Арт-директорыМаксим Никаноров о том, зачем журнал Esquire раздражает читателя
Серия интервью с главными российскими арт-директорами
Интервью
Фарадж Эфендиев
фотография
Маргарита Николаева
Look At Me продолжает серию интервью с российскими арт-директорами, которые не только меняют современные СМИ, но и формируют визуальные привычки читателей, обучают коллег и пробуют задать мировые тенденции в рамках отдельно взятой страны. Новое интервью из серии — разговор с Максимом Никаноровым, арт-директором журнала Esquire.
Надеюсь, что время от времени у меня получается ввести читателя в состояние позитивного раздражения
Кажется, что Esquire меняется довольно часто и резко. Как часто, на ваш взгляд, нужно обновлять журнал?
Мне не кажется, что он резко меняется. Мне кажется, что он довольно плавно меняется. Ты наверняка не смотришь каждый номер — ты смотришь через номер, через два номера. Этого времени достаточно для «резких» изменений. Есть «скелет», который остаётся неизменным уже больше двух с половиной лет. Всё остальное — это то, что меняется с регулярностью раз в два номера. Раз в два месяца я трачу довольно много времени на поиск нового. Первый месяц я «обкатываю» найденное, а второй пользуюсь наработками предыдущего.
Насколько для вас важен этот исследовательский этап?
Для меня это важно. Я из тех дизайнеров, которые не могут не искать примеров для подражания и переосмысления. Есть класс художников, не испытывающих острой необходимости постоянно смотреть, что делают другие. Им это не нужно. Им достаточно того, что у них есть внутри. Мне же нужен толчок извне.
Процесс создания дизайна к рассказу Аарона Гвина в номере Esquire за март 2011 года
Что вы делаете с найденным материалом? Хотелось бы понять ваш творческий метод.
Иногда я не могу ничего сделать без предварительного поиска — мне нужно найти хоть что-то, какую-то микроскопическую деталь, в которую я влюблюсь на секунду, и на этом клочке формы размером пиксель на пиксель построю материал... или номер. В ином случае мне не нужно никуда смотреть, потому что я уже что-то видел, и это вдруг откуда-то всплыло.
Оба метода подразумевают копирование. Я всё время копирую. Но на финише оригинал остаётся лишь «инспиратором».
Постер для документального фильма Vasiliy, снятого в процессе работы над сентябрьским номером журнала Esquire
Как вы думаете, должен ли дизайнер как-то формулировать
свою миссию?
Честно сказать, у меня нет никакой сверхмиссии или сверхконцепции. Мне никогда просто не нужно было отвечать на вопрос, зачем я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Мне действительно нравится делать это, вот и всё.
Здорово, что довольно часто, благодаря журналу и мне, или вместе с нами талантливые люди имеют возможность делать удивительные вещи. Например, параллельно с работой над сентябрьским номером мы сняли фильм «Василий» — его режиссёром и оператором был Александр Худоконь. Саша совершенно гениально перенёс на плёнку историю о путешествии в Америку пенсионера из деревни Рыжково. Я в этом вижу смысл.
Кроме того, я не очень представляю, как можно иметь одну идею, которая как-то всё объединяет. Боюсь, что на финишной прямой есть опасность в ней разочароваться. Фотограф Вольфганг Тильманс в одном из интервью сказал, что нужно слушать себя и бережно относиться даже к «ничтожным» идеям, потому что часто мы не в состоянии оценить их масштаб и значимость в момент рождения. И я стараюсь относиться внимательнее к идеям меньшего размера — в случае разочарования у меня в запасе всегда есть ещё пара.
«Правила жизни» Анджелины Джоли, Esquire, октябрь 2013
Вам бы хотелось, чтобы журнал Esquire вызывал сильные эмоции?
Сильные? Надеюсь, что время от времени у меня получается хотя бы на секунду ввести читателя в состояние позитивного раздражения — этакого WTF?! Надеюсь, что вслед за восклицанием следует попытка разобраться в материале. Правда, иногда мои усилия дают обратный эффект: просто WTF?! Всё-таки Esquire — это развлекательный журнал, и иногда мне приходится себя останавливать.
Я обратил внимание на микстейпы в вашем блоге. Насколько музыка важна для дизайнеров?
Я знаю довольно много хороших дизайнеров, для которых музыки просто нет. Я не совсем понимаю, как это, точнее, совсем не понимаю. Мне кажется, что свет и звук очень плотно связаны. Обложка альбома Unknown Pleasures Joy Division — идеальный пример связи музыки с дизайном.
Микстейп от главного редактора Wonderzine и кинокритика Оли Страховской в серии микстейпов, составленных коллегами и друзьями автора блога 1.618
Комментарии
Подписаться