Списки5 интерьерных
дизайнеров России
Креативные специалисты о взгляде на индустрию изнутри
материал подготовила
Даша Абрамова
Несмотря на активное развитие в последние годы дизайна в России вообще и дизайна интерьеров в частности, у многих до сих пор остаются предрассудки насчёт сотрудничества с профессиональными дизайн-бюро: кажется, что это очень дорогая услуга, доступная только обладателям шикарных домов с итальянской мебелью в стиле рококо. На самом же деле грамотный интерьерный дизайнер может помочь решить как минимум несколько проблем: нехватку времени, нехватку информации о наличии мебели в тех или иных магазинах (и вопрос с поездками в эти магазины), нехватку воображения и специальных знаний (с интерьерным дизайнером можно начать сотрудничать уже на стадии строительства) и т. д. В общем, специалист может помочь превратить ремонтный ад в удовольствие от проектирования собственного жилого пространства.
Look At Me поговорил с российскими интерьерными дизайнерами о том, как они пришли в профессию, об особенностях работы в России, о заказчиках и интересных проектах.
«Тяга к дизайну у меня появилась давно, ещё до поступления в МГСУ на факультет промышленного и гражданского строительства. Я любил планировать свой будущий дом, где обязательно должен был быть рабочий кабинет и винный погреб, я даже как-то построил небольшой домик-мастерскую из подручного материала.
По профессии я инженер-конструктор, но отработал по специальности всего год — стало скучно. Потом был помощником архитектора, дизайнером в студии, но нигде не получалось осесть надолго — было в тягость работать под управлением.
Чтобы создать студию, я ушёл на фриланс, без подстраховки: взял один проект у знакомых и открыл свой блог. Почему блог? С сайтом возиться нужно было, а тут всё просто, всё работает, есть готовые модули. В блоге просто писал о работе над проектом, выкладывал понравившиеся мне фотографии и статьи, делился ссылками. Это дало результат: стали звонить новые заказчики, работы стало много, цены поднялись, стали нужны помощники и офис. Как раз в этот период ко мне присоединился друг Дмитрий, и мы решили назвать студию «Однушечка» — спорили, конечно, но после опроса знакомых поняли, что это название милое и пушистое и как раз нам подходит.
Мне кажется, в России пока нет уважения к профессии, — многим кажется, что за нас всё делают компьютеры
Основная проблема в дизайне — это, наверное, бюджет: его всегда не хватает. Ещё бывают странные заказчики, но сейчас мы можем позволить себе с ними не работать. Остальное всё решаемо.
Сейчас мы работаем с бизнес-классом, но начинали с эконома. Хотя иногда берём интересные объекты с маленьким бюджетом. Работаем пока только с Россией. Из минусов здесь — разрозненность продавцов и поставщиков. Нет единой этики по ценам: кто-то демпингует, а кто-то сильно завышает. Ещё, мне кажется, в России пока нет уважения к профессии, — многим кажется, что за нас всё делают компьютеры.
За последние три года, я считаю, рынок дизайна качественно вырос, и уровень дизайнеров соответственно. Хотя состав примерно прежний: много халявщиков, много эконома, много фрилансеров с разным уровнем, много выросших профи, которые занялись параллельным обучением. Есть какой-то развивающийся костяк правильных студий, и, конечно же, всё те же тяжеловесы, что и были, хотя и их ряды пополнились отделившимися подмастерьями. Да и заказчики стали более подкованными: многие успели поколесить по миру, прогрессивная молодёжь заработала денег и хочет жить со вкусом. Даже эконом теперь с претензией на скандинавскую эстетику».
«Наше бюро занимается декорированием интерьеров, частных и общественных. Мы не проектируем дома, не занимаемся крупными общественными объектами — это область для архитекторов.
