Public art: безвоздмездно, то есть даром
Артем Ушан о современном искусстве на улицах Берлина
|
|
Артем Ушан, Германия, Берлин |
Адреса знаковых объектов public art в Берлине:
Набор для облагораживания города:
Первое, что бросается в глаза в Берлине — это огромное количество современного искусства на улицах города и в публичных пространствах. И речь здесь идет не о граффити, которого в этом городе тоже достаточно, а местами даже слишком много, а о скульптурах, объектах и инсталляциях, придающим привычным местам совершенно другое измерение.
Все, кто приезжает в немецкую столицу, естественно, пробуют поселиться в самых тусовочных районах, типа Фридрисхайна или Кройцберга, и первое, что они видят, переходя из одного района в другой по мосту Обербаум, это огромную тридцатиметровую скульптуру Molecule Man, возвышающуюся прямо посреди реки Шпрее. Автор трех соединенных между собой человеческих фигур, пронизанных сквозными отверстиями и символизирующих объединение одного города, разделенного прежде непреодолимой стеной — известный американский скульптор и классик паблик-арта Джонатан Борофски. Его берлинскую работу профинансировала компания Allianz SE, штаб-квартира которой находится в здании, расположенном прямо напротив скульптуры.
Это, кстати, обычная практика для крупных корпораций в Германии — безвозмездно вкладывать деньги в современное искусство и бесплатно показывать его всем желающим. Не секрет, что большой бизнес любит высокое искусство, но именно в Германии он на своем примере показывает, что эта любовь должна быть в первую очередь связана со служением обществу. Конечно, в наше время редко что-то происходит просто так, и в данном случае компании, которые занимаются меценатством в области искусства, взамен получают неслабый пиар и налоговые льготы от государства. Так что назвать эту практику полностью безвозмездной все-таки не получается. Тем не менее, обращать внимание на такие мелочи никто, конечно же, не собирается — ведь гораздо приятнее жить в городе, в котором на каждом шагу можно встретить настоящие произведения искусства.
Многие из них, так же, как и работа Джонатана Борофски, связаны с недавней историей города. Например, скульптура Balancing Act возле главного здания издательского дома Axel Springer, решившего в честь своего 50-тилетия подарить Берлину работу известнейшего немецкого скульптора Стефана Балкенхола. «Balancing Act» изображает мужчину, выполненного в узнаваемом стиле скульптора, балансирующего на одной ноге на стене, представляющей из себя кусок реальной Берлинской стены. Почти шестиметровая фигура человека, сделанная из бронзы, естественно, символизирует свободу от безумных политических предрассудков прошлого и ощущение полноценной жизни в настоящем. Для Берлина Балкенхол, кстати, часто делает паблик-арт — его скульптуры можно найти во дворце на Паризер платц (Großer Mann mit kleinem Mann, 1998, бронза), а также в атриуме здания гостиницы Radisson на Карл Либкнехт Штрассе.
Оба вышеописанных примера показывают насколько сильно в немецкой столице понимание того, что это город объединенный — вся самоидентификация жителей здесь строится на его недавней истории. И искусство в публичных пространствах напрямую отражает эту часть сознания общества. Вообще, последнее принимает здесь непосредственное участие в организации художественного процесса. Достаточно лишь вспомнить бурную полемику и скандалы вокруг открытия Мемориала памяти убитых евреев Европы в Берлине несколько лет назад, чтобы понять насколько здесь сильно развито общественное мнение. Проект американца Питера Айзенмана, одного из основоположников деконструктивизма в архитектуре, представлял из себя поле из около 3000 бетонных серых плит разного размера, установленных на территории 19000 квадратных метров в двух шагах от Бранденбургских ворот. Несмотря на несколько скандальных публикаций, обличающих подрядчиков проекта как в прошлом сотрудничавших с нацистами, и противостояние идее Мемориала некоторых политических сил, жители города все же высказались за его строительство. Сейчас Холокост-мемориал — одна из самых известных достопримечательностей Берлина и, безусловно, выдающееся произведение паблик-арта.
Помимо скульптур и инсталляций, которые устанавливают в городе навсегда, здесь постоянно проводятся фестивали и специальные временные проекты, связанные с интеграцией искусства в окружающее пространство. Видео-мэппинг на Бранденбургских воротах или мощнейшие прожекторы на телебашне, пронизывающие весь город — это уже стало обычным явлением, которое жители города воспринимают как нечто само собой разумеющееся, неотделимую часть культурного ландшафта Берлина. Да и чему им еще удивляться, если они уже видели упакованный художниками Кристо и Жан-Клод Рейхстаг еще в 1995 году.
|
|
Джакомо Порфири, художник, участник группы Alterazioni Video: |
|
|
Анжей Сергиев, независимый консультант по вопросам паблик-арта, сотрудник Института Опережающих Исследований: |
Говоря о паблик-арте, надо отдать должное не только частным институциям, но и властям города. Именно по их инициативе наибольшая концентрация искусства на улицах Берлина сосредоточена не в центре (хотя, естественно, и в центре его очень много), а в спальных районах типа Хеллерсдорфа или Лихтенберга, куда туристы никогда не заезжают. Фасады унылых многоэтажных зданий, хорошо знакомых всем жителям Москвы, здесь часто служат основой для работ современных художников, а пока едешь по широким проспектам часто попадаются концептуальные скульптуры, придающие не самым прекрасным частям Берлина совершенно другое значение и наверняка заставляющие его жителей думать не только о том, что они будут есть на ужин.
|
|
Ирина Петракова, художник, куратор: |
Комментарии
Подписаться