Мнение2013 — год кодинга
Подводим итоги года
Материал подготовил
Подводим итоги года: в 2013 году Марк Цукерберг и Билл Гейтс вместе с другими знаменитостями снялись в видео, которое пропагандирует программирование в школах. Мы попросили создателей открывшейся на прошлой неделе Moscow Coding School, рассказать о том, как программирование стало популярным.
Кирилл Жвалов
Основатель Moscow Coding School
Вадим Резвый
Основатель Moscow Coding School
Олег Лутохин
Гострайтер
Одним из главных трендов последних нескольких лет является массовое освоение кодинга вне зависимости от социального статуса и профессиональных интересов. Количество ориентированных на новичков кодинг-школ и обучающих сервисов, рэп-зарисовки про кодинг и неутихающий азарт, с которым о кодинге пишут мейнстримовые СМИ, позволяет говорить о программировании как о заметном явлении поп-культуры, давно переставшим быть уделом исключительно гиков.
В современном мире неумение самостоятельно создавать свои куски цифровой реальности сильно ограничивает свободу самовыражения. Умения пользоваться браузером и офисными приложениями уже не достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно в новой реальности. В мире «Гугла» и «Фейсбука», где код лежит в основе решения любой задачи, кодинг-нигилизма достаточно, чтобы назвать человека невеждой.
Дуглас Рашкофф, наверное, самый цитируемый в контексте моды на программирование публицист, не устаёт повторять мантру «программируй или будь программируемым» и предлагает каждому ежедневно учиться кодить. Знания программирования, если и не сделают из вас успешного стартапера, то как минимум, согласно Рашкоффу, изменят ваше мировоззрение в правильную сторону, позволив более критично относиться ко многому, что сегодня воспринимается как данность.
Бездомные кодеры
На прошлой неделе мир потрясла новость о создании бомжом первого мобильного приложения. Чернокожий ньюйоркец Лео Гранд потерял работу в 2011 году и вскоре оказался на улице. В течение двух лет он грелся у бочек с кострами, пока в августе этого года по дороге на работу на Лео не наткнулся программист Патрик МакКонлог, решивший спасти заблудшую душу с помощью Javascript. «Я предложил ему выбор: подарить старенький лэптоп и обучить кодингу или просто вручить 100 долларов», — рассказывает Патрик в своей колонке для Guardian. Узнав у Патрика значение слова «кодинг», Лео охотно согласился обучаться по часу в день в течение двух месяцев. Занятия проходили прямо на улице, на лавочке.
Результатом обучения стало приложение Trees for Cars, помогающее пользователям найти водителей, которые смогут довезти их до необходимого пункта назначения. Согласно задумке бездомного, приложение (релиз которого состоялся 9 декабря) поможет сократить количество машин на дороге, что приведёт к меньшему выбросу CO₂ в воздух.
Trees for Cars доступен в AppStore и Google Play за Вся прибыль, полученная от продажи приложения, пойдёт на дальнейшее обучение Лео программированию.
Эксперимент по интеграции бездомных в мир диджитала уже проводился в Техасе, когда маркетинговая компания из Нью-Йорка BBH Labs превратила бомжей Остина в ходячие хотпосты WiFi. Однако об образовании тогда никто не помышлял. А Патрик, между тем, уверен, что если обучение продолжится так же интенсивно, то скоро Лео сможет начать зарабатывать себе на жизнь.
Like a boss
Случай Лео служит не столько удачным и креативным примером по включению бездомных в социум, сколько десакрализирует саму идею программирования: отныне кодинг — не удел интеллектуальной элиты и одиноких нердов, успешно сдающих вступительные экзамены в MIT. Научиться программировать может каждый, вне зависимости от расы, социального статуса, вероисповедания и предпочтений в комнатных растениях. А если пример нью-йоркского бомжа и прочих угнетённых кому-то покажется недостаточным или малоубедительным, можно обратиться к сильным мира сего. «Хотите верьте, хотите нет, но я отлично проводил время за программированием. К тому же, с каждым днём это становится всё полезнее», — уверяет Харжит Тагар (Harjeet Taggar), бизнесмен, партнёр одной из крупнейших венчурных компаний Y Combinator, стоимость которой оценивается в 14 млрд долларов.