В нашей стране декоратором может быть любой, нет никакого специального регламента или лицензий, эта профессия, скорее, творческая, но, чтобы быть в ней успешным, нужно разбираться во многих областях: от истории искусств и теории цвета до психологии общения и технических характеристик отделочных материалов. К тому же нужно постоянно быть в курсе всех новинок, посещать специальные выставки, презентации в салонах и на фабриках — в дизайне интерьера тоже есть своя мода. И, конечно, декораторы — это не просто милые барышни, которые вдохновенно рисуют эскизы и задумчиво перебирают ткани, им хорошо знакомы такие вещи, как пыльная стройка, споры со строителями, постоянно меняющиеся сметы, недобросовестные поставщики и т. д.
На самом деле в России сложно быть дизайнером/декоратором (как кому больше нравится): советское прошлое накладывает свой отпечаток на восприятие профессии. Бывает так, что, следуя моде «иметь своего дизайнера», человек заказывает проект, уверенный в том, что он сам вполне может оформить своё жильё. С такими клиентами очень сложно: приходится либо им отказывать, либо в ходе проекта формировать вкус — простите за громкие слова, но это так!
Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать форум какого-либо сайта, на котором публикуются интерьеры — каждый второй пользователь высказывает своё сугубо «профессиональное» мнение о несочетаемости предметов, «потолочных плинтусах», принадлежности к стилю и т. п.
Другая сложность нашей работы именно в России заключается в том, что всю мебель и материалы нужно заказывать и ждать несколько месяцев их доставки. Это не даёт возможности манёвра: если в процессе захочется что-то поменять, значит, опять передвигать сроки и терять деньги. Это касается и мебели — у нас в наличии либо IKEA, либо, что называется, «дорого-богато» — cлишком вычурная, позолоченная мебель, в основном в стиле рококо.
Дизайн не обязательно должен быть дорогим, главное — правильные пропорции во всём, тогда получаются гармоничные и живые интерьеры
Сейчас всё больше людей обращаются к нам именно за декорированием, кто-то на начальном этапе стройки, а кто-то после опыта работы с архитектором или дизайн-студией. Бывает так, что дом построен, всё хорошо вроде бы, но когда дело доходит до выбора отделки и мебели, все предложенные варианты дизайна не устраивают. Но есть и немало таких заказчиков, которые в первую очередь ждут от нас строительных чертежей, для них важнее всего техническая часть проекта, а декор — дело последнее. Люди, в прошлом имеющие опыт серьёзного ремонта, как правило, всегда заказывают полный проект «под ключ», они понимают, сколько времени и сил им это экономит.
Для хорошего результата в нашей работе очень важна психологическая и культурная совместимость с заказчиками, у нас бывало, что мы сами отказывались от проекта именно по этим причинам.
Вот, например, как-то к нам обратился один довольно известный артист, то есть человек чувствительный и впечатлительный, с просьбой помочь ему с интерьером квартиры, в которой только недавно был ремонт. По отдельности его всё устраивало: обои и полы нравились, шторы и диваны были милы сердцу, полы и двери тоже прекрасны, а находиться в своей квартире ему было некомфортно. Нам, конечно, сразу было понятно, почему: абсолютно всё было выдержано в унылой светло-коричневой гамме, но когда мы предложили поменять или обивку диванов, или обои, или шторы — заказчик не решился, и в итоге сотрудничества не получилось.
Или был случай, когда к нам обратился довольно интересный человек, который хотел оформить дом в необычном ключе: гостиная в стиле подводной лодки, кабинет — как космический корабль. Может, кто-то и мечтает о таком проекте, но мы отказались, всё-таки мы делаем традиционное человеческое жилое пространство.
Мы уже сформировали свой круг заказчиков — это, как правило, молодые люди или семьи, которые понимают, в чём заключается работа дизайнера, понимают, за что они платят деньги и что в итоге получат. Они готовы вкладываться в оформление своего жилого пространства, но не хотят переплачивать там, где этого можно избежать, и стараются планировать бюджет своей стройки, что без полного дизайн-проекта сделать сложно. Они хотят понимать, на чём можно сэкономить, а на чём не стоит, какой предмет обстановки можно купить, к примеру, в IKEA, какой у российского производителя, а какой заказать у престижной и дорогой марки. Дизайн не обязательно должен быть дорогим, главное — правильные пропорции во всём, тогда получаются гармоничные и живые интерьеры».
