Германия: Шахты, музеи и кинофестиваль в Рурской области
Артем Ушан рассказывает, как провести выходные на самом западе Германии
Поток Weekenders by VW Polo — это туристические гиды по шести европейским странам, составленные нашими соотечественниками. Авторы расскажут о том, как совершить увлекательное путешествие на автомобиле по Европе, посетить массу нетривиальных достопримечательностей и уложиться всего в один уик-энд.
|
Переехал в Берлин немногим более полутора лет назад и за это время успел покрутить пластинки во множестве баров Кройцберга, поработать поваром в небольшом кафе в Пренцлауэрберге, оставаясь в то же самое время специальным корреспондентом агентства Interfax и присылая репортажи порталам OpenSpace и Look At Me. Относительно новая жизнь началась в прошлом октябре, когда Артем начал учиться в местном Университете искусств. Решив написать исследование об искусстве в публичных пространствах, он поступил на мастер-курс Art in Context. Сегодня увлечение паблик-артом сменил интерес к музеям и интервенции современного искусства на территорию традиционных выставочных пространств. |
МАРШРУТ
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ
|
ВРЕМЯ В ПУТИ
|
В Европе и Америке джентрификация сегодня часто ассоциируется с какими-то плохими богатыми людьми, которые используют в своих корыстных целях потенциал молодых людей, чья деятельность связана с творчеством. Цели эти в большинстве случаев находятся в области недвижимости — ради элитных квартир города жертвуют культурными центрами, клубами, галерейными кварталами. Самый наглядный пример — Сохо в Нью-Йорке. В Москве все пока находится в начальной стадии, когда бывшие фабрики и заводы еще выглядят как дизайн-центры или культурные институции, а, например, в Берлине, джентрификация давно уже стала словом ругательным. Но так происходит, к счастью, не везде и не всегда. Один из положительных примеров — Рурская область (Ruhrgebiet) и ее столица Эссен (Essen).
Впервые я заинтересовался этим регионом, когда два года назад на Московской фотобиеннале увидел индустриальные фотографии немецких фотографов Бернда и Хиллы Бехер (Bernd and Hilla Becher). Тема их работ — это индустриальные здания, находящиеся в Рурской области. Их функциональность, которая рождает совершенно необычную красоту, поразила меня. Примерно в то же время я читал о процессе ребрендинга мрачного индустриального запада Германии: тогда Эссен и вся Рурская область стали культурной столицей Европы. Еще одна ссылка на этот регион в моей памяти — Рурская триеннале, проходящий раз в три года крупный фестиваль современного искусства. В общем, все подсказывало мне, что это именно то место, куда нужно поехать, оказавшись в Германии.
Но когда я приехал в Берлин, выяснил, что Эссен — далеко не самый популярный туристический маршрут в Германии. Как правило, всех интересуют южные области с их красивыми замками, велосипедными и пешеходными маршрутами вдоль живописных рек, винными и пивными фестивалями и так далее. Но все это так очевидно, что я сознательно решил поехать на запад, чтобы открыть для себя эти места. Основной целью моей поездки стала знаменитая угольная шахта Цольферайн (Zollverein), несколько лет назад неожиданно превратившаяся в большой культурный центр.
Из Берлина до Эссена можно доехать за шесть часов: путь в примерно 530 километров в основном проходит по автобану А2, что означает большое количество участков дороги без ограничения скорости, но также отсутствие возможности увидеть что-то, кроме лесов, полей и установок ветряных электростанций. Конечно, всегда можно съехать с автобана и поехать по небольшим дорогам (Landstrasse), соединяющим деревни и маленькие города, но в этом случае путешествие до Эссена может затянуться на пару дней. Скорость на них в основном ограничена до 70 километров в час, а в каждой деревушке наверняка найдется что-то, что задержит вас там минимум на полчаса — местный музей, маленький ресторанчик или просто пасторальный пейзаж, смотреть на который при хорошей погоде можно бесконечно. Я выбрал автобан, хотя все вышеперечисленное ничем не хуже скоростной поездки по А2.
Въезжая в Рурскую область, вспоминаешь все, что слышал раньше про эту часть Германии. Часть немецкой федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen) раньше, в первой половине XX века, была символом индустриализации Германии. Мощное развитие угольной и сталелитейной промышленности обеспечило области огромный приток рабочих-мигрантов и сделало ее крупнейшей городской агломерацией в Европе. Но вместе с тем превратило и в один из самых экологически неблагополучных районов. Множество серых зданий заводов и фабрик, торчащих повсюду, напоминает о тех временах. Процесс деиндустриализации области начался после всемирных угольного (1958) и стального (1975) кризисов и занял в общей сложности около сорока лет. Сегодня символом Рура уже смело можно считать не дымящие трубы заводов, а занявшие их место театры, музеи, выставочные и концертные залы.
Одним из таких мест стала гигантская шахта Цольферайн на окраине Эссена — столицы Рурской области. Ее история началась еще в XIX веке, и на протяжении более чем ста лет здесь часто добывалось рекордное количество угля. А здание одной из ее частей, шахты № 12, у многих до сих пор является единственным, с чем ассоциируется эта область Германии. Большая часть комплекса Цольферайн перестала работать в самом конце 1986 года, а полностью шахта и коксовый завод закрылись в 1993-м. История шахты на этом далеко не закончилась — в 2001 году ЮНЕСКО присвоил ей статус культурного наследия, официально утвердив в качестве уникального объекта архитектуры. Это и стало началом превращения ее в междисциплинарный культурный центр.
Остановиться в Эссене я решил недалеко от шахты, и пансион, который я выбрал, оказался прямо напротив Цольферайн. Нельзя сказать, что Pension am Zollverein — это нечто особенное. В крошечных двухместных номерах только двуспальные кровати, туалет, душ и полное отсутствие интернета. Номер на двоих стоит 56 евро. Прямо напротив входной двери расположена огромная бесплатная парковка. Для посещения шахты это место расположено идеально, но не более того. С другой стороны, чтобы добраться до центра Эссена требуется около десяти минут на машине или двадцати на трамвае, остановка которого также расположена почти напротив гостиницы. Это интересно, так как в Эссене роль метро выполняют трамваи — иногда они едут по земле, как обычно, но иногда съезжают под землю, где для них построены настоящие станции подземки.
В самом Эссене есть прекрасный музей Фолькванг (Museum Folkwang), владеющий большой коллекцией немецкого и французского искусства, а также просто отличной коллекцией искусства XX века, в которую входят Ротко, Поллок, Фонтана, Стелла и множество других. После войны руководство стало активно покупать новые экспонаты и сегодня Фолькванг — самый интересный музей изобразительного искусства в регионе. Почти все временные экспозиции тоже, как правило, вполне достойные.
Недалеко от Фолькванга находится и улица Рюттеншайдер (Rüttenscheider Strasse), где расположены бары, кафе и рестораны. Ничего сверхинтересного ожидать от нее не стоит, она ничем не отличается от любой другой улицы в любом другом провинциальном немецком городе — рестораны итальянской и испанской кухни, несколько баров и кафе. В большинстве из них счет на двоих составит примерно 30 евро. Я, откровенно говоря, был немного разочарован — думал, что в бывшем шахтерском регионе должно быть множество маленьких ресторанчиков с простой и незамысловатой немецкой кухней и местным пивом. Но, к сожалению, глобализация делает свое дело — и теперь место немецких колбасок или картофельного салата привычно занимают суши, паста или тапас. Но, возможно, то, что интересовало меня, просто нужно было искать в других местах. В любом случае, испанский ресторан Pelayo — не самый плохой и даже, несмотря, на его переполненность, ждешь свой заказ не очень долго.
Эссен, впрочем, интересен не своей гастрономией, ночной жизнью или барами. Самое интересное здесь — это все же его индустриальное прошлое, которое идеально вписалось в тенденции современного искусства и дизайна. И власти Рурской области прекрасно понимают это. На территории шахты Цольферайн есть не только Rurhmuseum, где на глубине двадцати четырех метров расположена экспозиция, рассказывающая об истории области, но и red dot design museum, организованный дизайнерской премией red dot, инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Дворец проектов», 360-градусная видеопанорама Portal der Industriekultur, центр современного танца PACT Zollverein и множество художественных мастерских, в которых также постоянно что-то происходит.
Если кто-то из вас окажется в Эссене в конце апреля, то обязательно нужно съездить в расположенный в двадцати километрах на запад городок Оберхаузен (Oberhausen). Именно здесь проходит самый старый в мире кинофестиваль короткометражного кино Internationale Kurzfilmtage Oberhausen. Если сравнивать его с международными кинофестивалями полного метра, то форум в Оберхаузене имеет такое же значение, как фестиваль в Канне или Венеции. Именно здесь старт своей карьере дали Дэвид Линч, Мишель Гондри, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Роман Полански и другие режиссеры такого же масштаба. Именно здесь родилась немецкая новая волна после того, как группой молодых немецких кинорежиссеров в 1962 году был подписан Oberhausen Manifesto, объявивший все сделанное до них неактуальным и обязавший всех подписавших освободиться от гнета продюсеров и политического ангажемента. В этом году, кстати, исполняется пятьдесят лет этому манифесту и следует ожидать ретроспектив, встреч с участниками событий того времени и, возможно, новых провокаций. Фестиваль в этом году пройдет с 26 апреля по 1 мая. Одним из членов международного жюри станет и московский куратор видеоарта, сотрудник московского ГЦСИ Карина Караваева.
АДРЕСА
ОТЕЛИ
|
ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА
|
Комментарии
Подписаться