Сегодня в блогах многих деловых изданий разворачиваются дискуссии о том, должны ли боссы больших фирм и рядовые бизнесмены иметь представления о бинарной анатомии своих продуктов. Все они так или иначе сводятся к аргументам о том, что в современной бизнес-среде важно хотя бы в общих чертах понимать, как устроена программа, которую ты продаёшь. Представьте себе общение двух топ-менеджеров гиков и ситуацию, когда один из них не имеет ни малейшего представления о технологических процессах за кулисой своего предприятия.
Прошли те времена, когда для успешной торговли заборной краской достаточно было нанять специалистов малярного дела. В условиях, когда львиная доля стартапов штурмует внимание инвесторов «на бутстрэпе», а программинг дефицитным сторонним кодером сравним с игрой в рулетку, невозможность самому набросать каркас будущего проекта оставляет предпринимателя лишь с одной идеей, которая сама по себе не убеждает инвесторов и, как известно, вообще ничего не стоит.
Кодинг-лобби
О своём желании обучаться кодингу Майкл Блумберг поведал в 2012 году в своём аккаунте в «Твиттере». Многотысячные репосты этого сообщения сопровождались хэштегом #codeyear”. Так, с лёгкой руки экс-мэра Нью-Йорка и пользователей «Твиттера» 2012-й был объявлен Годом Кода. До этого момента было сложно представить, что глобальные титаны — Amazon, Microsoft, Apple и Google — придут к согласию. Однако несколько дней назад генеральные линии мировых корпораций чудесным образом пересеклись. Общей точкой оказалась объявленная сайтом Code.org «Неделя обучения компьютерным наукам» (Computer Science Education Week). Крупнейшие игроки IT-индустрии призвали школьников обучаться программированию, а президент Обама в недавнем видеообращении заявил: «Вместо того чтобы купить очередную компьютерную игру, разработайте свою собственную». Конечно, Стив Джобс говорил об этом ещё в 95-м, когда поставил кодинг в ряд свободных искусств, но, разумеется, тогда никому не было дела до пророчеств о новой эре человеческого развития.
Обращение Обамы адресовано не столько шефам американской системы образования, сколько новому поколению — тем, кто недавно пошёл в школу и о формате VHS узнаёт из ностальгических рассказов родителей. Впрочем, детям эпохи 2.0 всё ясно и без пафосных речей из Белого дома.
Nickelcodeon
Согласно данным портала онлайн-обучения WyzAnt, количество предложений репетиторства по программированию в Нью-Йорке за последний год увеличилось в два раза. Если темпы роста сохранятся, меньше чем через десять лет кодингу будет обучаться каждый школьник в городе.
«Я планирую запустить стартап LetUs, — заявляет 13-летняя Кейт Венгер своим родителям. — Это как Chatroulette, подключенный к Facebook». Идея Кейт состоит в том, чтобы создать среду, в которой ученики будут находить себе репетитора. Папа Кейт, директор венчурной фирмы, инвестировавшей в ранние этапы развития Twitter, Tumblr, Foursquare и Kickstarter, сомневается в дочуркином замысле. Но что касается популяризации обучения программированию, здесь мистер Венгер полон энтузиазма: «Цель не в том, чтобы превратить каждого в компьютерного инженера. Мы же обучаем детей писать по-английски не для того, чтобы все они стали писателями». Как и многие родители, папа Кейт уверен, что кодинг, сочетая в себе навык рассказывания историй, изобразительные искусства и математику, самым продуктивным образом влияет на интеллект и креативность подрастающего поколения.
В своём TED-выступлении Митч Резник, профессор MIT и создатель интерактивной платформы Scratch рассказал трогательную историю о том, как однажды поздравил маму с Днём матери. Решив сделать интерактивную открытку с помощью Scratch, он обнаружил, что дети давно пользуются его платформой именно для этой цели. Мама профессора была счастлива получить несколько ссылок на открытки, сделанные в программе, которую написал её сын. Но главный аргумент Резника в пользу обучения детей программированию, — это, конечно, не радость родителей, а восторг маленьких программистов, в который их приводит решение поставленных задач при разработке собственных компьютерных игр. Он убеждён, что, обучая детей кодингу, мы учим их учиться.
