Париж: современная архитектура
Пожалуй, у каждого человека есть представление о Париже даже если он там никогда не бывал. Фильмы, фотографии, репортажи - все они показывают так бережно охраняемый французами город. Сохранять не просто здания с их историей, но и целостный образ города - нелегкая задача. Здесь даже заменить оконные рамы у окна, выходящего во внутренний двор, можно только на выглядящие точно так же...
Пожалуй, у каждого человека есть представление о Париже даже если он там никогда не бывал. Фильмы, фотографии, репортажи - все они показывают так бережно охраняемый французами город. Сохранять не просто здания с их историей, но и целостный образ города - нелегкая задача. Здесь даже заменить оконные рамы у окна, выходящего во внутренний двор, можно только на выглядящие точно так же, что уж говорить о постройке современных зданий - сложно представить, скольких усилий и согласований стоит утверждение и воплощение в жизнь любого архитектурного проекта. Исключения, конечно же, есть: ненавистная парижанами башня Монпарнасс, Институт Арабского Мира и Библиотека Франсуа Миттерана. Многочисленные офисы невозможно было вместить в черте города, так что они вынуждены были обосноваться в ближайших пригородах. Так образовался один из любимых моих районов - Дефанс, маленький Нью-Йорк.
Мне всегда нравилось начинать прогулку по Дефансу от станции Esplanade de la Defense, не доезжая до самой арки. Самым пустынным этот район бывает в пасмурные или морозные воскресные утра, хотя, с другой стороны, понаблюдать за толпами одинаковых клерков тоже может быть приятно.
В Дефанс я приезжаю отдохнуть от тесноты парижских улиц. Огромность пространства нигде не ощущается так хорошо, как там, где оно чем-то ограничено. Что в этом районе лучше всего? Это то, что район - не просто группа небоскребов, а органичное и продуманное пространство. Скверы и статуи, мостики и сады, смягчающие холодность стеклянных зданий - нет ни одного необустроенного уголка между ними.
Стоит всего лишь отойти на несколько метров вбок от главной аллеи, чтобы попасть в один из скверов, найти булочную, цветочный магазин или тихое кафе. Например, Matsuri на предыдущей фотографии - моя любимая сеть японских ресторанчиков со свежайшей рыбой, японским пивом, лентами-транспортерами и разумными ценами.
На мой вкус, лучший кофе здесь, как ни банально, в Старбаксе. Эта сеть захватила Париж, победив, кажется, даже МакДо - как французы, со своей привычкой всё сокращать, его называют. В Дефансе Старбаксов два - один практически у подножия арки в торговом центре, из него отличный вид, но свободных столиков нет практически никогда, и второй, тот, что на фото - куда более уютный и свободный.
Дефанс - первый и самый крупный в Европе бизнес-район, и вынесение его за пределы города было отличной идеей. Попробуйте из любопытства приехать туда к началу рабочего дня, или, скажем, ровно в полдень, к началу обеденного перерыва. Сложно поверить, какое количество людей ежедневно приезжает туда на своих машинах. Если представить и без того загруженные пробками узкие парижские улицы и автомобили всех этих клерков, становится понятно, что иного варианта местоположения для Дефанса просто не было.
15-метровый стабиль Кальдера является официальным местом встреч, хотя на деле точка встреч и ожиданий - ступени самой Арки Дефанс.
Площади и эспланада - вся пешеходная зона - как бы подвешены над сложным переплетением дорог, развязок и паркингов. Сюда надежнее всего добираться на машине - ведь люди в Дефансе не только работают, но и живут. Какое-то время я даже подумывала снять там квартиру, очень уж хотелось получше исследовать эти бесконечные потайные дворики и магазины - но, опять же, без машины было бы сложновато выбираться куда-то еще, а жить без лесов и парков я еще не готова.
Это, кстати, выход из одного из паркингов, еще раз доказывающий, что без внимания при планировке района не оставили ничего. И именно это, наверное, будит во мне азарт - обнаружить как можно больше спрятанных, но тщательно обдуманных уголков.
Quatre Temps - самый большой в Европе торговый центр - тоже отличается небанальностью: приятный комплекс, в котором, однако, проще простого заблудиться.
Обычно лестницы арки усыпаны людьми: кто-то ждет встречи, кто-то обедает, остальные просто смотрят. Смотреть есть на что - именно с этой точки, по-моему, лучше всего наслаждаться впечатляющими размерами окружающего пространства.
И, хотя можно подняться в прозрачном капсуле-лифте на крышу и посмотреть на триумфальный путь сверху, мне больше нравится оставаться внизу.
Мало кто уходит дальше арки, хотя Дефанс ею не заканчивается. Можно, например, прогуляться по мосту, никуда не ведущему, и посмотреть на аккуратное кладбище справа от него.
И обязательный пункт моих прогулок здесь - это дождаться сумерек, когда все вокруг преобразится и можно пройтись, никуда больше не сворачивая, прямо по эспланаде, отразиться во всех небоскребах и в некоторых статуях, и со спокойной душой ехать домой.
Отчего-то каждый раз, когда мне нужно остановиться и подумать, просто нажать на паузу, чтобы выйти из заезженного круга мыслей, мне необходимы большие пространства, воздух. В черте города в таких случаях приезжаю в Институт Арабского Мира.
По пути останавливаюсь возле одной из уличных блинных, или покупаю отличный сэндвич с козьим сыром в Eric Kayser (14 Rue Monge) и паркуюсь в одном из подземных паркингов неподалеку от набережной.
Институт Арабского мира - дорогущее творение Жана Нувеля, отличный музей и огромная библиотека, но обычно я их пропускаю, отправляясь сразу на крышу.
Южная сторона здания покрыта титановыми диафрагмами, которые должны измерять уровень дневного освещения и поддерживать постоянный уровень освещения внутри, но, судя по всему, выполняют исключительно декоративную функцию, повторяя орнамент «мушарабье».
И еще один отличный претендент для дня-"отдышки" от привычного Парижа – библиотека Франсуа Миттерана. Иногда я приезжаю туда на метро: 14 ветка, по которой туда удобнее всего добираться, - первая и пока что единственная полностью автоматизированная в парижском метро, а это значит, что можно осуществить детскую мечту и проехаться на месте машиниста. Я с Соней, которой еще нет года, предпочитаю добираться туда на машине. К счастью, в этой части города пробок обычно не бывает. Удобнее всего парковка под дворцом спорта Берси: если только не приехать во время концерта или соревнований, паркинг обычно пустует, а к пустым парковкам у меня как и у любого, наверное, парижанина, особая любовь.
Выход из паркинга находится в самом парке Берси, постоянном месте тусовски роллеров и скейтеров, ну и стандартных пожилых парижанок, молодых бегунов и семейств, выгуливающих собак.
Но главная приятность этого парка - Французская Синематека, в которую, на мой взгляд, каждый хоть раз должен сходить.
Посмотрев, несомненно, отличный фильм и прогулявшись по парку, можно переходить по волнистому мосту через Сену к самой библиотке. Четыре здания в виде раскрытых книг - башни Законов, Чисел, Времен, Букв; этой библиотекой французы особенно гордятся. Кстати, они одними из первых начали сканировать свои архивы и сейчас их можно найти на сайте.
Библиотека на самом деле располагается не только в башнях, но и на всей территории между ними, точнее под этой территорией. Между башнями в центре площади, покрытой деревянными брусками, можно увидеть, что библиотека уходит еще и на 7 этажей вниз, и на этом "втором дне" растут сосны, как раз доходящие верхушками до "дна" первого. Это самая большая библиотека из всех, где я бывала, и иногда я приезжаю туда просто для того, чтобы побродить внутри. К тому же, библиотека использует свое пространсво и для выставок. К сожалению, съемка в библиотеке запрещена и следят за этим строго, так что фотографий оттуда нет, но лично я бы отправила желающих понять Париж скорее туда, чем на Эйфелеву Башню.
Сосны привлекают не только взгляды посетителей и перекусывающих сэндвичами между башен студентов, но и птиц, которые иногда прилетают огромными стаями и долго кружат между башен, прежде чем плотными рядами расположиться на ветках.
На улице справа от библиотеки, если стоять спиной к Сене, есть отличный магазинчик уменьшенных моделей поездов и машинок. И хотя они вовсе не входят в список моих интересов, я каждый раз оказываюсь в этом магазинчике и еще ни разу не ушла без совершенно ненужной мне, но совершенно идеальной модели паровоза.
Строящийся район жилых и офисных зданий вокруг башен называется Paris Rive Gauche, и это один из самых больших архитектурных проектов в Париже на данный момент. Гуляя по этому району, сложно поверить, что ты находишься в Париже.
И среди всей этой стеклянно-бетонной красоты стоит Les frigos (http://les-frigos.com), бывший гигантский холодильник, заселенный теперь художниками и артистами, в французском смысле этого слова. Официально попасть в него можно только на конкретные выставки, расписание которых висит на их сайте, но на деле я не раз совершенно спокойно заходила туда. В обычные дни все мастерские закрыты и смотреть особо не на что, зато раз в неделю там проводятся совершенно немыслимые закрытые вечеринки, от одних рассказов о которых становится слегка не по себе.
На avenue de France я захожу в био-кафе EXK, съедаю шпинатный суп с инжирным хлебом и один из их отличнейших десертов, или же захожу в любимый, но более дорогой Le Notre, про ассортимент которого даже говорить бессмысленно - у них вкусно всё. К тому же они продают свои блюда навынос, так что если очень хочется поразить кого-нибудь своими кулинарными способностями, а готовить совсем лень, можно сжульничать и разогреть купленное в Le Notre блюдо.
На rue Neuve Tolbiac находится рай любителей сыра, ресторан и сырная лавка Fil'O'Fromage, хозяин которой в совершенстве разбирается в сырах и в винах, к ним подходящим.
На набережной перед библиотекой пришвартован Батофар, старинный корабль-маяк, ставший клубом и концертной площадкой, а летом еще и кафе.
А по другую сторону моста пришвартован плавучий бассейн Joséphine Baker с открывающейся крышей. Поплавать в нём можно всего за 3 евро, а один урок обучения плаванию стоит 13 евро. По вторникам и четвергам бассейн работает на пару часов дольше, чем обычно, так что можно устроить ночное купание после долгого прогулочного дня - до 23 часов.
Комментарии
Подписаться