Я садовником родился
Артем Ушан об озеленении городских пространств в Берлине и «партизанском» садоводстве
|
|
Артем Ушан, Германия, Берлин |
Набор начинающего садовода:
Если вы думаете, что садоводство — это для бабушек и дедушек, вы сильно заблуждаетесь. Вместе с укоренившейся во всем мире тенденцией потребления биологически дружелюбных продуктов пришла мода на садоводство и озеленение окружающих пространств.
Берлин по праву считается одним из самых зеленых городов Европы. Огромное количество деревьев на улицах, парки и городские сады, а также жесткие требования к качеству автомобильного топлива позволяют слышать пение птиц даже на важных транспортных артериях, что не может не настраивать жителей на содействие властям в заботе о городской флоре. Власти, в свою очередь, также заботятся о досуге садоводов: в каждом районе города, включая центральные, можно найти так называемые «гартен-колонии» — территории с дачными участками, где жители выращивают овощи и фрукты и отдыхают в теплое время года. Гартен-колонии — очень старая немецкая традиция. Многие участки сданы в аренду на много десятков лет вперед, и это, естественно, приводит к тому, что многие из любителей покопаться в земле не могу себе этого позволить.
Как и многие другие тренды, идея сажать растения в пространствах, не особенно для этого предназначенных, пришла в Берлин из Нью-Йорка. Именно там жители мегаполиса, перестав ждать от судьбы подарка в виде загородного дома, начали создавать садики и био-фермы прямо на крышах домов. В немецкой столице немного другое строение крыш, зато полно заброшенных пустырей, всем своим видом показывающих, что на них необходимо что-нибудь посадить, что многие энтузиасты и стали делать. Владельцы этой земли, как ни странно, оказались не очень рады подобной затее, но и их, в общем-то, тоже можно понять — всем известны истории сквоттеров, которые, поселяясь в чьем-то доме, добивались от чиновников всех прав на недвижимость и оставались там навсегда. Европейский либерализм часто играет злые шутки со своими последователями. Так или иначе, но частная собственность не смогла погубить зарождавшуюся моду на садоводство, а, наоборот, дала жизнь новому его направлению, получившему название «гуэрилла-гарденинг».
Пионером немецкого партизанского садоводства можно смело считать турка Османа Калина, двадцать восемь лет назад самовольно устроившего свой огород прямо под Берлинской стеной. Шестидесятилетний Калин, бывший гастарбайтер, не спрашивая ни у кого разрешения, расчистил превратившийся в свалку пустырь и начал выращивать на нем овощи, чтобы было легче прокормить свою семью. Помимо огорода он также начал строить дом, небольшую хижину, сколоченную из того, что смог найти на улице. Все эти долгие годы судьба его инициативы находилась под угрозой запрета, но Калина это, похоже, совсем не волновало — турок просто ухаживал за своим огородом и продолжал конструировать свое жилище, прикидываясь, что вообще не понимает, что происходит. Благодаря столь незатейливой стратегии сейчас участок Османа Калина, который власти района Кройцберг решили-таки оставить в его собственности, это настоящая городская достопримечательность, включенная во многие путеводители.
Современные последователи «гуэрилла-гарденинга», надо признать, не столь радикальны, как Калин — они осваивают «ничейные» участки между дорогой и тротуаром, приспосабливают для своих посадок предметы быта (например, пустые ванны, которые выносятся прямо на улицу), ну и продолжают наведываться на заброшенные пустыри. Все это стало напоминать захватывающую игру: ты делаешь что-то незаконное, но за это в тюрьму тебя не посадят. Участники садово-огородной индустрии также почувствовали новые веяния и решили не оставаться в стороне от нового увлечения горожан.
|
|
Теа Данерол, садовод-партизан: |
Сейчас во многих специализированных магазинах можно купить так называемые «семенные бомбы» (гуэрилла, бомба — чувствуете романтический дух новых садоводов?) — земляные шары, в состав которых входят семена и все необходимые для их развития витамины. Этот продукт довольно серьезно упрощает процесс посадки растения даже в самых труднодоступных местах: достаточно лишь забросить этот шарик в нужное место по пути на работу, чтобы через некоторое время уже наблюдать продукт своих «трудов».
Но, на самом деле, не все владельцы пустой земли в Берлине против того, чтобы на ней кто-то выращивал растения. Хорошим примером тому служит частная некоммерческая компания Nomadisch Grün и ее проект Prinzessinnengärten. Первый «сад принцессы» появился почти два года назад на заброшенном пустыре рядом со станцией метро Морицплатц. Скрытая около тридцати лет под тенью Берлинской стены, Морицплатц и после ее падения осталась не более чем транспортным кольцом. Но в 2009 году пустырь посетили новые садоводы и спустя некоторое время здесь закипела совсем другая жизнь. Сад объединил совершенно разных людей — активистов, экологов, ученых и просто жителей соседних домов, среди которых много турков, лишенных на новой родине возможности заниматься выращиванием растений. Другими словами, садоводство сейчас решает не только вопрос досуга или качественных овощей, городской фарминг —это еще и социальный проект, справляющийся с проблемами мультикультурности гораздо лучше, чем государственные институции.
Я первый раз встретился с представителями Prinzessinnengärten прошлой осенью на фестивале Zellen, который проходил в театре HAU 1 и полностью был посвящен urban farming. На открытие фестиваля ребята из Prinzessinnengärten привезли несколько десятков мобильных боксов с разнообразными растениями и заставили ими все пространство театра. Посетители ходили среди зеленых зарослей, вдыхая свежий воздух и буквально на себе чувствуя важность заявленной фестивалем темы. Я думаю, что на следующий день многие их них отправились в магазин и купили «семенную бомбу».
|
|
Роберт Шау, Prinzessinengärten: |
Комментарии
Подписаться