«Теперь я могу создавать штуки, о которых и подумать не могла. Я хочу открыть фирму. Я хочу изменить что-то в том месте, где я выросла», — Диана, 16 лет
Кодерши
Как и любое офлайн-обучение, курсы программирования — отличный способ найти себе друга или подругу. Наверное, невозможно отыскать такие образовательные площадки, куда не пускают девочек. Зато тех, на которые закрыт вход для сильной половины человечества, хоть отбавляй.
О том, что вам с другом не стоит даже пытаться, сообщают названия: Girls Who Code, Girls Learning Code, Women's Coding Collective и даже Women2.0. Киберамазонки осваивают кодинг с ничуть не меньшим успехом и рвением, чем диджитал-гладиаторы. Организаторы курсов учитывают не только гендерную, но и расовую принадлежность. Отделение Huffington Post с феминистским названием Women In Tech сообщает об успешной работе программы Black Girls Code — своеобразном ответе на появление в IT-индустрии чернокожих программисток.
Селебрити в кодинге
В своём рвении обучаться кодингу к бомжам, детям, женщинам, политикам и предпринимателям присоединяются и мировые звёзды. В числе селебрити, поймавших цифровую волну, выделился Крис Бош — профессиональный игрок NBA. В молодости мать Криса обзавелась бизнесом по технической поддержке офисного оборудования, поэтому дом часто пополнялся разными гаджетами. Эти обстоятельства довольно рано разбудили в Крисе интерес к компьютерам. В школе он уже самостоятельно записался на двухгодичный курс по программированию, а на первом курсе университета вступил в NSBE (Национальное Общество Чёрных Инженеров). «Из-за раннего пенсионного возраста многие профессиональные спортсмены всерьёз задумываются о том, чем будут заниматься по завершению карьеры, — говорит Крис, — а я точно знаю, что займусь обучением детишек кодингу».
Как демонстрирует ролик, снятый Code.org, среди адептов новой религии отметились актёр Эштон Кэтчер, рэпер NAS, WillIAm из Black Eyed Peas, актриса Холи Берри и другие известные персонажи.
Снова в школу
Как заметил упомянутый выше Крис Бош: «Я понял, что сегодня ботаны празднуют реванш». Под «ботанами» здесь стоит понимать всех, кто любит учиться. В перспективе таковых будет всё больше. В США число записавшихся на вечерние занятия и онлайн-курсы по программированию слишком велико, чтобы оставаться незамеченным. Учат всему, что пожелаете: освоение Rails, продвинутый веб-дизайн, первые шаги в разработке приложений для iPhone. И как пожелаете: интенсивы, буткемпы, воркшопы — форматы самые разные. Обучающие программы носят забавные названия: Code Racer, упомянутые Women Who Code, BlackGirlsCode и Rails for Zombies. Но главным событием с точки зрения потенциальной монетизации «ботанских» стартапов стал запуск онлайн-сервиса Codecademy.
Codecademy — это серия бесплатных интерактивных уроков, превращающая обучение в игру и сулящая добросовестным пользователям приобретение базовых навыков в работе с JavaScript, HTML/CSS, PHP, Python и Ruby. Запустившись летом прошлого года, сервис уже имеет более миллиона подписчиков и 3 млн долларов венчурных инвестиций. CEO и сооснователь проекта Зак Симс убеждён, что число пользователей будет неуклонно расти, благодаря врождённой жажде познания, присущей, по его мнению, всем нам. «Люди не хотят просто пользоваться Сетью, они хотят знать, как она устроена», — говорит Зак. А ещё создатели Codecademy уверяют, что для успешного обучения от пользователя не требуются склонности к сложным вычислениям, технический склад ума и прочие подобные навыки.
Онлайн-форматы вроде Codeschool и Codeacademy — это щедрые дегустации в супермаркете программирования, которые по зубам даже детям. Прохождение курсов на подобных ресурсах, конечно, не сделает из вас специалиста — «рафинированная» newbie-friendly программа в первую очередь нацелена лишь на то, чтобы снять синдром кодинг-фобии. Но, определившись с тем, какой путь — «рельсовика», «джаваскриптера» или «цээсэсовца» — выбрать, можно смело нырять в мегабайты спецификаций и повышать уровень хардкора, сколько душе угодно.
Главное, чему нас учит растущая популярность кодинг-школ — это победа новых образовательных форматов в области программирования над традиционными. Веб-девелопмент — это сфера, которая развивается слишком быстро, и длинные университетские программы оказываются слишком неповоротливыми. Куда более подходят для этих целей точечные курсы и интенсивы.
Фотограф-диджей-кодер
Одним кодинг сулит огромный заработок, другим — второй шанс, а кому-то — полезное хобби. Как когда-то фотография и немногим позже диджеинг, программирование становится той отдушиной, которая помогает самовыразиться по другую сторону тесных офисов и бесконечных дедлайнов. Стоит ли говорить, что увлечение кодингом куда полезнее в далёкой перспективе, чем съёмки «от бедра» и навыки сведения в Ableton?
Чем фотограф отличается от диджея, знающего Ruby on Rails? Правильно, у диджея круче блог. И, в общем-то, совсем не обязательно посвящать всю свою жизнь изучению программирования, чтобы круто «плавить» веб.
Кодинг к нам приходит
Конец 2013 года ознаменовался приходом кодинга в Россию. Медийная элита страны, подобно западным адвокатам массового изучения программирования, также начала подключаться к цайтгайсту.
Есть всего три иностранных языка, которые пригодятся каждому: программирование, английский и китайский
Блогер Антон Носик приравнивает умение писать и читать код к знанию иностранных языков и географии: «Код полезно знать не для того, чтобы найти работу программиста, а просто для общего развития». «Телекиллер» Сергей Доренко вторит пафосу Дугласа Рашкоффа: «Возможность написать большие куски своего мира делает тебя могущественнее, не так ли? Так пиши, рисуй, выстругивай его, хватит ёжиться и скользить вдоль созданных чужими дядями стен!» Галерист Марат Гельман утверждает, что свой первый сайт www.guelman.ru он перевёрстывал самостоятельно и ничуть об этом не пожалел: «Вообще я думаю, что умение программировать со временем станет таким же атрибутом образованного человека, как знание иностранных языков». А основатель «Афиши» и «Стрелки» Илья Осколков-Ценципер уверен, что «есть всего три иностранных языка, которые пригодятся каждому: программирование, английский и китайский».
Среди других известных представителей креативного класса, поддержавших начало массового обучения кодингу, — музыкант и хакер Slava (Слава Баласанов), рэпер Словетский, музыкант и экс-хакер Илья Гофман, сооснователи Look At Media Василий Эсманов и Алексей Аметов, директор по продуктам ИД «Афиша» Илья Красильщик, основатель Cube Евгения Куйда, совладелец Chop-Chop и Meatball Co. Данила Антоновский, сооснователь FIRMA Даниил Сергеев, музыкант Дмитрий Устинов aka Taras 3000, сооснователь SILA Антон Шнайдер, главный редактор Look At Me Даниил Трабун, арт-директор W-O-S Алексей Ивановский, художник Протей Темен.
Кодить, кодить и ещё раз кодить!
Все говорит о том, что идти учиться кодить надо было ещё вчера. Конечно, можно попробовать перекантоваться в сторонке, отмахиваясь от очередного модного поветрия, рассказывая друзьям истории о том, как скоро всё это закончится, серверы Google рухнут, Солнце сгорит и JavaScript разделит судьбу хулахупа. В этом случае сильно возрастает риск того, что, например, от тебя уйдёт любимый человек, которому ты вовремя не смог кастомизировать tumblr, а через десяток лет самому придётся выглядеть беспомощно, как сегодняшние бэби-бумеры, для которых считается личным прорывом залогинивание в «Фейсбуке».
фотография via shutterstock
Комментарии
Подписаться