«Вместе с типовыми квартирами, югославскими стенками и польскими кухонными гарнитурами ушла в прошлое и ясность в вопросе, которого ещё лет 15 назад по-настоящему и не существовало: как обустроить своё личное пространство. С появлением выбора всего того, чем это пространство можно наполнить и украсить, возник и спрос на тех, кто в этом выборе может помочь. Лет 10 назад было ещё не вполне очевидно, куда пойти поучиться, если ты с детства двигаешь мебель в комнате, к ужасу родителей отказываешься от ковров на стене или переклеиваешь обои в первой съёмной однушке буквально на последние деньги. Эти склонности как-то не считались пригодными для жизни и уж тем более не были поводом для получения профессии. Сейчас ситуация изменилась существенно: теперь есть места, где людей с такими «странностями» учат, есть кому учить, есть профессиональная среда, есть люди, понимающие, зачем нужен декоратор.
Мы предельно упростили для себя поиск заказчиков тем, что от такого поиска отказались вовсе, мы предоставили это право заказчику. Так проще: к нам обращаются только те, кто видел наши работы, а не просто набрал в поиске «дизайн интерьеров, цена за метр». Нам важно, чтобы к нам приходили те, кому нужны именно мы. Так почти всегда есть гарантия, что нас найдёт правильный человек, и разговора на тему «а почему мне нельзя, как в том французском замке?» можно будет избежать.
Декоратор имеет законное право на последнее слово, — это не диктатура,
а правила игры, которые необходимо соблюдать
Здесь многие думают, что если это их жильё, то только они могут его правильно обустроить. Это заблуждение, ведь хороший декоратор предложит вам то, что вам понравится и то, о чём вы сами даже не подумали бы. Это вопрос компетенции, владения профессиональными навыками. Вообще интерьерный дизайн — это не только и не столько про стулья, диваны, тряпочки и вазочки. Всё это совсем не главное, важнее, как организован ваш дом, какие эмоции вызывает, счастливы вы в нём или нет, думаете ли вы о нём с нежностью, хочется ли вам приглашать в него гостей, ну или, наоборот, он так хорош, что не хочется им ни с кем делиться. С домом должны возникнуть отношения. Самое приятное в работе декоратора — видеть, как твоя работа качественно меняет не только предметную среду вокруг человека, но и его образ жизни, отношение к себе!
Это не выдумки, мы слышим это от своих заказчиков, и это самые счастливые моменты нашей профессиональной жизни.
Как мы это делаем? Строим отношения. Иначе никак, это и правда настоящие отношения на длительный срок. Главное — совместимость, всё как в браке: не обязательно быть совершенно похожими, важнее смотреть в одном направлении. Второе — нам важно почувствовать, что нам доверяют, если наше мнение, опыт и компетенция не вызывают сомнений, тогда можно начинать. Обсуждения, беседы, пустая болтовня за чашкой чая — всё сгодится, чтобы понять, что имеет в виду человек, говоря, скажем, «мне хочется, чтобы в доме было спокойно» или «мне должно быть там нескучно». Дальше мы пытаемся сформулировать услышанное в цветах, фактурах, формах, объёмах и, конечно, в цифрах и сметах. Стараемся на каждом этапе приходить к согласию. С вариантами «Нет, только не это!» работаем отдельно и очень упорно, считаем, что настоять на своём — наш профессиональный долг, иначе зачем мы здесь? Вот ещё, кстати, важный момент в отношениях: понимать обоюдно, что вы, декоратор, имеете законное право на последнее слово, — это не диктатура, а правила игры, которые необходимо соблюдать, чтобы потом было и спокойно, и нескучно».
Комментарии
Подписаться