Views Comments Previous Next Search
Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного — Арт-директоры на Look At Me

Арт-директорыМаксим Балабин о том,
как дизайн помогает избавиться от ненужного

Серия интервью с главными российскими арт-директорами

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 1.

интервью
Анна Савина

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 2.

фотографии
Андрей Герасимчук

Look At Me продолжает серию интервью с российскими арт-директорами, которые не только меняют современные СМИ, но и формируют визуальные привычки читателей, обучают коллег и задают мировые тенденции в рамках отдельно взятой страны. Новое интервью из серии — разговор с арт-директором Dream Industries Максимом Балабиным.

  

Максим
Балабин

Арт-директор
Dream Industries

Известные проекты

 Журнал «Афиша», Zvooq, Bookmate, T&P

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 3.

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 4.

Слава богу, в том, что мы делаем, дизайна всё меньше и меньше. Он стал проще, лаконичнее и ближе к тому виду дизайна, который нужен, чтобы решать человеческие задачи

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 5.

  

 

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 6.

Сайт Bookmate

Вы делали журнал «Афиша», а затем начали заниматься сервисами Zvooq и Bookmate. Почему вы решили работать в интернет-сфере?

Этот переход произошёл не только у меня, но и у всего человечества, потому что все журналы оказались годными, наверное, только на растопку костра. Появились удобные телефоны, планшеты, компьютеры стали поприятнее, да и вообще всё стало быстрее происходить. Было понятно, что журналы выродятся в красивые артефакты, но журнал «Афиша» был явно не про это, и поэтому мне захотелось делать что-то более живое, то, чем я сам пользовался бы каждый день. В то время пара парней, у которых была идея, позвали меня, и мы начали вместе думать. Нашли деньги, собрали команду, договорились с лейблами и сделали Zvooq.

Заключить договоры было самым сложным, потому что когда мы это делали, на Россию никто серьёзно не смотрел; на заключение контрактов с музыкальными лейблами мы потратили пару лет, и это был реальный подвиг. Наверное, благодаря Zvooq сейчас люди могут покупать в iTunes песни по таким низким ценам, потому что мы создали прецедент, переломивший ситуацию с продажей музыки здесь. До этого все думали, что в России должны покупать музыку дорого, как и в Америке, а мы как-то донесли, что люди здесь либо не будут платить, либо будут, но адекватную цену.

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 7.

 

Сейчас дизайнеры находятся в ситуации, когда они могут создавать реальность и влиять на поведение людей, могут сделать что-то хорошее и полезное — и это намного интереснее, чем просто развлекать

 

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 8.

 

Был ли этот переход от печати к цифровым технологиям связан с приобретением каких-то новых навыков?

Да, это было очень любопытно, потому что мы пытались создать человечные интерфейсы и способы, чтобы находить музыку. До нас никто этого не делал, и, естественно, это было интересно с точки зрения дизайна, потому что у нас были какие-то утопические идеи, и мы просто их воплощали, пробовали. Сейчас дизайнеры находятся в ситуации, когда они могут создавать реальность и влиять на поведение людей, могут сделать что-то хорошее и полезное — и это намного интереснее, чем просто развлекать. 

Слава богу, в том, что мы делаем, дизайна всё меньше и меньше. Он стал проще, лаконичнее и ближе к тому виду дизайна, который нужен, чтобы решать какие-то человеческие задачи, а не чтобы украшать что-то позолотой. Это больше инженерная работа, чем дизайн.

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 9.

брендинг для проекта: Студия Трансформер

 

Вы работаете над несколькими сервисами одновременно. По какому принципу они объединяются в Dream Industries?

Мы знаем, что целые индустрии сталкиваются с огромными проблемами. Образование, музыкальная и книжная индустрии — в полной заднице. Мы ставим себе гуманистические цели и пытаемся решить их инженерным способом. Люди мало читают — что делать? Как сделать так, чтобы обесцененная музыка стала опять интересной? Dream Industries — это про то, как мы можем помочь индустриям вернуть какие-то ценности. И ещё. Всё, чем мы занимаемся, — про человека, который что-то создаёт: музыку, книги, знания. И для нас важно создавать современные инструменты, которые помогли бы этим людям: если ты написал трек, чтобы его кто-то нашёл и услышал. Мы пытаемся построить сервисы знакомств музыкантов со слушателями, писателей с читателями, человека с человеком, если они хотят друг друга чему-то научить.

