MOVE-ON
New media art: Гид по самому современному искусству
Медиахудожник Анна Титовец рассказала, как использовать современные технологии для самовыражения
|
Новый спецпроект MOVE-ON посвящен активному движению к намеченной цели. Герои проекта рассказывают, как овладеть самыми актуальными профессиями и продолжить развитие в выбранной области. Не останавливаться и фокусироваться на главном поможет энергетический напиток E-ON. |
|
О себе . Что такое new media art? . Направления медиаискусства . Три главных навыка художника .
Образование . Фестивали . Тенденции . Программы, которые используют медиахудожники .
Мобильные приложения . Полезные ссылки . Портфолио
О себе
1 / 4
|
Все началось с фантастических книг, которые я одну за другой проглатывала в детстве, и журнала «Изобретатель и рационализатор». После окончания школы я поступила на факультет истории искусства РГГУ. Прорывом для меня стала стажировка в Манчестерском университете, где я счастливым образом познакомилась со многими мультимедиа-артистами и виджеями — на тот момент в Москве вообще ничего не знали о виджеинге. Были Вадим Эпштейн, Дмитрий Булныгин и Катя Antishanti, но они оставались в андеграунде. После возвращения в РГГУ я начала параллельно изучать визуальные практики в Институте проблем современного искусства. Из него вышло много современных художников, в том числе Ирина Корина, Ростан Тавасиев и Диана Мачулина. |
|
|
Мой кубик Рубика складывался постепенно. Меня интересовали новые технологии и их применение в искусстве, и я старалась развиваться в этом направлении. В ИПСИ я вместе с другими художниками образовала группу перформансистов «Лето». Кроме того, я начала участвовать в выставках, где в разных видах присутствовали виджеинг, видеоарт и интерактив. В 2004 году состоялся мой первый «персональный» выставочный проект в галерее «Муха», довольно наивный с художественной точки зрения. Я умудрилась вместить в него перформанс, видеоарт и интерактивную световую инсталляцию. Причем электрическую схему, на которой во многом строилась концепция выставки, спаял для меня мой папа. |
|
|
В 2005—2007 годах Москва переживала бум виджеинга — компьютеры и виджейские программы стали общедоступны. В городе вдруг появилась активная тусовка виджеев с горящими глазами, которые кочевали по мероприятиям, занимались экспериментами и устраивали независимые вечеринки и выставки на чистом энтузиазме. Это был очень классный, но короткий период, когда в Москве было ощущение комьюнити, где все делились информацией. До 2008 года мне повезло повиджеить на большинстве (если не на всех) фестивалях электронной музыки, которые проходили в России. |
|
|
Сейчас во многих театральных постановках присутствуют видео и интерактивные технологии, но в начале—середине 2000-х на это решались единицы. В 2006 году мне удалось поработать с финским режиссером Йоэлом Лехтоненом. Мы придумали включить видеосценографию в две большие постановки — «Чернобыльскую молитву» и «Монологи вагины» в первой редакции. В 2007 году я начала работать фото- и видеодиректором проекта OpenSpace.ru, который теперь известен под именем Colta.ru. |
|
Plums Festival
|
В 2008 году в Москве не было фестивалей, которые бы объединяли аудиовизуальный перформанс с качественной электронной музыкой и выступлениями диджеев. По моим ощущениям, такой фестиваль был необходим. Вместе с художником, архитектором и участником группы «Роботы» Кириллом Маркушиным мы придумали синтетический формат — между выставкой и клубной вечеринкой — и начали искать площадку. Как раз в этот момент центр дизайна Artplay переезжал на новое место. Наши интересы совпали, мы получили место, а они засветили новую площадку с новым, технологичным и качественным мероприятием. Так появился фестиваль аудиовизуальных экспериментов Plums Festival, который каждый год проходит в Ночь музеев в центре дизайна Artplay. Я уже пять лет являюсь его куратором. |
|
Первый фестиваль проходил почти в экстремальных условиях. Artplay тогда представлял из себя полуразрушенные ангары завода «Манометр». То крыло, где сейчас находятся БВШД и галерея Photohub, было полностью пустым. Бетон, железо, отовсюду торчат прутья, дыры в перекрытиях — это был такой жесткий индастриал. На первом Plums Fest, в частности, прошла премьера проекта Asymmetrique Answer Никиты Цымбала и Ани Абалихиной. Это был один из первых интерактивных данс-перформансов в России, который потом стал узнаваемым международным проектом. |
Также в программе были аудиовизуальный данс-перформанс Monkey Production «Your Body Is a Mobile Phone», видеоарт-работы Кати Antishanti, Оли Кумегер и других русских художников, экспериментирующих с технологиями и цельным аудиовизуальным повествованием. На чиллаут-сцене выступала группа New Bazis, которая всю ночь обеспечивала «Перемещения во сне» с помощью слайдов, проекции и перформанса — при полном аншлаге. |
|
В прошлом году я как куратор Plums Fest выиграла грант British Council для молодых предпринимателей в креативных индустриях и отправилась на бизнес-стажировку в Великобританию. |
|
|
Пятый Plums Fest традиционно пройдет в День музеев, 18 мая, в Центре дизайна Artplay.В этом году, помимо аудиовизуальных перформансов российских и европейских художников, виджей-сетов и выставки новых инсталляций и классических видеоработ, программа фестиваля включает три лекции по медиаискусству. |
|
Что такое new media art?
|
С терминологией в нашей сфере есть определенные сложности. В английском языке существует универсальное понятие visual artist. |
|
|
И есть понятие new media artist — это visual artist, который производит визуальный контент при помощи современных технологий. |
|
|
Я отношу себя именно к new media artists. По-русски нас обычно называют «медиахудожниками» — хотя это определение, на мой взгляд, не совсем точное, потому что оно опускает важное слово «new». |
|
Понятие new media art не существует вне времени. Когда, в начале XX века, фотокамера из технического курьеза превратилась в удобный инструмент для художника, это тоже были новые медиа — того времени. В конце 1950-х годов художники Нам Джун Пайк, Вольф Фоштелл и Питер Кампус начали экспериментировать с видеокамерами, и долгое время критики относили этот new media art к сфере массовой культуры и не признавали в нем художественной составляющей. |
Только когда в 1972 году куратор важнейшей выставки современного искусства Documenta решился включить в экспозицию видеоарт, видео начали воспринимать как искусство. New media art всегда с трудом воспринимается большими художественными институциями — это цикличный процесс, который повторяется каждый раз с появлением качественно новых технологий. |
Направления медиаискусства
Net art & soft art
|
Медиаискусство, для которого интернет является основным средством выражения и средой распространения. Нет-арт может принимать самые разные формы — вебсайт, интернет-игра, email-рассылка, чат, аудиопоток или радио, виртуальный флешмоб и даже арт-вирус. В нет-арте находят отражение две философии в искусстве, которые мне очень импонируют — дадаизм и хактивизм. |
|
Видеоарт
|
Направление в медиаискусстве, которое для выражения художественной концепции использует «движущиеся картинки». Включает в себя видео- и/или аудиоинформацию. Видеоарт обязан своим появлением изобретению ручных видеокамер, которые сделали киносъемку общедоступным занятием. |
|
Sound art
|
Определение саунд-арта довольно размыто, и исследователи до сих пор не договорились, где пролегает граница между саунд-артом и просто музыкой. Несмотря на это, саунд-арт становится все более и более популярным в последнее время. Ему посвящена главная выставка года в MoMA «Soundings: A Contemporary Score». |
|
Science art
|
Произведения этого жанра зачастую рождаются в научных лабораториях в рамках коллабораций ученых и художников. |
|
Generative art
|
Главное понятие в этом жанре — алгоритм. Произведения генеративного искусства чаще всего создаются при непосредственном вовлечении компьютерной программы. По сути, компьютер выступает здесь полноценным соавтором произведения. Можно сказать, что генеративное искусство — это реализация идеи генетического кода в искусственно созданных системах. |
|
Hybrid Arts
|
Это относительно новое понятие призвано объединить в себе всю ту множественную междисциплинарность, которая возникает на стыке различного рода технологий, науки и искусства. |
|
Три главных навыка художника
Понимание законов |
Знание истории и стилей |
Четко выработанная |
|
Универсального рецепта успеха не существует. Можно изучить все компьютерные программы и все равно не продвинуться дальше дизайнера, который будет делать возможно и красивые, но шаблонные проекты. И, наоборот, можно не уметь рисовать от руки, не знать историю искусств и плевать на общемировые тенденции, но при этом быть гениальным художником. |
|
Образование
|
Последние несколько лет мы наблюдаем бум негосударственных форм обучения в сфере современного искусства. При выборе места обучения нужно прежде всего понять, что вам больше интересно. Если вы хотите получить крепкий инструментарий, который потом можно будет использовать и на поле дизайна, и на поле искусства — идите в БВШД. Для этого у них есть двухлетний курс «Дизайн в интерактивной среде». Если же вы хотите изучать историю искусств и глубже погрузиться в художественный контекст, лучше выбрать школу Родченко или Институт проблем современного искусства. Они довольно часто обмениваются преподавателями. |
|
|
При выборе места обучения нужно прежде всего понять, что вам больше интересно. |
|
Еще когда я оканчивала институт, Ольга Шишко проводила в Москве серьезные мероприятия, посвященные медиаискусству. В 1999 году она создала некоммерческую организацию MediaArtLab, которая ежегодно организует «Медиа Форум» в рамках Московского кинофестиваля (ММКФ). На форуме встречаются медиахудожники и теоретики из разных стран. Недавно в рамках MediaArtLab открылась школа в Манеже — курс 2013–2014 носит название «Визуальный эксперимент». MediaArtLab обладает обширным архивом медиаискусства (начиная с пионеров движения), который скоро будет доступен всем желающим в форме открытой медиатеки, также в стенах Манежа. |
В прошлом году в ММСИ открылся курс «Лаборатория Медиа-Перформанса», одним из кураторов которого является Patrick K-H, медиахудожник и перформер. Единственный в своем роде образовательный онлайн-ресурс — Аудиовизуальная академия. Здесь регулярно появляются видеоуроки и лекции по прикладным направлениям. |
|
«Теории и практики» анонсируют все образовательные события, ГЦСИ на регулярной основе устраивает встречи с критиками и художниками, причем не только в Москве. Другое дело, что никогда не знаешь заранее, насколько полезной будет та или иная лекция. Совсем не факт, что хороший художник окажется еще и хорошим лектором. |
|
Фестивали
|
Мой самый главный совет — посещайте фестивали медиаискусства. Один качественный фестиваль может дать больше полезных знаний, чем целый курс обучения. |
|
|
Фестивали позволяют глубже понять тенденции и узнать о новых инструментах, которые появились в медиаискусстве. Создается уникальное поле коммуникации, в котором ты можешь отыскать интересующего тебя художника, даже с мировым именем, и запросто с ним пообщаться — в том числе по поводу использования техники, софта и прочих нюансов. В отличие от московской тусовки, зарубежные художники и теоретики очень открыты к коммуникации. Открытость — очень важный момент, который работает на пользу продуктивности. Правило, которое всегда работает в комьюнити — чем больше ты делишься информацией, тем больше ее получаешь взамен. |
|
|
Многие фестивали имеют программы воркшопов и лекций, и наш Plums Festival в этом смысле не исключение. В этом году в рамках Plums Fest будут проходить воркшопы по программному обеспечению для художников, которые работают с генеративным искусством, прототипированием и интерактивом в разных его проявлениях. Я почти каждую неделю получаю письма от заграничных художников, которые хотят участвовать в Plums Festival. При этом за все время мне пришло всего несколько писем от русских художников. У нас не очень развита практика аппликаций — подачи заявок на фестиваль. Для иностранных художников это часть их ежедневной рутины. Они готовят проект, затем составляют Application Form и рассылают ее по всем фестивалям, которые их интересуют. Я очень советую всем брать с них пример. |
|
Тенденции
|
Мы живем в эпоху междисциплинарности. Это вечный спор — стоит ли развивать свои способности в узком направлении или же быть более или менее универсальным. Лично я — за междисциплинарность, потому что она позволяет находить новые неожиданные ходы мысли и раздвигать рамки. Идет движение от эфемерности видео и световых потоков к объектности, твердым формам. В частности, набирает популярность кинетический арт — это грубая механика, электроника, моторы. Например, очень известная команда Chunky Move внедрила в свою последнюю постановку Connected кинетические структуры. Если говорить о конкретной технике, то одна из тенденций — это полнокупольные проекции, которые накрывают мир. Я ожидаю, что в ближайшие полгода и в России это начнет активно выплескиваться в виде проектов. Софт становится интуитивно понятным. Программные приложения стали общедоступными и сильно ушли вперед с точки зрения возможностей. При этом все больше профессиональных художников становятся программистами. Художник, который сам пишет программу, может выйти за рамки стандартного функционала и создавать кастомизированные вещи. |
|
|
Программы, которые используют медиахудожники |
|
|
«Мы живем в эпоху мультимедиа. Уметь рисовать больше не обязательно. Сегодня карандаши художника — это компьютерная мышь и программные среды». — Мемо Актен, художник |
|
|
Пакет графических программ, работающих с растром и вектором: Пакет программ для создания видеографики. Для 2D это |
|
Для 3D вариантов гораздо больше Пакет программ для работы с видеографикой в реальном времени. Среди самых популярных и многофункциональных программных сред такого рода можно выделить Особняком стоит блок виджейских программ, которые не генерируют графику в реальном времени, а просто обрабатывают загруженный контент — накладывают эффекты, смешивают слои и даже создают простой интерактив:
|
|
Совершенно не обязательно изучать все эти программы — существует распространенная практика, когда художник придумывает идею, а осуществляют ее наемные исполнители. Важнее, чтобы художник понимал логику создания визуального материала и, хотя бы умозрительно, знал, на что способно то или иное программное обеспечение. |
|
Мобильные приложения
Tagtool |
Airbeam |
COLORCODE VJ |
||
iPad-приложение, которое обладает большим потенциалом для визуальных перформансов, публичных интервенций и просто фана с друзьями. Приложение позволяет создавать анимацию в реальном времени и посылать сигнал с iPad на проектор или экран. В одной сессии может одновременно участвовать несколько человек. |
Полезное мобильное приложение, которое позволяет удаленно управлять и просматривать аудио-/видеопоток с другого iOS-девайса, оснащенного камерой. Важный момент, крайне полезный для медиахудожников, — в приложение встроена поддержка программы Syphon. |
Наиболее серьезное на данный момент виджей-приложение для iPad. |
|
Простые в использовании и удобные приложения для скетчинга и зарисовок. |
Полезные ссылки
Rhizome ArtBaseРесурс появился в 1996 году в виде локальной email-рассылки для художников и исследователей, занимающихся медиаискусством. Со временем Rhizome превратился в арт-институцию со своими выставками, исследованиями, коллекцией работ и стипендиальным фондом. Must follow. |
We Make Money Not ArtБлог художницы Регины Дебатти. Один из первых прецедентов, когда частный блог по медиаискусству получил официальное признание профессионалов. Ежедневно пополняется множеством материалов и полезных ссылок. Особого внимания заслуживает постоянная рубрика «Художники в лабораториях». |
NeuralСайт стал продолжением печатного издания Neural (которое в 2008 году прекратило свое существование). Основные направления — хактивизм, нет-арт, саунд-арт. |
Create DigitalСайт посвящен электронной музыке, но также будет полезен художникам, работающим в сфере аудиовизуального перформанса и саунд-арта. |
Creative Applications NetworkМолодой ресурс, который занял активную и авторитетную позицию в мире цифрового искусства и неустанно поставляет новости, статьи и исследования. Особенно интересны материалы, посвященные новым инструментам в софте и харде. Главный редактор ресурса Филип Бизли — основатель и директор фестиваля Resonate. |
InspirationfeedDesign You TrustMotionographerWho Killed Bambi?Блоги-инспираторы с интересными кейсами в дизайне и медиаискусстве. |
Портфолио
Are You Sick (2006)
инсталляция.
Office of the Future (2006)
панорамная видеоинсталляция и мультиэкранный виджеинг на башне «Федерация» «Москва-Сити», совместно с MAMADESIGN.
Dokument Project. Dream Code (2008–2011)
аудиовизуальный перформанс совместно с Кириллом Маркушиным. Декодирование сновидений.
To Your Guilty Enjoyment (2009)
видеоразмышление на тему пира духа и плоти по мотивам живописных полотен XV–XVII веков.
«Видеть-ненавидеть» (2009)
двухканальная видеоинсталляция. Неправильные глаголы, которые мы считалочкой заучиваем в детстве, на самом деле составляют спектр самых ярких человеческих переживаний.
Bag Your Secret Life (2011)
мультимедиа-инсталляция.
«Видеомэппинг-инсталляция в музее футбола Сан-Паулу» (2012)
коллаборация с United VJs и художником Фелипе Барбозой.
Self Cell Agression (2012)
видео. Самый страшный вид агрессии — агрессия in vivo, которая вырастает изнутри нашего организма и направлена против нас самих.
Crowd Shifting (2012)
аудиовизуальный перформанс / мэшап, совместно с Max Tatlum. Работа основана на документации событий протестного движения с начала октября 2011-го и до 6 мая 2012-го. Это метатекст из нарезок пиковых моментов «коммуникации» власти и оппозиции.
Burn, Baby, Burn! (2012)
перформанс.
|
Коммерческие работыВсе современные медиахудожники, даже те, которые выставляются в Tate Modern и Центре Помпиду, работают в том числе на поле развлечений. То есть выполняют коммерческие заказы, которые нельзя назвать искусством в чистом виде. В России заказчиков можно найти повсюду, начиная от районных магазинов и заканчивая Администрацией Президента. Самое главное — воспитывать у заказчиков вкус и интерес к новым медиа.
|
|
Комментарии
Подписаться