ИнтервьюЗачем нужны курсы
для творческих предпринимателей
I Have a Dream
Даниил Большов и Евгений Малышев открыли курсы для бизнесменов в креативных индустриях
Интервью
Даниил Трабун
Создатели международного студенческого конкурса дизайна Post It Awards, который проходит уже 9 лет, заручились поддержкой ведущих американских вузов и открывают свою образовательную программу для предпринимателей из творческих индустрий — I Have a Dream. Мы поговорили с Даниилом Большовым и Евгением Малышевым о том, зачем такие программы нужны, кто будет преподавать и чем предпринимательство обычное отличается от креативного.
Даниил Большов
Евгений Малышев
Зачем понадобилось создавать курс бизнес-образования для творческих индустрий?
Даниил: В России таких образовательных программ просто нет. Есть программы по бизнесу и различные тренинги «Как продавать», «Как управлять», «Как стать заметным» — для любого бизнеса, кроме креативной индустрии. Несмотря на то что креативные индустрии в нашей стране активно развиваются с 90-х годов, владельцы творческих бизнесов — чаще всего самоучки. Возможно, многие из них получили бизнес-образование за границей или занимались поиском нужных знаний самостоятельно, но основная масса предпринимателей действуют интуитивно. Есть острый дефицит бизнес-образования в креативных индустриях в России. Мы это знаем.
Евгений: Этот сектор экономики до сих пор сильно отличается от прямых продаж, нефтегазового сектора, производства, любой другой сферы. Есть такие понятия «креативная экономика» и «креативная индустрия», которые не представлены в образовании.
А в чём, собственно, отличие? В чём разница между тем, что я продаю собственную коллекцию одежды или яблоки? Кроме того, что я сделаю красивый дизайн.
Даниил: Принципиальное. Для того чтобы продавать яблоки, достаточно того, чтобы они были свежие. Когда ты занимаешься одеждой, ты не можешь просто продавать ткань, которая не раздражает кожу и обладает стойким цветом. Все эти, безусловно, важные для продажи условия — уходят на второй план. И на первый план выходит маркетинг, продвижение, некая «упаковка» твоей новой марки. Экономическое понимание твоего бренда — что является себестоимостью и добавленной стоимостью. В креативной индустрии добавленная стоимость в несколько раз выше, нежели в яблоках. Твой конкурент может продавать точно из такой же ткани, точно с такими же принтами, но, не зная принципов креативной экономики, — он проиграет. Ты будешь продавать футболки за 9 000 рублей, а он за 1 500, хотя футболки, если смотреть на них, как на яблоки, — по сути, одинаковые.
Евгений: Нужно всегда показывать инновационные продукты и новые решения. В креативной индустрии ты не можешь делать постоянно одно и то же, потому что это тебя погубит.
В октябре #ihvdrm провели свой первый интенсив по маркетингу и PR
Но тут, мне кажется, фундаментальная проблема есть. Большинство людей в России вообще не очень понимают, почему футболка может стоить 9 000 рублей.
Даниил: Если ты покупаешь футболку у Дениса Симачёва, ты покупаешь бренд Дениса Симачева.
Евгений: Ты платишь не за ткань и не за работу.
Даниил: Ты платишь за бренд, принадлежность к определённому кругу, за эмоцию. То, о чём мы сейчас говорим, вроде понятно. Создание бренда — штука уже известная. Много хороших маркетологов, бренд-менеджеров, других специалистов работают над созданием бренда. Но речь о другом. Как конкретно предпринимателю на самом раннем этапе выстраивать свой бизнес сразу по всем правилам и проверенным знаниям. Как совместить маркетинг и менеджмент, как не забыть про финансы, как выстраивать клиентский сервис и продажи. Всё это жизненно необходимо для успешного старта и развития. Если всё это вместе работает как механизм, то обязательно будут покупатели твоего товара, готовые платить выше рынка. Именно этому посвящены все наши программы, которые основаны на знаниях и опыте ведущих бизнес-школ США. По сути наш проект отчасти оттуда.
Самозанятость и бизнес — это вещи, которые нужно чётко разделять
Кто входит в эти креативные индустрии? Кому нужно такое специализированное образование?
Даниил: Рекламные агентства, дизайн-студии, архитектурные бюро, фэшн-марки, медиа и многие другие. Список очень большой. Если пойти сейчас на «Флакон» или на «Арму», то можно практически в каждом помещении найти по несколько дизайн-студий или архитектурных бюро, которые организовались и делают проекты в составе трёх-четырёх человек. Но большинство из них работают, не в обиду будет им сказано, как группа фрилансеров. Уверен, что они мечтают быть успешными, получать достойные деньги и работать с великими брендами, но без чётко выстроенных бизнес-процессов эти мечты так и останутся мечтами. Самозанятость и бизнес — это вещи, которые нужно чётко разделять. Именно поэтому творческим людям нужно получать бизнес-знания. Такое образование может пригодиться и людям из театральной сферы. Например, создание тех же самых антреприз. Это тоже бизнес-процесс. Если театр сам по себе — планово-убыточное предприятие, — то антрепризы как раз являются его коммерческой частью. Создание таких спектаклей — часть креативной индустрии.
А стартаперы, на ваш взгляд, входят в творческие индустрии?
