Эксперты советуют10 лучших документальных фильмов, по мнению Софьи Гудковой
Руководитель Центра документального кино о работах, которые её впечатлили
Каждую неделю мы просим одного специалиста рассказать о своих любимых песнях / фильмах / книгах и так далее. На этой неделе мы попросили руководителя единственного в Москве Центра документального кино рассказать о самых впечатляющих документальных картинах. Все эти фильмы войдут в медиатеку, которая сейчас создаётся в центре.
Софья Гудкова
Я не могу сказать, что у меня есть любимый документальный фильм или фильмы. Но есть фильмы, которые вызывают сильные эмоции, трогают за живое. «Произвели неизгладимое впечатление» — банальная фраза, скажете вы. Пусть так, но если по какой-то причине эти фильмы прошли бы мимо меня, уверена, я бы много потеряла. Все они войдут в коллекцию медиатеки Центра документального кино, которую мы сейчас создаём. Мы придумали этот проект, чтобы у каждого была возможность прийти в ЦДК и совершенно бесплатно в хорошем качестве посмотреть кино, которое, возможно, станет вашим любимым.
Старше на десять минут
Герц Франк (1978)
Конечно, на первом месте «Старше на 10 минут». То, что происходит в кадре у Герца Франка, — это чудо. Другого объяснения у меня нет. Нам, взрослым людям, редко удаётся посмотреть на себя со стороны. В каждом из нас живёт ребенок, и в этом фильме ты как будто смотришь со стороны на ребёнка, который живёт в тебе. Ты видишь его искренность, эмоциональность, слёзы и смех, горе и радость, восторг и невероятный страх — всё это за 10 минут. Шедевр, что тут ещё добавить.
Взгляните на лицо
Павел Коган, Пётр Мостовой (1966)
Мало кто знает, что десятилетием ранее оператор Пётр Мостовой и Павел Коган впервые в истории документального кино применив скрытую камеру, снимали посетителей Эрмитажа, которые пришли посмотреть на «Мадонну» Леонардо да Винчи. Они не вмешивались, а просто наблюдали. Кстати, идею для фильма предложил тогда ещё совсем молодой Сергей Соловьёв. В итоге получилось более тысячи удивительных портретов, 50 из которых вошли в фильм.
Москва
Михаил Кауфман, Илья Копалин (1927)
Я очень люблю чёрно–белое кино. В нём есть какая–то тайна, сакральность. Это как просматривать бабушкин потёртый фотоальбом. Москва 20-х годов, шумная, контрастная. Тверская, Мясницкая, Петровка. Москва, которой уже больше нет. Но в то же время она похожа на Москву, в которой мы живём сегодня, — шумную и суматошную. Память — важная составляющая моей жизни. Поэтому почётное третье место.
Я и другие
Феликс Соловьёв (1971)
По жанру это научно-популярный фильм. В советские годы «Киевнаучфильм» гремел на всю страну научпопом. Соболев был одним из главных режиссёров киностудии. Это фильм — наблюдение за экспериментом, который происходит в кадре. Эксперимент, направленный на изучение поведения человека в обществе, его памяти и сознания. Там есть один потрясающий момент, когда детям дают две пирамидки: чёрную и белую, троих из них заранее просят ответить, что две пирамидки белые. Режиссёр наблюдает, как меняется ответ ребёнка в зависимости от ответа других, что победит — большинство или уверенность в собственной правоте, даже если ты и один против всех… Это и сегодня актуально как никогда.
Легко ли быть молодым
Юрис Подниекс (1977)
Фильм про молодых людей, которые начали свою взрослую жизнь в 70-е. Их проблемы, мечты, увлечения, планы на будущее. Вот бы сегодня собрать всех его героев и узнать, как сложилась их жизнь. Возможно, кто-то из посетителей нашей медиатеки сможет узнать себя в этом фильме.
Рождённые в СССР
Сергей Мирошниченко
«Рождённые в СССР» — часть документального международного проекта Up Series, придуманного в Великобритании классиком документального кино Майклом Аптедом. Идея сериала заключается в том, что авторы выбирают 7-летних героев и следят за ними на протяжении всей жизни, возвращаясь к ним раз в 7 лет. Героями фильма Сергея Мирошниченко стали люди, родившиеся в последние дни существования СССР. Я думаю, что Сергей Валентинович — очень мужественный человек: не бросать своих героев и идти с ними по жизни – это большая ответственность для режиссёра. Его герои уже как дети ему. Что с ними случится ещё через 7 лет?
Счастье
Сергей Дворцевой (1995)
Это рассказ о кочевниках-казаках. Уклад их жизни, привычки — это всё очень далеко от моей жизни, но ты смотришь и оторваться не можешь. Ведь счастье — это очень простая субстанция, каждый хочет счастья, простого и всеобъемлющего.
Да здравствуют антиподы
Виктор Косаковский (2011)
Это удивительный фильм. И не потому, что российскому режиссёру удалось собрать бюджет 1 500 000 евро на документальный фильм. Виктор — очень тонкий человек, тихий и при этом тебя поглощающий. Вот и фильм такой же — очень красивый, трогательный и одновременно очень глубокий. Мой любимый эпизод про молодую женщину — она одинока, живёт в сибирской глухомани. Когда ты видишь, как она живёт, чем живет, ты проникаешься к ней любовью и так хочешь ей помочь чем-то. Через секунду камера переворачивается, и ты видишь, что ровно в той же точке, только на противоположной стороне света, в Чили, живёт одинокий мужчина. Ты думаешь: «Ничего себе, он живёт над ней или под ней… у них одни и те же заботы, вот было бы здорово их познакомить». Глупость, конечно, но меня это мысль преследует каждый раз. Я для всех счастья хочу, но Косаковский их не знакомит. Он наблюдает.
Искусство наблюдать жизнь
Марина Голдовская (2013)
Это последняя работа Марины Голдовской. Хрупкая удивительная женщина, очень талантливый оператор и режиссёр. Каждый её фильм для меня бесценен. Когда-то именно с её работ я влюбилась в документальное кино. Она тонко чувствует героя и не просто наблюдает за ним — она разговаривает. Ей посчастливилось записать именно разговоры, не интервью, с потрясающими документалистами об их формуле успеха. И самое интересное она собрала в фильм «Искусство наблюдать жизнь».
Акт убийства
Джошуа Оппенгеймер (2012)
Я уверена, что и режиссёр, и фильм войдут в историю. «После индонезийского переворота 1965 года военизированные формирования зверски убили более миллиона предполагаемых коммунистов. Авторы картины находят двух участников резни и просят их на камеру реконструировать события. Бывшие убийцы гордятся своим «героическим прошлым» и с удовольствием соглашаются». Это цитата из пресс-релиза. Вам уже жутковато? Но когда я вспоминаю увиденное на экране, по телу пробегают мурашки. Ужас, страх, бессилие — вот те эмоции, которые буквально приковывают тебя к креслу. Это надо увидеть, чтобы многое понять про человеческую природу.
Комментарии
Подписаться