Спецпроект MOVE-ON посвящен активному движению к намеченной цели. Герои проекта рассказывают, как овладеть самыми актуальными профессиями и продолжить развитие в выбранной области. Не останавливаться и фокусироваться на главном поможет энергетический напиток E-ON. |
|
Современное искусство создается кураторами, потому что именно они решают, что сегодня попадет в музеи, а завтра — в книги по истории искусств. Они помогают зрителям понять художников, помещая их работы в наглядный контекст. Куратор Центра современной культуры «Гараж» Юлия Аксенова рассказала, как связать свою жизнь с искусством, из чего создается выставка и где учатся талантливые художники. |
О себе | Начало | Рабочий процесс | Личные качества куратора | Советы кураторам
Тенденции | Где искать художников? | Советы художникам | Вдохновение
О себе
Современным искусством я стала заниматься совершенно неожиданно. Я из интеллигентной семьи: папа рисовал, мама собирала книги, но мое первое высшее образование — экономическое. Однажды на книжной ярмарке я увидела «Художественный журнал», прочла несколько статей и абсолютно ничего не поняла. Меня так заинтриговало, что существует зона культуры, о которой я не знаю, что мне сразу захотелось в ней разобраться. Я вслепую стала покупать книги по современному искусству, узнавала новые имена и набиралась знаний. У меня не было знакомых, которые могли бы ввести меня в область современного искусства — а в то время это была очень герметичная тусовка. В ней было всего 50 человек, все они друг друга знали, и, чтобы попасть в этот круг, надо было приложить большие усилия.
Был конец 1990-х, время кризиса, найти работу было очень трудно — я решила, что чем сидеть без дела, лучше пойти учиться. Я выбрала специальность «история искусств» в РГГУ, хотя с самого начала знала, что буду заниматься только современным искусством.
Современное искусство
для меня — как вера.
Либо ты веришь, либо нет.
О себе
Уже в РГГУ у меня появились знакомые художники, критики. После окончания университета я поступила в школу Сороса (сейчас ИПСИ), и там мой круг знакомств расширился еще больше.
В 2003 году мне повезло — Андрей Ерофеев, руководитель отдела новейших течений Третьяковской галереи, взял меня на должность научного сотрудника. В ГТГ был замечательный коллектив, там мы познакомились и стали коллегами с Таней Волковой. Мы обе — воспитанницы Андрея, помогали ему делать огромные выставки: «Русский поп-арт», «Соц-арт: политическое искусство в России». Это были очень мощные проекты, хотя и не международные.
О себе
Первая, очень важная для меня выставка, которую я курировала самостоятельно — «No Comment?» на открытии Первой московской биеннале в 2005 году. Это был очень интересный проект, мы сделали его в пространстве проекта «Фабрика» вместе с Леной Зайцевой за две тысячи долларов, хотя участников было около 30-ти. Именно в тот момент, в 2005 году, все вдруг узнали, что есть современное искусство. Круг разомкнулся, и за один год в российском современном искусстве появилось очень много новых имен.
В том же году я стала куратором Московского центра искусств на Неглинной. Целый год мы творили там все что хотели. Было несколько очень любопытных экспериментов с молодыми художниками — российскими и украинскими.
О себе
Очень важным моментом в моем становлении было обучение в международной школе кураторов De Appel в Амстердаме. Туда принимают всего шесть человек в год, из этой школы вышло очень много известных кураторов. Вместе с остальными студентами мы сделали большой выпускной проект Master Humphrey’s Clock. Трудно работать в соавторстве с кураторами, которых ты недавно узнал. Но это был колоссальный опыт — и в плане общения, и в плане попадания в интернациональный контекст. Там у меня появились связи с интернациональными художниками — я была очень горда, когда пригласила посотрудничать Саймона Старлинга.
О себе
В 2010 году я начала работать в Центре современного искусства «Гараж». Мой первый проект «Русские утопии» был очень масштабным, но по прошествии времени я не могу сказать, что он мне нравится. 21 июня в «Гараже» открылись выставки двух международных звезд — Натали Юрберг, которая получила «Серебряного льва» Венецианской биеннале в 2009 году, и Яна Шванкмайера, известного чешского кинорежиссера и художника. Это очень разные художники, она — молодая, ядовитая, провокационная, он, наоборот, аскетичный, концептуальный. Для меня подготовка этих выставок ознаменовала новый этап в работе, потому что я впервые получила в распоряжение такие площади и такой бюджет. Приходите посмотреть.
Путь куратора начинается
не с менеджмента,
а с искусства
Начало
Для начала можно выбрать один из вузов, где учат истории искусств:
Российские школы кураторов — пока не частое явление. В прошлом году Виктор Мизиано и фонд «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) сделали замечательную летнюю школу для кураторов. 10–15 приглашенных экспертов с мировыми именами в области кураторства и теории искусства прочли курс тематических лекций. Набор в летнюю школу будет проводиться и в этом году. Проблема с подобными инициативами в том, что у них пока нет конечного результата. Ни у одной российской школы нет амбиций каждый год выпускать молодых кураторов и делать выставки. Другое дело — мировые кураторские школы. Например, Bard College в Нью-Йорке или Goldsmiths University в Лондоне.
Начало
После обучения можно попробовать сделать что-то свое — молодые кураторы часто объединяются с художниками, создают некоммерческие институции, устраивают выставочные проекты с минимальным бюджетом.
Но лучше всего пойти в ученики к известному куратору — чтобы набраться опыта и познакомиться с большими художниками. Можно искать мастера в России, как сделала я, но если вы хотите построить карьеру в арт-бизнесе, лучше сразу целиться на Запад. Моя приятельница, Елена Филипович училась у Ханса-Ульриха Обриста и участвовала в создании его выставки «Станция Утопия» для Венецианской биеннале. После этого, в 2008 году, ее пригласили — уже самостоятельно — провести Берлинскую биеннале.
Рабочий процесс
1. Исследование
Это самый интересный и самый творческий этап в работе куратора. Бывает, мне очень нравится какой-то художник, я влюбляюсь в его работы, и мне хочется показать их другим людям. Даже одна работа и заключенная в ней мысль могут определить концепцию целой выставки. Иногда я обнаруживаю какую-то тенденцию или очень интересное направление в искусстве, и из этого рождаются коллективные проекты.
После того как появилось первичное представление о выставке, нужно изучить тему, прочитать много литературы, чтобы развить идею в полноценную концепцию. Я очень люблю этот период поиска, возбуждения и творческой ненасытности.
Рабочий процесс
2. Переговоры с галереей
Когда в голове сложилась цельная картина того, что ты хочешь показать зрителям, можно договариваться с площадкой. Если куратор постоянно работает в одной галерее, это решается в устной беседе. Независимые кураторы, не привязанные к одной институции, составляют письмо с предложением и рассылают его в разные галереи. В презентации из пяти-десяти слайдов с картинками описывается концепция выставки, ставятся задачи, определяются художники, публика и бюджет. Хорошее предложение должно быть кратким, но умным — чтобы человек, прочитав его, понял все о выставке, которую вы хотите сделать. Любой контекст, социальный, политический, культурный, имеет очень большое значение. Надо четко понимать, почему выставка должна случиться именно сейчас и именно здесь — в России, в Москве, в конкретной галерее.
Лучшая кураторская
стратегия — быть адекватным
тому, что ты выставляешь,
где ты находишься и кто твой
зритель.
Рабочий процесс
3. Переговоры с художниками
Говорят, что кураторы делятся на две категории: одни работают с художниками, другие — с произведениями. Мне очень нравится составлять выставки из уже готовых работ. Для меня главное — это тело экспозиции. Я воспринимаю выставку как тотальную инсталляцию, в которой зритель проживает искусство физически, с помощью пространственного восприятия. Может быть, такой подход сейчас не в моде. Современные кураторы стараются войти в близкий контакт с художниками, чтобы те создавали работы под конкретные выставки. Западным художникам можно писать напрямую или через галереи, где они выставляются. Когда я приехала из De Appel, я готовила проект с большими международными звездами — Аллорой и Кальсадильей, Харуном Фароки и многими другими известными авторами (к сожалению, выставка так и не состоялась из-за кризиса 2008 года). Я сама со всеми списывалась по почте, и 90% художников согласились дать свои работы, притом что никто из них не знал ни меня, ни площадку, которую я тогда представляла — «АртХаус».
Рабочий процесс
4. Производство
После того как куратор договорился с художниками, он подсчитывает бюджет проекта — для этого нужно знать все стадии производства и примерную стоимость каждой из них. Этап оценки очень важен, потому что в этот момент простраивается вся логика экспозиции. Потом эту логику нужно перенести в дизайн-проект выставки, который создает архитектор.
Рабочий процесс
5. Выставка
Личные качества куратора
Советы кураторам
Смотреть больше выставок. Ходить в галереи и музеи в каждом городе, куда вы приезжаете. Оказавшись в этой обстановке, невозможно остаться равнодушным.
Обращать внимание на мелочи — как выставлены
работы, почему используется такая конструкция.
В архитектуре выставки есть очень много
интересных тонкостей, которые открываются
с опытом.
Забыть про деньги — по крайней мере, на первых
порах. Заниматься кураторством просто ради
удовольствия.
Тенденции
Есть искусство, которое служит для развлечения, и искусство, которое решает более важные задачи — учит людей новому или сближает их, создает общности. Это второе, гуманитарное искусство сейчас развивается в двух направлениях. Одно из них, конструктивистское, восходит к авангарду. Его цель — приносить пользу. Второе направление, наоборот, ставит задачу провоцировать, бросать вызов этическим принципам. Мне очень интересны художники, которые нарушают табу. И в связи с этим любопытна реакция общества на то, что происходит в искусстве.
Провокационное искусство выходит за рамки галерей, современные художники стремятся нащупать новые каналы коммуникации с окружающим миром.
Тенденции
Сантьяго Серра
Художник вовлекает в свои акции людей, нуждающихся
в деньгах, и заставляет их делать унизительные вещи
за небольшую плату. Тем самым он показывает, как
обесценилось понятие личности в современной
цивилизации капитализма. Парадокс в том, что в ходе
художественных акций люди, отвергнутые обществом,
оказываются в сердце буржуазной культуры — галереях
и авторитетных художественных институциях.
Тенденции
Тенденции
Франсис Алюс
Бельгийский эмигрант в Мексике иронизирует над
политическими реформами в стране, фиксируя
и создавая абсурдные ситуации на улицах Мехико.
На протяжении десятка лет Франсис Алюс использовал
в своих акциях автомобиль Volkswagen Beetle как
метафору нового курса мексиканской политики.
Последняя из цикла работ показывает, к чему привели
эти преобразования.
Тенденции
Тенденции
Что касается тенденций в профессии, сейчас многие стали совмещать занятия искусством и кураторством. Типичный пример — Арсений Жиляев. Даже критики теперь устраивают выставки. Это общемировая тенденция, которая особенно ярко проявляется в России, потому что у нас отсутствует четкая система кураторства. А чтобы она выстроилась, нужно прививать людям уважение к культуре. Современное искусство в массовом сознании воспринимается как анекдот — многие приходят на выставки посмеяться. Радует, что образованная прослойка расширяется с каждым годом. В 2009 году, когда я пришла в «Гараж», на наши лекции приходило 20–25 человек, а сейчас бывает больше 300 слушателей.
Где искать художников?
В России всего две институции — ИПСИ и Школа Родченко. Они каждый год устраивают просмотры дипломных работ, и обычно среди них можно найти что-то любопытное. Иногда я спрашиваю своих знакомых преподавателей, кого из студентов они могут порекомендовать.
Работы молодых зарубежных художников можно посмотреть на сайтах прошедших биеннале, например берлинской или стамбульской. Если я вижу, что работа подходит мне визуально или тематически, я обычно просто пишу автору с предложением о сотрудничестве. На Западе у половины художников точно есть персональные сайты с контактами и необходимой информацией. Проблема только в том, что никогда не знаешь заранее, удастся ли построить взаимопонимание с автором.
Интернет никогда
не заменит личного
общения, которое очень важно в работе куратора.
Советы
художникам
Прежде всего, нужно выставляться и обновлять информацию о том, что вы делаете, хотя бы в Facebook, а лучше — создать персональный сайт. Не стесняйте лично приходить к куратору, знакомиться и обсуждать свои амбиции. На мой взгляд, большая проблема российских художников в том, что только единицы имеют амбиции — большинство занимается творчеством, просто чтобы заниматься. Если вы будете ставить себе высокие планки и говорить куратору: «Я хочу попасть вот на эту выставку вот в этом месте» —, к вам сразу будет другое отношение и вы добьетесь своей цели.
Вдохновение
Вдохновение
Вдохновение
Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловатьсяДругие статьи по темам
© 2007–2024 Look At Me. Интернет-сайт о креативных индустриях.
Использование материалов Look At Me разрешено только с предварительного согласия
правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.
Комментарии
Подписаться