Евгений: Так сложилось, что в России понятия «стартапер» и «предприниматель» различны. Кто такой сейчас стартапер — это такой молодой человек, у которого есть время, силы и возможности разрабатывать свою идею — обычно это веб-сервис или приложение, и его основная задача найти инвестора, чтобы тот вбухал пару миллионов в его проект. Предприниматель же, наоборот, делая свой бизнес, работает сразу на конечного потребителя, и его инвесторами, по сути, являются его же клиенты.
Денис Всесвятский, эксперт в области маркетинга
и PR, директор по маркетингу телеканала 2x2
Стоимость интенсива «Дизайнер-предприниматель» (базовый курс) продолжительностью 30 дней — 80000 рублей. Создатели I HAVE A DREAM уверяют, что это разумная стоимость. На протяжении всего курса, помимо очных занятий, выполняется большое количество домашних заданий и проводятся консультации ведущих экспертов. Последнее, восьмое, занятие — презентация своего бизнеса
Я понял. Вы сказали, что у вас все самоучки. Именно они, при этом, как я понимаю, на ваших интенсивах являются преподавателями.
Даниил: Не совсем так, у нас есть кураторы программ, которые внутри бизнеса, и занимаются этим довольно долго. Да, они самоучки и не получали бизнес-образования, но они очень давно в индустрии и чувствуют все процессы. Преподают у нас профессионалы, каждый — эксперт в своей области. Например, на интенсиве «Дизайнер-предприниматель» финансовый блок, разработанный специально для творческих людей, преподаёт заместитель генерального директора по финансам Tsvetnoy Central Market — Евгений Паппинен или, например, блок «Маркетинг и PR» читает Денис Всесвятский, который раскручивал бренд DENIS SIMACHEV, а сейчас работает маркетинг-директором на телеканале 2x2.
Почему вы решили делать это сейчас? Есть какой-то запрос? Если вы сами занимаетесь креативными индустриями, наверное, эти программы — не убыточная благотворительная активность.
Даниил: Есть две истории. Первая очевидная: нам это интересно, мы сами через это прошли и понимаем, что если бы два года назад такая бизнес-школа открылась, мы бы незамедлительно сами прошли бы там курс. Вторая история: нужно, чтобы коллеги по цеху говорили на одном языке. Чтобы они понимали друг друга, умели объяснять — почему это столько стоит, почему это нужно делать именно так. Чтобы был инструментарий и знания. Сейчас всё делается на авось: где-то читали, кто-то подсказал. Варварский рынок!
Варварский рынок?
Даниил: Да. Например, катастрофический демпинг. Есть рынок агентств, есть рынок фрилансеров. Фрилансер делает логотип за 2000 рублей. Агентство, естественно, делает дороже, — не может просто сделать за эту стоимость. Фрилансер, который делает логотип за 2000 рублей, тем самым подрывает рынок. Так как многие, оказывая услуги за такие деньги, не понимают того, что работают себе в минус. О каком бизнесе и рынке здесь может идти речь?
Предприниматель, делая свой бизнес, работает сразу на конечного потребителя,
и его инвесторами, по сути, являются его клиенты
Представьте себе, что два года назад, как раз тогда, когда вам это было необходимо, открылась такая школа. Я, к примеру, с осторожностью отношусь к любым образовательным инициативам, которые появляются с нуля. Что бы вы проверили, перед тем как отдать деньги за такой курс?
Даниил: Я бы поинтересовался, проходили ли у них уже занятия, а если проходили, кто там учился. Посмотрел бы, работает ли эта история, не шарашкина ли это контора. Я бы хотел увидеть реальных людей, которые занимались в этой школе. Было бы счастьем, чтобы кто-то из знакомых уже прошёл этот курс, чтобы я мог спросить: «Понравилось или нет?».
Максим Волошин (RedMadRobot), Даниил Сергеев (FIRMA), Влад Ситников (Hungry Boys)
Ну вот, смотрите, я спрашиваю: «Проходили ли у вас занятия?» Занятия только стартовали. Получается, вы всё-таки с нуля начинаете?
Даниил: Всё-таки нет. Программы разрабатываются вместе с ведущими американскими вузами, к примеру, PRATT Institute (New-York, USA). Интенсив «Дизайнер-предприниматель» разработан на основе годовой образовательной программы Design Management. Может быть, это может стать неким кредитом доверия. Уже где-то это было, люди это прошли, это работает. Можно зайти на сайт PRATT Institute, почитать отзывы студентов, которые отучились. Эта поддержка для нас важна, конечно. Их тоже можно понять, через нас они могут внедриться на рынок российского образования и, возможно, впоследствии открыть здесь свой филиал.
Евгений: С другой стороны, наши кураторы, ведущие эксперты: Даниил Сергеев (FIRMA), Влад Ситников (Hungry Boys), Максим Волошин (RedMadRobot), одни из топовых дизайнеров на российском рынке — Денис Башев, Сергей Мосякин. На рынке дизайна и рекламы они — величины. Это новая волна — молодые и успешные.
Набираются ли курсы?
Даниил: Курсы набираются, но есть и те, кто говорит: «Ой, что-то дорого». Да, конечно, такие программы стоят денег. Но важно понимать, что образование — это не просто способ провести время, это инвестиции в себя, и отдача обязательно будет.
Комментарии
Подписаться