ИнтервьюПочему режиссёр документалки о The Pirate Bay не верит в копирайт
«Меня пугает мысль, что мои работы будут существовать еще 70 лет после моей смерти»
Текст
Шведский документалист Саймон Клозе встретил основателей The Pirate Bay пять лет назад и с тех пор внимательно следил за развитием громкого антипиратского дела. Результатом стал документальный фильм The Pirate Bay: Away From Keyboard, который покажут на фестивале Beat 7 и 9 июня. Мы поговорили с режиссёром о том, почему исследование пиратства в сети может быть интересно 73-летней бабушке.
Симон клозе
режиссёр, TPB: AFK
В этом много иронии — делать фильм о людях, которых ненавидит почти вся индустрия кино.
Это не ирония. Это история о корпорациях, которые не пытаются работать с новыми платформами и сразу начинают борьбу, и это грустно. Голливуду пора найти прогрессивные способы использовать интернет, а не криминализировать и наказывать его. Молодых режиссеров, которые поддерживают The Pirate Bay и свободный интернет, очень много, и все мы пытаемся достучаться до своей аудитории, найти новые способы монетизации. The Pirate Bay — фантастический способ дистрибуции и коммуникации. Краудфандинг тоже работает. Я начал свою кикстартер-кампанию и собрал средства на фильм с помощь микродонаций.
Вы как-то упоминали, что The Pirate Bay — еще и отличное маркетинговое средство.
В интернете мы продаем продукт прямо аудитории, в обход посредников, так что режиссеры в итоге получают больше денег. Это может работать и для индустрии, если они дадут режиссерам большую часть от доходов. Огромные статьи расходов были урезаны, все, что касается маркетинга, размещения фильмов, стало гораздо проще. Вот вам конкретный пример: у меня есть скромный стартап Linklib.org.
Отрывок из фильма TPB: AFK
Я как раз хотела об этом спросить.
Это устройство для второго экрана, с помощью которого можно получать дополнительную информацию во время просмотра фильма. Нужно просто встроить ссылки в фильм, то есть не только обеспечивать связь со зрителем, но и встраивать рекламу. Это еще один из способов зарабатывать на своем фильме.
Или пояснять что-то, если снимаешь фильм про интернет — сферу, где 90% людей почти ничего не понимают.
Именно. Мы пытались рассказать сложную, откровенно говоря, техническую историю как можно проще. Наш фильм не предназначен только для молодых людей, я хотел, чтобы его поняла моя 73-летняя бабушка. Дело в человеческой драме, а не только в технических терминах. Мы решили просто объяснить все непонятные слова в титрах, но с развитием LinkLib поняли, что это хорошая возможность расширить историю. Прикрепить ссылку на «Википедию», если надо. Если зритель не хочет отвлекаться от фильма на ссылки, напоминающие поп-ап-рекламу на YouTube, он может просто посмотреть их потом на своем айпаде.
И как долго вы снимали фильм?
Пять лет.
Так долго? Что вы делали все это время?
Пять лет это долго, да. Нам пришлось ждать, пока в суде закончится рассмотрение дела. Я не хотел заканчивать фильм без окончательного решения, так что мне пришлось ждать официального вердикта.
Но вы же не ходили за ними по пятам с камерой?
Нет, конечно. Питер, Фредрик и Готтфрид живут в разных странах, и я снимал их вместе (как в судебных сценах, например) или когда кто-то — чаще всего это был Питер — ходил туда-сюда и делал штуки, которые казались мне интересными. Идея фильма появилась в 2008 году, но тогда я в основном занимался ресерчем и познакомился с ребятами. Я снимал и путешествовал в 2009-2010-х, а в 2011-2012 году я все это редактировал и делал из этого фильм.
Тогда у вас наверняка было много дополнительных материалов. Как вы справились с монтажом?
Это было очень тяжело, но мне повезло с монтажером, его зовут Пер Киркегаард. Он правда гений и мой личный герой, потому что без него фильм бы не получился. Так что у меня осталось огромное количество экстраматериала, который я собираюсь выпустить в ближайшие месяцы.
Вы жили в разных странах и много путешествовали. Кажется ли вам, что в разных странах отношение к пиратству разное?
Это зависит прежде всего от культурных и технических реалий в каждой отдельно взятой стране. В Швеции, например, движение за свободный интернет сложилось 10 лет назад, как и инженерные традиции, поэтому здесь так широко обсуждается пиратская история. Кажется, что в России тоже большая статистика по пиратству, а в США, например, развивается OpenSource.
В Швеции, например, движение за свободный интернет сложилось 10 лет назад, как и инженерные традиции, поэтому здесь так широко обсуждается пиратская история.
Вы, кстати, недавно сделали свой инстаграм CC.
(Creative Commons, публичная лицензия на свободное использование материалов — прим. ред.)
Для меня копирайт не работает. Меня пугает мысль, что мои работы будут существовать еще 70 лет после моей смерти. По-моему, это отвратительно. Я хочу, чтобы мои фильмы достигли как можно большего количества зрителей. Но так как я должен зарабатывать, то придумываю новые модели. Поэтому мои фильмы сделаны под лицензией Creative Commons.
Вам пришлось быть и бизнесменом, и маркетологом, и продажником, и всем на свете?
Вообще-то художники еще задолго до появления интернета сами думали о том, как продавать свои штуки так, как могут, и многие преуспели в этом гораздо больше, чем собственно в произведениях искусства.
Кадр из фильма
Кто, например?
Бетховен, Моцарт, да все вообще. Хотя многие мои друзья (поэты, писатели, музыканты, режиссеры) и думать об этом не хотят, не хотят видеть все эти таблицы в Excel, думать о маркетинге или краудфандинге, им, как и всем остальным, будет нужен способ выживания.
Photo of Simon Klose by Kirk Edwards. CC-BY
Комментарии
Подписаться