Views Comments Previous Next Search
IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис — Эксперты советуют на Look At Me

Эксперты советуютIT-специалист о том, как интернет переживёт кризис

Работа по удаленке, повышение квалификации и автоматизация всего

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 1.

Материал подготовила
Анастасия Николаева

Сокращение бюджетов и штата сотрудников, рост конкуренции и пересмотр принципов работы неизбежны во время кризиса. Ярослав Маркин, основатель IT-компании Evil Martians, подробно объяснил Look At Me, как стартапам и интернет-бизнесу выжить в кризисное время, а также что для этого нужно уметь директорам и линейным IT-специалистам.

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 2.

Читайте также:

Фотографы советуют, где искать картинки для вдохновения

Ярослав Маркин

основатель и технический директор
компании Evil Martians

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 3.

«Злые марсиане» начали активную работу в кризисный 2008 год. Мы успели посотрудничать и с теми, кто останавливал разработку и сокращал IT-департаменты, и с теми, кто накануне кризиса начинал новые проекты, пытаясь заработать на открывшихся возможностях. Мы видели, как росли стартапы, увеличивая обороты и поднимая всё новые раунды финансирования. Теперь же наблюдаем, что происходит с ними накануне больших сокращений и закрытия новых направлений.

 

Удалённая работа

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 4.

Уже который год удалённая работа остаётся одним из главных трендов в интернет-бизнесе. Библия удалённой работы — книга «Remote» Джейсона Фрайда и Дэвида Хайнемайера Хенссона. Многие компании пробуют подход с гибкими рабочими графиками и возможностью работать из любого места с доступом в интернет, оставляя офис только для редких встреч. Многие же жалуются на недостаточный контроль и проблемы с коммуникацией. Так какое отношение принципы удалённой работы имеют к наступившему кризису?

Переход на удалённую работу поможет удержать талантливых сотрудников и привлечь новых профессионалов из других городов. Ваши сотрудники смогут больше времени проводить с семьёй, не тратя время на пробки и не выбрасывая деньги на спорные преимущества жизни в столице. Многие из тех, кто уже работает в офисе, захотят вернуться из Москвы и Питера в родные города, где не придётся переплачивать за столичную жизнь. Кто-то уедет в тёплые страны: Таиланд и Бали давно стали Меккой армии фрилансеров.

В тучные годы компании нанимали больше работников и, как следствие, постоянно снимали больше офисов. Сейчас, когда придётся затянуть пояса, перевод части (или всех) специалистов на удалённую работу и снятие небольшого офиса для операций выглядит отличной идеей. Кроме того, удалённая работа быстро покажет уровень ответственности человека и то, насколько хорошо он работает самостоятельно; кто на самом деле «тащит» на себе бизнес, а кто работает только под строгим контролем.

 

 

   

 

Сейчас, когда придётся затянуть пояса, перевод части (или всех) специалистов на удалённую работу и снятие небольшого офиса для операций выглядит отличной идеей

 

   

 

 

Есть и скептики: это руководители, считающие удалённую работу прихотью хипстерских стартапов, и люди с более основательной подготовкой. В противовес идеям книги «Remote» предприниматели Кремниевой Долины часто ссылаются на книгу «How Google Works» Эрика Шмидта. В ней автор приводит достаточно примеров появления новых продуктов и технологий, вызванных тем, что однажды в одном помещении собралось много талантов из разных отделов компании, и это дало толчок новой идее. При удалённой работе это, действительно, проблематично.

Тем не менее даже те предприниматели, которые до сих пор не воспринимали идею удалённой работы серьёзно, в этом году могут столкнуться с реалиями релокации бизнеса: клиентов на родном рынке может стать намного меньше, и придётся осваивать другие страны. Может случиться так, что у команды, которая всегда работала в офисе под строгим надзором руководителей, директор и продажники окажутся в Европе, США или Азии, а основная команда останется в России или переедет в страны Балтии. У компании, которая привыкла к удалённой работе, такие трансформации не вызовут проблем вообще. С традиционной же командой возникнут очевидные проблемы. Так что, если вы планируете атаковать новые рынки в следующем году, стоит попробовать удалённую работу заранее.

 

Аутсорсинг

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 6.

 

Аутсорсинг — главная «кризисная» тема в IT. Аутсорсинг традиционно растёт в кризис, в основном, за счёт компаний, которые сокращают целые отделы — чаще для того, чтобы «заморозить» свой продукт и просто поддерживать его в рабочем состоянии.

В первую очередь к аутсорсингу прибегают для сокращения расходов. Иногда нужно полностью расформировать отдел или оставить в нём одного-двух ключевых сотрудников и передать все остальные процессы на сторону. Если в «мирное» время к аутсорсингу постоянно прибегают, чтобы не нанимать специалистов не ключевой компетенции (например, юриста, кадровика и др.), то при «заморозке» продукта или желании резко сократить расходы на разработку прибегают к услугам сторонней компании. Как правило, это региональные компании (так более ощутима разница в цене). Часто получается намного хуже по качеству и предсказуемости по сравнению с работой собственных сотрудников. Именно поэтому слово «аутсорсинг» часто воспринимается отрицательно и ассоциируется с дешёвой и некачественной разработкой. Тем не менее можно встретить и достойные команды. Но, если компания действительно предоставляет отличный уровень сервиса, цены будут постоянно расти, пока не станут невыгодными для тех, кто первоначально хотел сэкономить.

Вторая причина обращения к аутсорсерам — это желание запустить классный продукт в кратчайшие сроки: нанимать свою команду долго и сложно, при этом непонятно, как долго эта команда профессионалов проработает — несколько месяцев или всё закончится гораздо раньше. Этот вариант для тех предпринимателей, кто понимает, что в кризис нужно не только туго затягивать пояса, но и пытаться заработать на новых идеях: придумать продукт, попробовать запустить его в кратчайшие сроки, «убить», если не получилось, и попробовать сделать новый. Сэкономить так не получится (по сравнению с наёмными сотрудниками), но здесь предприниматели инвестируют в time to market нового продукта.

 

Образование

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 7.

Образование никогда ещё не было таким доступным, как сейчас. Речь, конечно, идёт не об академическом образовании, а о курсах на Coursera, Udemy, Code School, которые за прошедшие годы стали настоящими хитами. Интересно, что в основном люди используют такие курсы для освоения смежных областей, а не укрепления знаний по своей основной профессии. Так, маркетологи ринулись изучать работу с большими данными и языки для их обработки, дизайнеры изучают веб-программирование и вёрстку (чтобы быстро делать прототипы новых интерфейсов и приложений — пусть криво, но быстро и самостоятельно).

Офлайн-образование тоже удивительно развилось в последние годы: в крупных российских городах есть масса курсов для программистов, дизайнеров, маркетологов, продажников, продуктовиков и стартаперов длительностью от нескольких часов до нескольких недель. Интересно, что почти у всех таких образовательных курсов есть корпоративные программы, что позволяет компаниям серьёзно экономить на обучении.

Я убеждён, что в кризисные годы экономить на образовании нельзя, и дальше расскажу, почему.

 

Многостаночники

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 9.

Конечно, главный ресурс любой компании и в благополучные времена, и особенно в кризисные — это люди. Без каких специалистов бизнесу не быть, а какие попадут под сокращение первыми? Я называю самые полезные кадры «многостаночниками».

Начнём с разработчиков — рок-звёзд любого интернет-стартапа. Такие должности, как PHP-разработчик и Java-разработчик, отходят в прошлое: программист, владеющий профессионально лишь одним языком или одной платформой, вызывает искреннее недоумение. Сейчас платформы и языки программирования выбираются под задачу (не наоборот), а сообщества новых языков программирования развиваются устрашающими темпами. Хороший разработчик может осваивать по несколько новых языков программирования в год и удачно применять их на практике. Новые языки программирования, фреймворки и платформы могут существенно ускорить разработку новых продуктов, получить дополнительную ценность от существующих и привлечь в компанию новые таланты.

Также один из трендов последнего времени — существенное увеличение количества данных, которые может собирать и анализировать интернет-бизнес. Для этого существует множество сложных платформ и инструментов (да, мы говорим о пресловутых Big Data). Обычных средств аналитики вроде Google Analytics бизнесу давно не хватает, поэтому приходится строить свои. В ближайшие годы всё больше интернет-компаний будут строить свои системы внутренней аналитики, которые придётся писать программистам, освоившим принципы работы с большими данными (пусть даже из распространённых интернет-курсов).

