Великолепная шестерка: модный Антверпен
Ира Кикина о самом модном городе Бельгии и современном искусстве
|
|
Ирина Кикина, Антверпен, Бельгия |
Главные места концептуальных арт-выставок Антверпена:
Вещи от бельгийских дизайнеров:
Над бельгийцами в Европе принято посмеиваться — вроде как в России над чукчами. Думают медленно и ленивы, а картофель фри — свое собственное изобретение — едят с майонезом. Да вот теперь еще и почти год живут без правительства. Впрочем, когда речь заходит о бельгийском искусстве, шутники сворачиваются. Рубенс, Орта, Магритт — какие тут шутки. Современная Бельгия, впрочем, не перестала производить громкие имена в мире искусства.
Ян Фабр (Jan Fabre) — проще и правильнее сказать — артист, чем перечислять все области, в которых он работает. Как художник, скажем, он выложил стены и потолок Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе настоящими скарабеями. Мертвыми жуками. Инсектофобам вход заказан. Он вообще увлекался этим «материалом», и подарил миру не одно произведение в этом стиле. А своими театральными постановками (например, с реальным сексом на сцене) Фабр сотрясает общественную мораль и устои, вызывая часто противоречивые, но наверняка острые эмоции.
А прямо сейчас в Брюсселе, в Центре Изящных Искусств Bozar, раз уж мы говорим про бельгийское искусство с мировой известностью, выставили картины Люка Тюйманса (Luc Tuymans). Ретроспектива его работ за тридцать лет. Их темы — трагедии истории и современности. Ощущения после — будто пролистал старые фотографии или просмотрел давнишние выпуски новостей: нацизм и холокост, борьба за независимость Конго, 9/11.
Имен современных бельгийских художников — множество, и перечислять всех просто через запятую не хочется. Но то, что объединяет этих двух художников, как и многих других современных бельгийских и не бельгийских, то, что все они — мультинструменталисты. Они cочетают, спаивают, сцепляют элементы разных видов искусств, как правило — изящного (высокого) и прикладного. Как в случае с Фабром: его театральные постановки всегда больше, чем спектакль — это перформанс и реалити-инсталляции. А картины Тюйманса — плод сочетания изобразительного искусства, фотографии и телевидения.
Также и в моде: нынешние дизайнеры — это в большей степени художники и скульпторы, чем простые кутюрье или портные. Это понимание сущности модных дизайнеров, впрочем, вполне свежее. Буквально в середине прошлого столетия мода даже не считалась искусством. Коренным образом общественное мнение в Бельгии изменилось в 1987 году, когда прогремела Антверпенская Шестерка — шестеро выпускников Факультета Моды Королевской Академии Изящных Искусств (Fashion Department of Royal Academy of Fine Arts). Своими творениями они отчасти доказали, что дизайн одежды абсолютно заслуженно должен считаться одним из традиционных видов искусства. Имена Эн Демейльмейстер (Ann Demeulemeester), Дирк Бикмбергс (Dirk Bikkembergs), Дирк Ван Сэн (Dirk Van Saene), Дрис Ван Нотен (Dries Van Noten), Марина Йи (Marina Yee) и Вальтер Ван Бейрендонк (Walter Van Beirendonck) сейчас прочно вошли в историю мировой моды.
Кстати, последний — Вальтер Ван Бейрендонк — сам возглавляет сейчас факультет моды. Его побаиваются нынешние студенты — говорят, строг и интересуется только теми из молодых дизайнеров, кто работает в той же «космической» тематике, что и он сам. Как-то я случайно встретила Вальтера у его бутика рядом с Nationalestraat в Антверпене. Надо заметить, магазин (где продаются не только вещи самого Ван Бейрендонка и его бойфренда Ван Сэна, но и других модных дизайнеров, среди которых есть даже суперпопулярный Comme des Garcons) работает лишь три дня в неделю. Выяснила я это только уткнувшись в табличку, висящую на наглухо закрытой двери (даже, скорее, на воротах, так как помещение бутика было переделано из старого гаража). Тут появился гений деконструктивизма с крупными бриллиантовыми серьгами в ушах. Позировать для моей камеры, он, конечно, отказался, но совсем не произвел на меня устрашающего впечатления — скорее, наоборот: был мил, улыбался как будто невинно и вполне искренне. Да и вещи его, на мой взгляд, очень оптимистичны и полны самоиронии, что, без сомнения, в нашем полном серьезности мире дорогого стоит.
