Списки7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать
Создатели компьютеров, автомобилей, упаковки и гранёного стакана
Текст
Даниил Трабун
Михаил Калашников, конструктор самого известного в мире автомата, скончался вчера на 95-м году жизни. AK-47 — не просто оружие — это архетип, навсегда оставшийся в поп-культуре. Мы вспомнили ещё семерых великих советских дизайнеров, которые создали узнаваемые объекты прошлого.
— Гаджеты —
Дмитрий Азрикан
разработчик концепта компьютера
«Сфинкс», 1987
∼
Своим любимым проектом Дмитрий Азрикан считает «Сфинкс» — проект умного дома, созданный совместно с Алексеем Колотушкиным и Валерием Госсеном на международном семинаре «Будущее часов» в Ереване. «К чёрту часы!» — вспоминает дизайнер Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) свой ход мысли в интервью журналу INTERNI Russia. Вместо того, чтобы перепридумывать дизайн стрелок, Азрикан задумался о чём-то похожем на сегодняшний iPhone. «Сфинкс» — в то время «система электронного оснащения жилища» — предвосхитил идеи компании Apple и Google, которые сегодня создают целые экосистемы гаджетов.
В проект входили сферические акустические колонки, монитор, головные телефоны, ручной пульт со съёмным дисплеем, футуристичный дисковод для дискет, процессор с тремя блоками памяти и многое другое. «В случае использования системы одним потребителем или единовременного потребления одной и той же информации в разных помещениях квартиры достаточно применения одного блока памяти. Процессор позволяет неограниченно наращивать число блоков памяти, что даёт возможность в одно и то же время принимать или воспроизводить несколько программ для разных членов семьи», — писал журнал «Техническая эстетика» в 6 номере за 1987 год.
— Автомобильный дизайн —
Светлана Мирзоян
проектировщик автобуса
«Латвия», 1960
∼
Светлана Мирзоян, как и Дмитрий Азрикан, работала во ВНИИТЭ, если точнее, то в Специальном художественно-конструкторском бюро (СХКБ) в Риге. Но главный свой продукт она создала за несколько лет до перехода в бюро. Сразу после окончания Высшего художественно-промышленного училища в Ленинграде, дизайнер отправилась работать на Рижский завод автобусных кузовов. По легенде, Мирзоян выбрала место работы, с первого взгляда влюбившись в необычный микроавтобус RAF Spriditis, который увидела на улице.
Уже в 1960 году микроавтобус «Латвия» получил премию на автомобильной выставке в Лондоне. В 1961 году РАФ-977 получил премию на автосалоне в Брюсселе, а в 1962 году — в Париже.
— Архитектура —
Борис Лахман
автор самого известного российского
забора ПО-2, конец 70-х
Бетонные заборы с ромбиками — символ «тёмной» России 90-х, который был изобретён главным архитектором конструкторско-технического бюро «Мосгорстройматериалы». В интервью журналу Esquire Борис Лахман, эмигрировавший в США, рассказывает: «Я сделал три эскиза, все очень симпатичные. Например, был забор, имитирующий каменную кладку. Но почему-то выбрали самый простой. Может, глаз радовала эта игра света и тени?» Сегодня бетонный забор, получивший обычное советское название ПО-2, — вслед за Калашниковым становится предметом рефлексии современных художников. 12 февраля этого года в галерее XL уличный художник 0331С представил серию фарфоровых статуэток, воспроизводящих панели забора с различными надписями и граффити.
— Упаковка —
Ираида Фомина
этикетка «Сгущённого молока», 30-е годы
Про художницу, оформившую этикетку «Сгущённого молока», почти ничего неизвестно. Как пишет стрит-артист Евгений Насыров, архивы Главмолока были просто выброшены на свалку из-за отсутствия финансирования в 90-е годы, и долгое время имя автора никому не было известно. Современные художники сравнивают легендарную жестяную банку «Сгущёнки» с американским консервированным супом Campbell’s. В общем, так и есть — даже современные покупатели отдают предпочтение сгущёнке в каноническом дизайне.
— Промдизайн —
Вера Мухина
архитектор, создательница гранёного стакана, 1943
По легенде, создательница скульптуры «Рабочий и колхозница» вместе с Казимиром Малевичем придумала семнадцатигранный стакан с ободком. Версия реалистичная — Вера Игнатьевна возглавляла Мастерскую художественного стекла в Ленинграде и сотрудничала со стеклозаводами. К тому же, как пишет Fontanka.ru, достоверно известно, что автором пивной кружки является именно она.
— Графический дизайн —
Владимир Арсентьев
создатель логотипа Олимпиады-80, 1975
∼
Официальное название эмблемы не такое элегантное, как сам логотип: «От стартов ГТО — к стартам Олимпийским». Знак стал одним из главных брендов СССР 80-х годов — силуэт Московского государственного университета (или Спасской башни) в виде беговых дорожек с олимпийскими кольцами в основании. Если олимпийского мишку придумал иллюстратор Виктор Чижиков, то с автором символа Олимпиады-80 не всё так гладко: существует версия, что студент Строгановки Владимир Арсентьев просто украл идею логотипа у другого художника Виктора Никитченко. Правда претензию в плагиате Генеральный прокурор СССР не удовлетворил.
Путаница произошла во многом потому, что логотип был прислан на всесоюзный конкурс, который был объявлен в 1975 году. Как пишет журнал Kak.ru, было прислано свыше 26 тысяч эскизов от 8 500 авторов.
— Промдизайн —
Михаил Оленев
автор эскизов Лампы настольной, 1968
∼
Фото: Московский музей дизайна
Большая часть светильников, которые разработал архитектор Михаил Оленев, были созданы для музеев, банков и гостиниц. Это не случайность — советский дизайн вообще предназначался в первую очередь «для страны» и только потом для человека. Тем не менее в 1940-е годы Оленев разработал эргономичную и элегантную лампу, которая без затей была названа по-конвейерному — «Лампа настольная». Про Оленева можно почитать в воспоминаниях Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»: «...он всё равно каждый раз засиживался с нами допоздна — увлекался. Он накладывал на чертёж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш «Кохинор 6В», думал и по кальке правил проект…
А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарника на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… Мне, когда я проектировал южный вокзал, он нарисовал шарманщика на перроне, а в небе — глазастый вертолёт, с которого спрыгнул парашютист в железнодорожной форме».
О других великих советских дизайнерах читайте в 2014 году.
Комментарии
Подписаться