В одном из интервью вы сказали, что занимаетесь дизайном поведения. Как ваши сервисы меняют поведение и привычки людей?

Когда мы делали Zvooq, одной из задач было, чтобы люди начали по-другому относиться к музыке, к альбомам. Люди мыслили исключительно треками внутри iTunes, плейлистами, не было ни обложек, ни альбомов, ни артистов, а только какие-то безликие гигабайты музыки. Мы попытались с помощью интерфейса «отмотать» поведение назад, и теперь люди слушают альбомы. Это забавно: ты придумываешь интерфейсные решения (такие, как приложение Fonoteka, например), и это меняет поведение людей, их отношение.

С книгами тоже много любопытного. Придумав подписку на Bookmate, мы снизили барьер покупки до нуля. Тебе не надо покупать книгу, чтобы начать её читать, и это очень важно, потому что раньше нужно было решиться купить книгу и потом её читать. Сейчас книги легче выбрать и легче бросить читать, если не нравится. Ты по-другому читаешь: утром одну книгу, в обед — вторую, а вечером — третью. Раньше такого не происходило.

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 10.

 

Как вы думаете, как меняется образ жизни человека с появлением новых технологий и сервисов?

Я постоянно думаю о поведении человека и о каких-то вещах, которые предшествуют этому поведению: часть из них связаны с социологией, часть — ещё с чем-то. Иногда я натыкаюсь на интересные исследования, которые далеки от дизайна, но они помогают мне принимать решения. Например, известно, что многие европейцы любят собирать и копить, и в некоторых странах это часть культуры. В Англии у некоторых есть целый этаж, где копится всякий хлам, который затем распродаётся на car boot sale. Это относится и к культурным объектам: люди любят владеть, поэтому собирают книги, ставят их в большие шкафы, покупают пластинки и потом не знают, куда это всё девать.

У моего приятеля из Индонезии есть необходимая одежда, кровать, смартфон, кухонная утварь, сёрф и больше ничего: он искренне не понимает, зачем нам в домах нужно столько ненужных вещей. Во многих других обществах быт тоже устроен так. Недавно я прочитал книгу «Тропы песен» Брюса Чатвина об австралийских туземцах, где он много рассуждает о кочевой природе человечества, о взаимосвязи цивилизации и осёдлости. Он делает несколько удивительных выводов: например, он утверждает, что наша привычка чтения новостей — это лишь попытка заменить движение, присущее человеку от природы, потому что раньше он постоянно передвигался и видел что-то новое. И Чатвин приходит к выводу, что накопления делают людей только хуже, и жить намного легче, когда тебя ничто не держит.

Максим Балабин о том, 
как дизайн помогает избавиться от ненужного. Изображение № 11.

Сайт Zvooq

А сейчас мы можем избавиться от всего лишнего?

Да, мне кажется, сейчас технологии позволяют избавиться от довольно большого количества вещей. Когда мы делали Zvooq, мы не понимали, что делать с тем, что людям хочется владеть большим количеством музыки, хотя они её не слушают, но потом осознали, что в XXI веке её не нужно хранить, как и книги — всё это может лежать где-то в облаке. Ты можешь начать читать книжку на Bookmate, а потом выкинуть в окно свой телефон или планшет, уехать куда-нибудь и всё равно иметь возможность продолжить чтение. И мне кажется, что чем меньше в нас привязанности к материальным объектам, тем легче нам живётся.

Такие вещи, связанные с поведением, сейчас для меня важнее того, что написано в книжках про дизайн, потому что в том, что мы сейчас делаем, много социального. И социолог из XV века может знать больше, чем дизайнер в 2013 году.

Фотография via studiotransformer.ru

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются