Эксперты советуютЭксперт советует фильмы, которые изменят отношение к вещам
9 фильмов и 1 видеоигра
В рубрике «Эксперты советуют» мы просим представителей творческих индустрий делиться профессиональными советами и предпочтениями. На этой неделе cоставитель музыкального сборника «Скромное обаяние консюмеризма» Yellowhead советует фильмы, которые рассматривают проблемы чрезмерного потребления.
«История вещей»
(The Story Of Stuff)
Энни Леонард при поддержке остроумной анимации 20 минут рассказывает факты о вещах. Рассказанное способно навсегда перевернуть мировосприятие тех, кто никогда не задумывался о сути и последствиях приобретения товаров. Эта короткометражка уже давно стала знаменитой и собрала вокруг себя общественное движение. Сейчас её автор работает исполнительным директором Greenpeace USA, но The Story of Stuff не забрасывает, выпуская новые видео и предлагая очередные инициативы. Фильм, с которого всё началось, доступен онлайн на английском — как для просмотра, так и для свободного скачивания.
«Чешская мечта»
(Český sen)
В 2003 году двое молодых людей реализовали идею, благодаря которой их чешские имена (Вит Клушак и Филип Ремунда) точно стоит вписать в историю. Их проделка беспрецедентна по сочетанию размаха и смелости, гениальна по меткости и силе социального высказывания. В двух словах: герои фильма (они же и его режиссёры) придумали гипермаркет, дали ему название, разработали и провели масштабную рекламную кампанию, заинтересовали потребителей обещанием низких цен и собрали целую толпу на открытие. При этом — внимание! — никакого гипермаркета на самом деле не существовало. Даже если отбросить в сторону смыслы и проблематику, этот документальный фильм увлекает и держит не хуже иного блокбастера.
«Семейка Джонсов»
(The Joneses)
Перед нами — деконструкция образа идеальной американской семьи, осуществлённая в США. Это занятно уже само по себе. С перебором в мелодраматизме придётся смириться, но основной идее фильма нельзя не отдать должного. Выскажусь абстрактно, избегая спойлеров: зрителю покажут бесчеловечность маркетологов и производителей, примитивность поведенческих шаблонов покупателей и разрушительную силу бездумного потребления. Да, картина эта писана довольно грубыми мазками. Однако нам-то, зрителям, вполне достаточно и того, что Деми Мур и Дэвид Духовны хорошо играют свои роли!
«Рецепты катастрофы»
(Katastrofin aineksia)
Однажды неравнодушный человек по имени Джон Уэбстер задумался о том, как его простая тихая жизнь влияет на планету Земля. Изучив вопрос и ужаснувшись фактам, он предложил своей семье (жена и двое сыновей) провести эксперимент: прожить год, не используя никаких нефтепродуктов и вещей, их содержащих. Документацией этого опыта стали «Рецепты катастрофы» — откровенный, искренний и самоироничный фильм, стимулирующий глубокие размышления. Да, и не позвольте сбить себя с толку американскому телефильму с похожим названием (Recipe for Disaster, 2003).
«Как преуспеть в рекламе»
(How to Get Ahead in Advertising)
Творческий кризис доводит успешного копирайтера до острого психоза, а заодно — до осознания того, насколько общество потребления изуродовало личность, пропитало нас всех цинизмом и лишило принципов. В оригинальном названии киноленты содержится каламбур: ahead легко раскладывается на a head — и, как бы странно это ни звучало, по ходу действия главный герой действительно обретает голову. Вторую.
«Вкусная дрянь»
(The Stuff)
Случайным образом шахтёры обнаруживают залежи йогуртоподобной жидкости, которая невероятно вкусна. Само собой, уже довольно скоро её начинают фасовать и продавать — под названием The Stuff. Люди наслаждаются новинкой, набивают ею холодильники, едят вместе с домочадцами и не могут остановиться. Но подозревают ли они, какой подвох кроется за их новым любимым продуктом?! Этот фильм забавно как-нибудь к слову упомянуть в беседе — даже гораздо забавнее, чем целиком посмотреть.
«Идиократия»
(Idiocracy)
Фантазия Майкла Джаджа рисует нам своеобразную перспективу: численное превосходство глупых над умными сменяется со временем полным вымиранием последних. Гротеск в демонстрации этого воображаемого будущего заходит крайне далеко, но тем страшнее находить в нём множество признаков реального настоящего. Да, казалось бы, кино не по теме — вроде и не про потребительство же? Ан нет!
«Декодер»
(Decoder)
Главный герой совершает открытие: популярная сеть гамбургерных с помощью приятной музыки зомбирует людей и создаёт у них иллюзию счастья. Проникнув в звуковой код, он создаёт невыносимую, но правдивую альтернативу, нелегально включает её жующим потребителям и начинает революцию! Особенности актёрской игры, режиссуры, операторской работы и сценария делают просмотр фильма практически невыносимым испытанием. В некоторых кругах тем не менее ему удалось стать культовым.
«Шумный день»
Можно назвать несколько причин посмотреть этот чёрно-белый советский фильм 1960 года, но в этом случае хватит и одной. Помимо прочего, эта история рассказывает, как стремление к мещанскому комфорту губительно для души. В последние годы о душе ведь вообще редко кто вспоминает. А в то время, когда был снят «Шумный день», ещё никто не говорил о консюмеризме. Так, между двух разошедшихся во времени категорий, к нам и просочилась универсальная идея — прямиком в онлайн-кинотеатр «Мосфильма».
Phone Story
Сюрприз! Последним в списке внезапно оказывается не фильм. Закончим-ка компьютерной игрой — тем более что в большей степени её приходится именно смотреть, а не играть в неё.
Под названием Molleindustria профессор по имени Паоло Педерчини создаёт то, что сам называет «радикальными играми». В них при относительном сохранении традиционных формы и функционала заложено по-настоящему острое содержание. Каждая из этих игр — социальное высказывание, направляющее лучи сарказма на тех, кто заслужил: на корпоративных менеджеров, на институт копирайта, на религиозные организации. От Phohe Story достаётся производителям смартфонов. Пока игрок выполняет несложные задания, закадровый голос и происходящее на экране показывают, какое количество страдания, боли и зла приносит этому миру и множеству живущих в нём людей процесс производства мобильного устройства. Игра бьёт в яблочко настолько сильно, что уже через несколько часов после своего выпуска (дело было в 2011 году) была удалена из App Store (и, ясное дело, не написало об этом только ленивое СМИ). Ещё бы: озвученная правда начисто отбивает у потребителя желание бежать за новой моделью любимого смартфона!
ИЗОБРАЖЕНиЯ via
Комментарии
Подписаться