MOVE-ON
Маша Краснова-Шабаева
о том, как работать
в любой стране мира
Мастер-класс по универсальному языку рисунка и его успешному применению
|
Новый спецпроект MOVE-ON посвящен активному движению к намеченной цели. Герои проекта рассказывают, как овладеть самыми актуальными профессиями и продолжить развитие в выбранной области. Не останавливаться и фокусироваться на главном поможет энергетический напиток E-ON. |
|
|
Иллюстраторы создают параллельные тексту миры и путешествуют сквозь время, соавторствуя с литературными классиками и журналистами новостей. Меняются форматы, но магия профессии остается. Маша Краснова-Шабаева, успешный иллюстратор, чьи работы сразу попали в главные российские журналы и европейские галереи, рассказала, как у нее это получилось и где искать свою дорогу в профессию. |
О себе
|
Помню, что в детстве я какое-то время мечтала стать книжным иллюстратором, но точно так же грезила об археологии, энтомологии и десятке других профессий. Эта неопределенность долгое время была моей проблемой: мне нравилось слишком много разных вещей, из которых было трудно выбрать что-то одно. После школы я все-таки решила пойти по папиным стопам и поступила в Уфимское училище искусств на отделение живописи. В 2004 году со своим, никому особенно не нужным, дипломом я переехала в Москву. Мой муж поступил там в аспирантуру, и я уехала с ним за компанию. Сначала я растерялась, потому что абсолютно не понимала, чем я буду заниматься. Пока у мужа не возникла идея разослать мои рисунки во все журналы, которые были у нас дома. Я сделала подборку из десяти картинок и отправила в «Афишу», Jalouse и еще несколько журналов. Мне казалось, что никто не ответит, но, на удивление, я сразу получила несколько предложений о работе. |
|
|
Сначала мне пришлось очень тяжело, потому что у меня не было никакого иллюстраторского опыта. Многих вещей я вообще не знала или не понимала — училась в процессе работы. Первые годы даже не думала о том, каким иллюстратором мне хочется быть. Я была неимоверно счастлива только от того, что у меня были заказы и возможность зарабатывать деньги. Только в последние несколько лет у меня сформировалось более-менее точное представление о том, что мне хотелось бы из себя представлять и какие работы делать. Это не значит, что до этого у меня было пусто в голове. Просто все это время я была в постоянном лихорадочном поиске себя, пробовала делать разные вещи в разных техниках. Я уверена, что этот процесс поиска будет продолжаться всю мою жизнь. И мне повезло обзавестись клиентами, которые позволяют мне искать, учиться и меняться. |
|
Образование
|
Связать свою жизнь с искусством — это всегда большой риск. Но если вы чувствуете, что иллюстрация — это ваше, стоит собраться с духом и попробовать свои силы. Помните, что, чтобы чего-то добиться, нужно продолжительное время прикладывать усилия в одном направлении. Редко у кого получается все и сразу. |
|
|
Я знаю многих успешных художников, которые пришли из профессий, никак не связанных с изобразительным искусством. Не думаю, что существует идеальный путь. Конечно, нам хочется все распланировать, и мы ждем, что наши планы исполнятся в точности, как мы предполагали. Но не стоит недооценивать роль случая. Обстоятельства и возможности каждого человека играют очень большую роль. Если есть возможность учиться — учитесь, если ее нет — всегда можно найти пути для самообразования и самопродвижения. В дополнение раскрою вам небольшой секрет — если из иностранных языков вы знаете только английский и вам не хватает денег на учебу в Британии или США, изучите предложения в Нидерландах. Здесь есть несколько уважаемых учебных заведений, в которых не требуется знание голландского языка: |
|
Willem de Kooning Academy |
Hogeschool voor de Kunsten Utrecht |
AKV | St. Joost |
Личные
качества
|
Одаренность и желание работать — это жизненно важные качества для начинающего иллюстратора. |
|
Помимо этого важны обучаемость и трудоспособность. |
Если вы хотите сделать карьеру, то хотя бы первое время ваша трудоспособность должна граничить с трудоголизмом. Придется сидеть ночами, чтобы успеть нарисовать все в минимальные сроки — а они обычно такими и бывают. |
Как искать
работу
|
Работа иллюстратора — это прекрасная возможность не быть привязанным к одному месту. Общаясь с клиентами через интернет, можно работать из любого города в мире. Зарабатывать, будучи иллюстратором, не очень легко. Наверное, это актуально для любого фрилансера. На первых порах придется все время искать работу — не только чтобы заработать деньги, но и чтобы пополнить свое еще не очень объемное портфолио. В дальнейшем, когда у вас появятся постоянные заказчики, можно будет немного успокоиться. Но мне, например, покой только снится. У меня есть постоянная работа, но все равно приходится постоянно высматривать что-то еще. Часто — из-за того, что нужны деньги, а иногда из любопытства — потому что хочется посотрудничать с новыми людьми. У меня есть сайт, профили на Flickr и Bеhance (последний сто лет не обновлялся) и несколько видео на Vimeo. Это все, на что меня хватает. Если вам есть что показать, лучше заведите аккаунты сразу на нескольких сайтах. Используя одновременно Behance, Flickr и Facebook, вы дадите аудитории больше шансов вас найти. Лучше сразу понять, для какого зрителя вы хотите рисовать. Это важно не столько для поиска работы, сколько для вашего самоопределения как художника. После этого можно подумать о том, в каких журналах или издательствах вы хотели бы работать, и в каких из них могут клюнуть на ваши рисунки. Попробуйте отправить туда несколько самых лучших и любимых файлов. На ссылки многие арт-директора не нажимают. |
|
С кем
работать
|
Я не знаю иллюстраторов, которые были бы трудоустроены в одном месте. Многие сотрудничают с иллюстраторскими агентствами, но это тоже нельзя считать постоянной работой. Бывает, что от агентства приходит очень мало заказов, а иногда — вообще никаких. В таких случаях все равно приходится искать заказчиков самостоятельно. С другой стороны, если вам повезет, то агентства вполне могут обеспечить безбедное существование. Мой совет — внимательно читать договоры и контракты с агентством и не подписывать их, если сомневаетесь, что эта работа будет вам на пользу. Шесть лет назад мне предложили контракт — видимо, с надеждой, что я подпишу его, не читая. В нем говорилось, что агентство имеет права чуть ли не на все, что я делаю, и все мои клиенты с этого момента должны работать через них. Этот случай надолго отпугнул меня от иллюстраторских агентств. Из российских агентств я могу порекомендовать студию Bang! Bang!, с которой сама сотрудничаю. В других странах очень много хороших агентств — списки лучших есть в книгах серии Illustration Now и на сайте Workbook. Если вам нравится какой-то иллюстратор и кажется, что у вас похожий стиль или вы просто близки по духу, — узнайте, с какими агентствами он работает, и попробуйте туда написать. |
|
|
Если вам нравится какой-то иллюстратор и кажется, что у вас похожий стиль или вы просто близки по духу — узнайте, с какими агентствами он работает, и попробуйте туда написать. Заказчики делятся на два типа. Есть такие, которые доверяют иллюстратору, любят давать свободу. А есть те, кто жестко все контролирует и пользуется тобой как инструментом. Лично для меня второй вариант — это не работа над заказом, а поле битвы. Но определить заранее, к какому типу относится тот или иной клиент, очень трудно — иногда практически невозможно. Приходится действовать методом проб и ошибок. В любом случае лучше сразу определиться, с кем вам нравится работать, а с кем — настолько невыносимо, что гонорар не покрывает затраты на успокоительные. Я сейчас преувеличиваю и шучу, но на самом деле полезно помнить о том, что деньги — не главное. И в каких-то ситуациях лучше получить меньший гонорар, но поработать в хорошем настроении и получить от этого удовольствие. Из западных заказчиков я больше всего работала с американцами: Condé Nast Traveller, The New York Times и Nylon. Пока что у меня не было к ним никаких претензий. Мне кажется, американские клиенты точнее представляют себе, на что способен конкретный иллюстратор — и какую картинку им хочется видеть в итоге. При этом я ни в коем случае не могу назвать их авторитарными, я чувствую доверие с их стороны. Рабочий процесс построен строго: есть точный дедлайн для скетча, есть дедлайн для финальной картинки. За любую экстра-работу обычно доплачивают. Мне никогда не приходилось в панике перерисовывать картинку полностью, потому что главному редактору вдруг что-то не понравилось. С российскими заказчиками такие истории случались довольно часто. Из России ко мне иногда обращаются с просьбами нарисовать что-то, что вообще не соответствует моим способностям, стилю и личности. Это может быть интересный challenge для иллюстратора, но лучше я сама придумаю себе испытание на досуге. |
|
Конечно, и в России есть прекрасные клиенты, которые все понимают и хотят, чтобы именно ты у них работал. Для меня большой плюс в работе со многими русскими заказчиками — то, что они дают возможность сделать что-то новое, а не действовать в заранее определенных рамках. |
Для меня идеальный заказчик — тот, который дает возможность экспериментировать, а не только срисовывать у себя самого или у кого-то другого (бывает и такое). Про себя я называю таких клиентов «мои любимые», и их у меня в карьере большинство. |
Чтобы работать фрилансером, нужно иметь активную
жизненную позицию. Попробуйте воспринимать себя
не только как художника, но и как собственную компанию,
которую нужно развивать и двигать вперед.
Как
работать
|
Важно внимательно прочитать задание и изо всех сил попытаться понять, что имеет в виду заказчик. Не стесняйтесь задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми. Не бойтесь предложить свою идею в порядке варианта, если вам кажется, что она лучше идеи клиента. Попробуйте относиться спокойно к замечаниям и просьбам что-то исправить. Они нередко бывают разумными и могут сделать вашу работу лучше. А строить из себя диву выгодно далеко не всегда. Если вы рисуете на компьютере, сохраняйте файл как можно чаще. Если вы параноик, сохраняйте сразу на нескольких носителях. В процессе работы с бумагой сканируйте то, что уже хорошо нарисовалось — если боитесь, что на следующем этапе рука может дрогнуть. Определите для себя ситуации, в которых вам хорошо думается. Не все люди умеют придумывать, сидя за рабочим столом. Лично мне полезно выйти прогуляться или сходить в бассейн. Для кого-то важно запереться в темной комнате и накрыться с головой одеялом. Несмотря на авралы, пытайтесь поддерживать комфортный распорядок дня. Хотя бы спите нормальное количество часов. Старайтесь не доводить себя до выгорания. Иначе вы почувствуете, что хороших работ становится все меньше. |
|
|
Больше смотрите вокруг. Полезно знать не только, что делают современные иллюстраторы, но и что делали, допустим, в XV веке. Будьте в курсе того, что происходит в искусстве в целом. И кстати, почаще выходите на улицу и смотрите, что происходит там. Кроме простого созерцания, полезно анализировать увиденное и разбирать все интересное на молекулы. Например, можно перерисовывать в блокнотик картинки любимых авторов. Если стесняетесь, можете никому их не показывать. И все это только для того, чтобы осознать, что вам нравится, найти самого себя и лучше понять этого человека. К тенденциям я отношусь скептически. Считаю, что они относительны и слишком быстро сменяются, чтобы за ними гоняться. Я искренне верю в то, что задача каждого художника — это, прежде всего, понять, чем он отличается от других. А излишнее внимание к тенденциям зачастую тормозит этот процесс. Мне кажется, нужно не стесняться пробовать новое. В разное время я делала инсталляции, пыталась писать огромные полотна. Все это помогает найти что-то свежее, интересное и определиться с тем, что уже по душе. Я за то, чтобы художник всегда продолжал исследовать и меняться, а иллюстраторы — это все-таки тоже художники. Выбор у иллюстратора очень большой: книги, зины, принты, игрушки. |
|
Ошибки
начинающих
иллюстраторов
|
Я верю, что нужно совершать ошибки самому, чтобы по-настоящему научиться. Но, возможно, мои замечания смогут кому-то помочь. Плагиат Неуверенность на переговорах Неумение отказывать |
|
Вдохновение
|
Для вдохновения я обычно листаю книги по искусству — современному и не очень, и стараюсь чаще ходить по музеям — даже тем, в которых сильно пахнет нафталином. Я стараюсь проводить меньше времени в интернете, поэтому к книгам обращаюсь чаще, чем к сайтам и блогам: Книги по искусству и иллюстрации |
|
|
Я сейчас учу голландский язык и в очередной раз убеждаюсь, что учебники действуют на меня гипнотически — особенно винтажные детские, в них есть какая-то привлекательная пустота и загадочность. Обращайте внимание на детские книги: |
|
Полезные сайты |
|
|
Любимые работы других художников |
|
Комментарии
Подписаться