MOVE-ON
Фильмы VS Сериалы: Сценарии успеха
Сценарист Роман Кантор рассказал, как создаются фильмы и сериалы и каких людей не хватает российскому кино
Новый спецпроект MOVE-ON посвящен активному движению к намеченной цели. Герои проекта рассказывают, как овладеть самыми актуальными профессиями и продолжить развитие в выбранной области. Не останавливаться и фокусироваться на главном поможет энергетический напиток E-ON. |
Телевидение снова в моде — любой долгожданный сериал сначала выходит на ТВ и только потом множится по экранам ноутбуков, планшетов и смартфонов. Сценаристы с мировыми именами бросают кино ради телешоу, а в России продолжается гонка воображений — все хотят придумать первый качественный русский сериал. Как попасть в команду его создателей и почему сценаристом может быть каждый блогер, рассказал Роман Кантор — представитель нового поколения сценаристов, который успел поработать в кино и на телевидении и сейчас готовится снимать полнометражный фильм по собственному сценарию. |
О себеВ 2001 году я поступил на факультет журналистики МГУ. В то время, еще до эпохи торрентов, на журфаке был киноклуб с просмотрами и прокатом фильмов. Это было уникальное место, куда приходили кинокритики и режиссеры. За четыре года я просмотрел огромное количество фильмов. Хотя я и раньше был киноманом, но именно там укрепился в своем желании работать в кино. После журфака я поступил в несколько киношкол и выбрал парижскую EICAR и профессию режиссера. Снял дипломный фильм, получил степень магистра и в 2008 году решил вернуться в Москву. Здесь как раз начался кризис, и все кинопроизводство заморозилось на следующие полтора-два года. Я понял, что, если хочу снять собственный фильм как режиссер, мне нужно сначала самому написать сценарий. Так я начал писать сценарии — самостоятельно и в соавторстве. В итоге я стал профессиональным сценаристом с надеждой перейти в режиссеры. Я продал четыре киносценария и разработал три сериала (два из них — на канале СТС). Фильмы по моим сценариям сейчас находятся на разных стадиях производства — для двух мы ищем финансирование, один в предпродакшене и еще один я буду снимать сам — как режиссер — уже этим летом. 1
|
Мой самый амбициозный кинопроект — русский вестерн 2
|
КинообразованиеТут главное — практика, а фильмы можно смотреть и дома. Каждая профессия в кино требует изучения всех остальных кинопрофессий. В этом может помочь киношкола, где вы будете по очереди исполнять роли режиссера, сценариста, монтажера, осветителя и так далее. Это такая затяжная ролевая игра, где все изображают кинопроцесс. Если есть возможность практиковаться без киношколы, значит, она не нужна. Если такой возможности нет, идите в киношколу, но в лучшую — например, в нью-йоркскую Tisch School или на факультет кинопроизводства Колумбийского университета. Для тех, у кого меньше свободного времени, можно посоветовать спецсеминары — сценарные курсы Роберта МакКи или Джона Труби. Сейчас многие компании привозят в Россию преподавателей по сценарному делу, например Cinemotion. Если вы хотите писать сценарии, достаточно посетить несколько мастер-классов и читать книги, чтобы закрепить базовые знания. 3
|
Практические знания лучше всего получать на съемочной площадке. Удивительно мало людей этим пользуется, хотя, чтобы попасть на съемки, нужно только немного наглости. Тех, кто уже работает в кино, пустят без проблем. Если у вас еще нет профессионального опыта, просто предложите свою помощь на площадке. ВГИК и другие институты постоянно ищут ассистентов на съемки короткометражек. Им нужны люди, которые будут держать фильтр над осветительным прибором или приносить кофе. Как ни странно, это отличный шанс научиться новому и попасть в кино. В кинематографе главное — оказаться «внутри круга», а там путь от ассистента до чего-то более интересного может быть очень коротким. 4
|
КИНО ИЛИ
|
Каждый начинающий сценарист оказывается на развилке — идти работать в кино или на телевидение. Можно развиваться в двух направлениях одновременно, но в какой-то момент придется выбирать одно из двух. Традиционно кино считалось высоким жанром, а телевидение оставалось прибежищем маргиналов и неудачников. Мы видим, как изменилась ситуация за последние 10-15 лет, когда сценаристы, наоборот, уходят из кино ради работы в сериалах. 6
|
ТелесценаристТелевидение — это конвейер. Сценарист, который подписал контракт с телестудией, обеспечен работой и заработком на несколько лет вперед. В отличие от кино на телевидении есть постоянный спрос, и сценаристу не нужно самому искать источники финансирования. В этом смысле работа сценаристом в кино — это постоянная лотерея. Голливудский сценарист может продать свой проект за миллион долларов, но идти к этому десять лет. Телесценарист, в отличие от своих коллег из кино, может управлять съемочным процессом. Есть много примеров, когда сценаристы возглавляли проект и «вели» сериал от начала до конца, что практически невозможно в кино. «Родовая травма» киносценаристов — отсутствие всякого контроля над фильмом после продажи сценария. Об этом снят фильм «Адаптация» по сценарию Чарли Кауфмана. В начале фильма героя-сценариста не пускают на съемочную площадку, потому что его никто не знает в лицо. В то же время работа на телевидении подчинена строгому распорядку — с планерками и дедлайнами. Это отдельный вид творчества, который имеет мало общего с классическим представлением о работе сценариста. 7
|
8
|
КиносценаристНачиная работать сценаристом в кино, важно понять, какое кино вы хотите создавать: |
Фестивально-авторское киноЧто писать С кем работать Примеры для подражания Андрес Томас Йенсен — написал сценарии для половины известных датских фильмов («Месть», «После свадьбы» и в процессе сам стал режиссером («Зеленые мясники». 10
|
КОММЕРЧЕСКОЕ КИНОЧто писать Пример для подражания 11
|
|
|
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС |
КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙИщите единомышленников Трезво оценивайте рынок Проговаривайте вслух |
Пишите кинематографично Берегите свое время 16
|
Не пишите лишнего Изучайте жанр Умейте ждать 17
|
|
КАК ПРОДАТЬ СЦЕНАРИЙКИНО
19
|
ТЕЛЕВИДЕНИЕОтправьте в студию оригинальный сценарий пилотной серии. Идеальное развитие событий — студия принимает сценарий и снимает по нему сериал. Более распространенный вариант — студия оценивает вашу работу и нанимает вас на другие проекты. Или Напишите сценарий эпизода для существующего сериала. Например, придумайте свою серию «Реальных пацанов». Если сценарий получится «рабочий», вас с большой вероятностью пригласят на проект. Даже если студия не наймет вас сразу, они вспомнят о вашей кандидатуре, когда появится окно. На телевидении постоянная текучка сценаристов, и все находятся в постоянном поиске. 20
|
Чем отличаются сценарии
|
|
Тенденции в кино и на ТВВозрастающая роль сериалов Ты смотришь кино, тебе нравятся персонажи и интересно, что с ними будет дальше. Поэтому появляются сиквелы. Но продолжения любого фильма нужно ждать минимум два года. А новые эпизоды сериалов выходят каждую неделю. Сценаристам и режиссерам интереснее работать на телевидении, потому что в сериале у тебя есть гораздо больше времени, чтобы реализовать свои задумки — в отношении персонажей и сюжета в целом. 23
|
Российские сериалы становятся лучше Ставка на молодых сценаристов 24
|
ЛУЧШИЕ СЦЕНАРИИ |
СЕРИАЛЫ |
КИНО |
|
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИNerdist Writer’s Panel Q&A with Jeff Goldsmith Back Story Drew’s Script-o-rama 29
|
The Black List 30
|
Книги о сценарном мастерстве |
|
Комментарии
Подписаться