Эксперты советуютУличный художник советует монументальное искусство СССР
12 любимых работ Дмитрия Aske
Текст
Артём Лучко
В рубрике «Эксперты советуют» мы просим представителей творческих индустрий делиться профессиональными советами и предпочтениями. Герой этой недели — художник Дмитрий Aske, рассказавший о советском монументальном искусстве, которое его вдохновляет.
Дмитрий Aske
художник
«Честно говоря, советские мозаики, витражи и панно долго не представляли для меня особого интереса. Но некоторое время назад я взглянул на них по-новому и понял, что те работы, которые я видел в детстве, повлияли на моё творчество. Мой отец работал в здании ЦЭМИ, на котором расположена огромная абстрактная скульптура, похожая на ухо, и я там часто бывал. Мне кажется, что растущая популярность стрит-арта и паблик-арта в России частично обусловлена тем, что монументальное искусство в общественном пространстве было достаточно широко распространено в прошлом.
Далеко не все сохранившиеся монументальные произведения советского периода стоит рассматривать как выдающиеся памятники
В советское время государство финансировало художественное оформление общественных зданий. Я читал, что на эти цели выделялось около 2% бюджета строительства каждого культурного, научного или образовательного объекта. Мозаиками оформляли и жилые дома. Во всех республиках СССР были художественные фонды, советы которых распределяли государственные заказы между художниками, а некоторые из них старались по мере возможности не только выполнить идеологический заказ, но и реализовать свой творческий потенциал.
Конечно, далеко не все сохранившиеся монументальные произведения советского периода стоит рассматривать как выдающиеся памятники культуры, но среди них попадаются очень интересные образцы. Каждое подобное произведение создавалось по авторским эскизам, и спектр стилевых решений был очень велик: от подражания византийскому искусству до футуристических композиций. Я собрал работы, которые мне понравились больше всего. К сожалению, часто установить имена авторов просто невозможно.
Больше всего мне нравятся абстрактные и геометричные композиции 1970–1980-х годов, как и вообще графическая эстетика того периода. Мне интересно, как художники тогда работали с цветом, формой и материалами. Мои собственные работы из фанеры — что-то среднее между рельефами, мозаикой и витражами, а все эти техники активно использовали в монументальном советском искусстве».
Комментарии
Подписаться