Другая звезда из всемирнопрославленной шестерки, Дрис Ван Нотен (Dries Van Noten), разместил свой бутик прямо в здании Het Modepaleis, там же, где находится Музей и Факультет Моды. И прямо на той же Nationalestraat, исторически ставший (это уже с легкостью можно утверждать) главной артерией в кровеносной системе бельгийского fashion design.
Тут-то я и познакомилась со студенткой факультета моды Королевской Академии Изящных Искусств, рассказавшей мне несколько интересных деталей про школу. Лене Пугач 26 лет, и это ее третье высшее образование. Она твердо решила стать дизайнером мужской одежды. Выбрала лучший среди подобных вуз. Поступать в Академию невероятно сложно, а учиться — и того сложней: приблизительно из шестидесяти отобранных на первый курс ребят, к четвертому году обучения «выживают» 6-7 человек. Либо сами не выдерживают, либо их отчисляют: недостоточно креативного мышления. Вообще, Лена считает, что таков принцип школы: опустить самооценку учеников «донельзя», раскритиковать и дать возможность лишь самым сильным, творческим и амбициозным выжить. Поэтому, по уверению моей новой знакомой, у каждого первокурсника как минимум однажды за период обучения случается серьезная истерика. А некоторые даже отчисляются с факультета — прямиком в психиатрическую лечебницу. Таковы факты.
Однако Лену трудности не пугают, так как она и сама через многое прошла прежде, чем попасть в Антверпен: пошла наперекор своему отцу-физику, взяла образовательный кредит в московском банке под суровые 14%, смирилась с необходимостью не видеть месяцами своего молодого человека. К зимней сессии Лена со своими сокурсницами и сокурсниками учились шить юбки (некоторые из этих предметов дизайна/искусства с большой вероятностью в будущем году окажутся в Музее Моды, а теперь готовят к показу целое платье.
Времени не хватает ни на что, кроме учебы. Обычный день студента факультета моды: занятия с девяти утра (впрочем, по свидетельству учеников, преподаватели никогда не приходят на урок без опоздания на час-полтора), дома — после короткого и весьма скромного ужина — домашнее задание: кройка и шитье, как правило, длящиеся до рассвета, потом пара-тройка часов сна, и снова в Академию. Так что самая развеселая вечеринка — это собрать у себя нескольких сокурсниц и шить вместе. Изредка, впрочем, будущие фэшн-артисты посещают Hangar, где регулярно проходят арт-выставки, или модные вечеринки в RA-13 — это концептуальный магазин, где продают свои творения молодые дизайнеры (такие, как John Rocha, Raphael Young, Sayaka Yamamoto, Daniel Andresen и прочие). Но там же есть и кафе, и площадка (RA-space) для проведения модных мероприятий.
Важно добавить, что многих современных бельгийских артистов объединяет Антверпен, и не только в качестве малой родины или места жительства. Этот город вдохновляет и толкает к творчеству, именно здесь находится одна из старейших (почти 350 лет) и самых престижных в своем роде европейских школ искусств. Но почему именно Антверпен? Да, можно говорить про географическое положение (между важнейшими столицами: Парижем, Лондоном, Амстердамом, Кельном). Плюс — порт, естественно. Но это не все. Поиском ответа даже озадачились специалисты Музея Моды, и результаты их исследования о творческом значении Антверпена будут обнародованы в 2013 году — ровно к пятидесятилетию Факультета Моды.
На мой взгляд, невозможно прогуляться по набережной реки Шельды в Антверпене, не влюбившись в этот город и не словив в голове четкую мысль: «я бы с удовольствием остался здесь жить». Отсюда недалеко — можно на велосипеде за 10-15 минут доехать — до самого, пожалуй, модного и красивого района города — Zuid, с условным центром у Музея Изящных Искусств (Royal Museum of Fine Arts Antwerp) и кафе с одноименным названием (Zuid Café). Самые комфортные, разгульные, ароматные и веселые кофейни, бары, шаурмовни и клубы — здесь. И, конечно, самая модная и артистичная молодежь.
|
|
Карэн Ван Годсэнховен (Karen Van Godtsenhoven), куратор Музея моды провинции Антверпен MOMU: |
|
|
Ксения Мамонтова, байер LEFORM: |
Комментарии
Подписаться