 

 

   

 

Я никогда не был сторонником модного сейчас тренда «все должны программировать», но прошедший год в корне перевернул моё отношение к нему

 

   

 

 

Ещё один тренд, который пробует всё больше стартапов, — ответственность разработчиков за части продукта, а не просто за поставку кода. В традиционной структуре задачи «спускаются» от менеджера продукта на ведущего специалиста, который распределяет их между разработчиками, а те поставляют и тестируют код. В итоге цикл «поставка продукта — измерение результатов — формулировка требований — правки» занимает недопустимо долгое для молодого бизнеса время. Более качественные результаты показывает система с персональной ответственностью за каждую конкретную часть продукта: от разработки до поставки и улучшения. Разработчик сам контролирует то, как эта часть используется, выясняет, как с ней взаимодействуют пользователи, почему и как часто. Иногда даже отвечает на вопросы в поддержку: как показывает практика, это отличный способ познакомить программистов с «реальным миром» и ежедневными проблемами пользователей. Получается, что каждый разработчик — это микроменеджер продукта, отвечающий за свою небольшую часть. Продукт улучшается, темпы поставки увеличиваются, а специалист занимается понятными всем улучшениями, вместо того чтобы уныло закрывать «тикеты».

Я никогда не был сторонником модного сейчас тренда «все должны программировать», но прошедший год в корне перевернул моё отношение к нему. Знаете, как настоящий классный маркетолог решает проблему с недостатком ресурса программистов? Он просит сделать ему реплику базы данных и покупает в электронном виде книгу по SQL для новичков и сидит день, два, проходит интернет-курс по кодингу.

Я убеждён, что потенциал стать таким многостаночником есть у каждого классного специалиста, которому действительно важно решить поставленную задачу, не перекладывать ответственность на других и не жаловаться на обстоятельства. С такими сотрудниками в трудные времена вам по пути. Однако сейчас хватает маркетологов, которым некомфортно выходить за пределы Excel, продуктовиков, которые воспринимают своих сотрудников как разнорабочих, фронт-энд-разработчиков, которые отказываются верстать, и так далее. С теми, в чьём лексиконе есть выражения «мне за это не платят», «не знаю и за это не отвечаю», «это не моя проблема» — не по пути даже в отличной экономике.

 

Автоматизация всего

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 11.

 

Уже давно в мире проходит курс на замену сотрудников, которые не создают добавленной ценности и не являются уникальными по своим навыкам. Часто такие должности отдают на аутсорс в страны с дешёвой рабочей силой или попросту заменяют программным обеспечением или автоматикой. Программистам по этой теме порекомендую книгу Чада Фаулера «My Job Went to India: 52 Ways to Save Your Job». Хорошие сотрудники стремятся к тому, чтобы обладать как можно большим количеством уникальных знаний и навыков, а всё остальное максимально автоматизировать. Хорошие же управленцы предпочитают работать именно с такими сотрудниками.

Менеджеры по продукту стараются максимально автоматизировать общение с клиентами, службой поддержки, а также сбор аналитики. Маркетологи стремятся создавать максимально функциональные конструкторы отчётов. Ключ к экономии времени и денег здесь — это использовать как можно больше функционала сторонних продуктов, поставляемых по модели SaaS, вместо того чтобы просить разработчиков программировать всё заново.

Пример автоматизации как идеологии — DevOps, методология разработки программного обеспечения, объединяющая разработчиков и системных администраторов. Это главный тренд последних лет в системном администрировании. Одно из центральных понятий DevOps — автоматическое управление конфигурацией, подход, при котором вся информация о серверах, их настройке и сервисах хранится и модифицируется централизованно и применяется автоматически. Получается, что вместо уникальных настроенных вашими администраторами серверов, появляется библиотека, в которой есть весь набор знаний о том, как работает ваша техническая платформа.

На практике это означает уменьшение рисков на случай аварии в системе (можно не восстанавливать серверы вручную, а поручить это системе управления конфигурацией), повышает переносимость (если нужно переехать с одного провайдера к другому, например, в свете последнего закона о персональных данных) и даёт чёткое представление о том, какой же штат системных администраторов вам нужен на самом деле. С администраторами, которые ценят уникальный подход к серверам и не хотят внедрять автоматизацию, нам не по пути.

 

Компьютерная безопасность

IT-специалист о том, как интернет переживёт кризис. Изображение № 12.

Освоение сотрудниками компании основ компьютерной безопасности — самый, казалось бы, незначительный пункт из всех перечисленных. Но несоблюдение базовых рекомендаций может нанести сокрушительный урон репутации вашей компании, особенно в непрекращающихся схватках с конкурентами за клиентов в кризисные годы.

Но это не значит, что стоит покупать дорогостоящее оборудование, нанимать «безопасников» в штат и делать работу людей невыносимой из-за жёстких правил. На практике большое количество атак происходит из-за таких банальных вещей, как похищение техники, подбор паролей и взлом почтовых аккаунтов. Вот несколько базовых правил, которым стоит следовать абсолютно всем сотрудникам (не только программистам и администраторам), для того чтобы усложнить задачу злоумышленникам.

Шифрование диска пригодится, если у вас украдут ноутбук, — без знания вашего пароля злоумышленник никак не сможет получить доступ к важным документам, сохранённым копиям писем, исходникам сайтов и ключам доступа на серверы. Стоит ли говорить о том, что если шифрование диска вы не практикуете, то в тот момент, когда вы обнаруживаете пропажу ноутбука, вам придётся срочно звонить системному администратору и просить убрать у вас все доступы и заменить пароли — и даже это не поможет злоумышленникам использовать информацию, которая на диске уже сохранена. Включение шифрования диска на современных системах, таких как Mac OS X, совершенно безболезненно и практически не влияет на производительность [инструкция].

 

 

   

 

Взломанный пароль к почте может привести к катастрофическим для бизнеса последствиям

 

   

 

 

Несмотря на бесконечные уговоры айтишников никогда и нигде не использовать одинаковые пароли, на практике большинство людей везде используют набор из нескольких заученных наизусть паролей, а иногда везде один и тот же. Так взломанный пароль к почте может привести к катастрофическим для бизнеса последствиям. Эту проблему отлично решают менеджеры паролей, которые способны самостоятельно составлять пароли, сохранять их в защищённом хранилище и даже синхронизировать между компьютером и смартфоном. Пример хорошего приложения — 1Password.

Наконец, двухфакторная аутентификация. Она понадобится для того, чтобы существенно усложнить задачу по воровству и подбору паролей к популярным сервисам. На практике это означает, что для аутентификации нужно будет проверить SMS, пришедшую на телефон (почти как при использовании интернет-банков), или запустить на телефоне специальное приложение, которое покажет нужный код. Двухфакторную аутентификацию поддерживает большинство популярных сервисов (Google и Gmail, Facebook, Dropbox и многие другие), включить её просто — достаточно следовать гиду в каждом приложении. Посмотрите список всех популярных сервисов, которые поддерживают этот инструмент.

Не следует забывать и о проблемах, которые наше государство чинит интернет-предпринимателям. Блокировки ресурсов проводятся топорно и часто задевают совершенно безобидные сайты вроде блогов с полезными советами и технической документацией. Нельзя не вспомнить и о самой, пожалуй, нашумевшей блокировке прошедшего года, когда почти на сутки на территории РФ был заблокирован GitHub. В 2015-м интернет-предпринимателей, видимо, ожидает неминуемый перенос серверов проектов на российские площадки, как правило, существенно уступающие по уровню сервиса зарубежным. В том числе именно для этого стоит автоматизировать всю инфраструктуру и управление конфигурацией серверов.

Чтобы люди, путающие нравственность с ханжеством и закон с воровскими понятиями, не мешали работать в интернете, всем сотрудникам стоит озаботиться приобретением аккаунта в одном из популярных VPN-сервисов. За несколько долларов в месяц проблема блокировок перестанет вас беспокоить.

фотографии via ShutterstockWEWOOD Portuguese JoineryR. AngermullerEmil PaunFrédéric BISSON

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются