвует один-два человека. Работа на телевидении — более коллаборационная. Помимо команды авторов, в ней занято много людей от студии и канала. Все эти люди собираются в одной комнате в начале рабочего дня и проводят его за придумыванием очередной серии. Это интерактивыный, экстравертный процесс.

В сериалах темп сторителлинга быстрее, чем в кино.
В традиционном киносценарии есть экспозиция, которая задает характеры героев и отношения между ними. Этого, конечно, не может быть в каждом эпизоде сериала из-за ограничения по времени. Для телезрителя важно, что произошло внутри конкретной серии, а не то, как развивается общая сюжетная линия.

21

 
 

Сериалы делятся на горизонтальные и вертикальные.
В горизонтальных сериалах Homeland, Breaking Bad эпизоды связаны между собой не только общими персонажами и местом действия, но и единой сюжетной линией. История показана во времени, и персонажи изменяются с развитием сюжета — точно так же, как в кино. В вертикальном сериале (ситкомы, «Доктор Хаус») каждая серия независима от контекста. Эти сериалы сильно отличаются от фильмов, потому что персонажи в них как бы заморожены, их характеры и связи между ними более-менее понятны с самого начала.

Если говорить о частностях, то по сравнению с кино в сериале сцены длиннее, диалогов больше и кульминация действия смещена в конец эпизода.

22
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 13.

Возрастающая роль сериалов
Я не помню, чтобы за последние десять лет какое-нибудь массовое кино получило культовый статус. Фильмы «Бойцовский клуб» и «Матрица» смотрел и обсуждал весь мир — они вошли в глобальное культурное пространство. Сейчас эту нишу заняли сериалы.

Ты смотришь кино, тебе нравятся персонажи и интересно, что с ними будет дальше. Поэтому появляются сиквелы. Но продолжения любого фильма нужно ждать минимум два года. А новые эпизоды сериалов выходят каждую неделю. Сценаристам и режиссерам интереснее работать на телевидении, потому что в сериале у тебя есть гораздо больше времени, чтобы реализовать свои задумки — в отношении персонажей и сюжета в целом.

23
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 14.

 

Российские сериалы становятся лучше
Сейчас происходит формирование контекста. Все стремятся снять первый крутой сериал. За этот имиджевый бонус бьются все продюсеры и телеканалы. Для меня первый хороший русский сериал — «Реальные пацаны». Это убедительный, работающий продукт и при этом русский. Он погружен в нашу реальность, но при этом работает по тем же правилам, что и любой популярный западный сериал. Его можно считать точкой отсчета для качественных русских шоу.

Ставка на молодых сценаристов
Российскому кино и телевидению нужны новые сценаристы. Профессия открыта — сейчас снимается очень много проектов. Если бы лично мне сейчас прислали сценарий, в котором я увидел бы потенциал, я мог бы помочь этому человеку с карьерой. Все могло бы решиться за один день. Это исключительно вопрос желания и наглости.

24

ЛУЧШИЕ СЦЕНАРИИ

СЕРИАЛЫ

«ДЕВЧОНКИ» (GIRLS)
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 15.

На его примере можно увидеть, как молодой автор
с уникальным голосом может взять штурмом телевизионный
Голливуд.

«Замедленное развитие» (Arrested Development)
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 16.

Расширяет все возможные представления о том, что такое комедийный сериал.

«Шоу 70-х» (That '70s Show)
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 17.

Идеальный ситком. Ирония и только ирония по поводу жанра, формы, содержания.

«Во все тяжкие» (Breaking Bad)
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 18.

Если бы Шекспир был жив, он бы не постеснялся писать для этого сериала.

«Клан Сопрано» (Sopranos)
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 19.

Просто лучший сериал на свете.

1 / 5

КИНО

«Язычники»

Анны Яблонской

Один из лучших современных русских сценариев, которые приходилось читать. Его публиковали в журнале «Искусство кино», в интернете можно найти текст одноименной пьесы.

«Социальная сеть» (The Social Network)

Аарона Соркина

Все, что вы хотели знать о написании диалогов, но не знали, у кого спросить.

«Дикое поле»

Петра Луцика и Алексея Саморядова

Показывает бескрайние возможности русского языка. Сценарий, который не просто видишь, но чувствуешь.

«Ночи в стиле буги» (Boogie Nights)

Пола Томаса Андерсона

Эпическая история в неочевидных декорациях. Умный заход, гениальная реализация.

«Просто Кровь» (Blood Simple)

братьев Коэн

Идеальный сценарий для дебютного фильма.

1 / 5
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 20.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 21.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 22.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 23.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 24.

Nerdist Writer’s Panel
Сценаристы и писатели всех мастей (кино, ТВ, комиксы) обсуждают ремесло. Часто в присутствии живой аудитории.

Q&A with Jeff Goldsmith
Джефф Голдсмит в основном уделяет внимание режиссерам (что тоже должно быть интересно начинающему сценаристу), но некоторые эпизоды посвящены и телевидению.

Back Story
Замечательно сделанный iPad-журнал про все, что связано со сценарным делом. Можно почитать интервью, фрагменты неопубликованных сценариев, критику.

Drew’s Script-o-rama
Огромная бесплатная база киносценариев. Как современных, так и классических.

29

 

The Black List
Создатели сайта опрашивают деятелей Голливуда, какие лучшие сценарии они читали в этом году. По итогам составляется список самых классных, но не снятых сценариев. Например, фильм «Операция „Арго“», который взял «Оскар» в этом году, два или три года назад был пятым в The Black List. А фильмы, которые были в том же топе первым и вторым, до сих пор не сняты.

30

Книги о сценарном мастерстве

John Truby. The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller

Если выбирать одну книгу для начинающего сценариста, я бы посоветовал эту. На мой взгляд, в ней найден идеальный баланс между теорией и практикой.

William Goldman. Adventures in the Screen Trade

Книга о приключениях сценариста на примере биографии одного из лучших представителей профессии.

Alex Epstein. Crafty TV Writing: Thinking Inside the Box

Азы написания сценариев для телевидения. Книжка слегка устарела применительно к современным американским реалиям, но все еще актуальна для российских телесценаристов.

Joseph Campbel. The Hero with a Thousand Faces

Настольная книга для многих поколений сценаристов. Монументальное исследование закономерностей сторителлинга на примере мифологий разных народов.

1 / 5
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 25.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 26.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 27.
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха. Изображение № 28.
Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются