Views Comments Previous Next Search
Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей — Будущее на Look At Me

Будущее

Будущее телевидения:
Netflix исполняет
желания зрителей

Как онлайн-видеотека меняет систему рейтингов и создает сериалы мечты

Мы живем в начале постсетевой эры, когда приходится заново определять, что такое телевидение. Индустрия стоит на перепутье: Большая четверка пребывает в упадке, одни кабельные каналы почкуются, другие отмирают, а в интернете

Текст: Марат Кузаев

 

нарождаются новые силы, которые угрожают старым гегемонам. Во втором выпуске «Будущего телевидения» пойдет речь о Netflix — колоссальной онлайн-видеотеке, со временем превратившейся в главную отраслевую страшилку.

 

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 1.

 

ак повелось, что старым медиа предрекают смерть от рук новых. Телевидение должно было убить радио и кинематограф, интернет — бумажную прессу. Видеоигры потихоньку теснят Голливуд и — шире — вообще все «экранные» развлечения,
в том числе и ТВ. Впрочем, орды из студий Ubisoft и Electronic Arts — не единственная опасность, нависшая над телевидением.

Все угрозы можно подразделить на два типа: с некоторыми оговорками одни следует отнести к внешним, а другие — к внутренним. В наши дни потенциальные зрители
не только проливают пот на геймпады, но и торчат в социальных сетях, с азартом натирают экраны своих телефонов и планшетов, листают страницы в ридерах. Поэтому из года в год американцы все реже смотрят телепередачи, хотя им есть
из чего выбрать: в нынешнем сезоне одних только сериалов показали около двух сотен. Эта тенденция к сокращению заметна во всех демографических группах, притом чем моложе аудитория, тем ощутимее падают цифры.

С другой стороны, опасность исходит из недр самой телеиндустрии, где
сталкиваются литосферные плиты: интернет-компании налегают на кабельные
и широковещательные каналы. В сети все больше игроков, которые пробуют заработать на телевизионном контенте, покупном или снятом по их заказу: навскидку — Hulu, Amazon Prime Instant Video, Crackle, Apple iTunes, Google Play, Redbox Instant. Но самая крупная рыба в этом пруду, безусловно, Netflix. Во-первых, из-за негласного титула первопроходца: когда-то начав с рассылки DVD по почте, в Netflix первыми обустроили полноценную онлайн-видеотеку. Во-вторых, благодаря размеру этой видеотеки: абонентам доступны более 60 тысяч фильмов и сериалов. Для сравнения: в каталоге Amazon — где-то 38 тысяч названий. В-третьих, у Netflix больше всего подписчиков: только в США — около 29 миллионов.

 

 

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 2.

NETFLIX ПЕРВЫМИ ОБУСТРОИЛИ ПОЛНОЦЕННУЮ ОНЛАЙН-ВИДЕОТЕКУ

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 3.

 

 

Хотя Netflix в игре уже не первый год, индустрия по-прежнему относится к компании настороженно, гадая, что же это за зверь. Достаточно взглянуть на биржевые котировки: акции Netflix скачут в пределах сотен процентов. Ясно, что с таким монстром надо считаться. И если YouTube, другая махина из интернета, скорее зачинает новый бизнес, то Netflix поддавливает именно старых телевизионных грандов, его проще отождествить с телеканалами. Правда, неясно, как сравнивать. Один бонза недавно бравировал перед журналистом: чего их бояться — пускай сначала обнародуют рейтинги House of Cards. В ответ Тед Сарандос, который решает, что будет показывать Netflix, по обыкновению отмахивается восторженными пресс-релизами с одами Уиллимону, Финчеру и Спейси, где говорится о феноменальном, исключительном, потрясающем успехе их шоу. В этих посланиях растерянным конкурентам есть всего одна цифра — номер сезона.

Сарандос справедливо замечает, что у Netflix вообще не может быть рейтингов
в привычном смысле слова. Есть статистика просмотров, но заглядывать в нее надо не на следующее утро после премьеры и даже не через неделю, как это сейчас принято. Впрочем, иногда компания все же публикует кое-какие выкладки.
Так, прошлым летом подписчики впервые насмотрели за месяц более миллиарда часов, а за первый квартал 2013 года — уже четыре миллиарда. Аналитики прикинули: если бы Netflix был кабельным каналом, то по популярности он опередил бы все остальные. Будь так, определить его место на карте индустрии не составило
бы труда.

 

 

 

 

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 4.

Если бы Netflix
был кабельным каналом,
то по популярности опередил
бы все остальные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Netflix сталкивают лбами с платными каналами: прежде всего с HBO. Немалая часть очарования HBO, Showtime, Starz заключается в том, что их абоненты первыми могут посмотреть дома голливудские новинки, а Netflix отбирает их хлеб: его деловитые менеджеры не скупятся на переговорах со студиями. К примеру, недавно эксклюзивное соглашение подписала Disney Studios. А теперь Netflix еще и взялся
за собственные сериалы, и тот же House of Cards прямо-таки проникнут этой рафинированной HBO-шностью, которую ни с чем не перепутаешь. Настрадаются
от Netflix и маленькие каналы — те, что не могут потянуть накладные съемки сериалов, а потому перебиваются повторами старых шоу. Сетевой левиафан возьмет свое количеством и удобством: десятки тысяч фильмов и сериалов доступны в любое время — достаточно иметь устройство с экраном и доступом к интернету и заплатить восемь долларов в месяц.

Весьма скромные запросы Netflix — головная боль не только каналов, но и провайдеров. В Штатах счета за кабельное телевидение нередко превышают сотню долларов: каналы продаются пакетами, и даже если тебе нужны всего десять, заплатить придется и за те, которые ты ни разу не включишь. По нынешним временам это удовольствие не всем по карману. Оттого вполне серьезные издания задаются вопросом, можно ли протянуть без кабеля. Недавно журналист The Wall Street Journal поставил на себе безжалостный эксперимент: прожил год без всяких HBO и FX.
Его выводы оптимистичны: если порыться на чердаке и найти старую антенну, подписаться на Netflix и Hulu Plus и покупать новые сериалы, без которых совсем невмоготу, на iTunes, то жизнь почти не лишится красок. Правда, спорта и новостей поубавится, но это не страшно.

 

 

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 5.

Простые американцы тоже отказываются от кабельного ТВ. Их не так много —
счет идет на проценты, однако аналитики теряются в догадках, надолго ли это; придумали даже специальный термин — cord cutting, «обрезание кабеля». Едва ли тому виной Netflix, но тем не менее его абоненты видят выигрышную альтернативу:
в феврале Cowen and Company провели опрос — почти четверть подписчиков Netflix
в будущем готовы обойтись без кабельного телевидения. Впрочем, это всего лишь обещания, данные социологам.

Может показаться, что провайдеры загнаны в угол, но это не так. В большинстве случаев одна и та же компания предоставляет клиентам и подписку на кабельное телевидение, и доступ к интернету. По идее, если клиенты будут чересчур много смотреть Netflix, достаточно просто поднять цены на трафик. Недавно поползли слухи, что крупнейшие операторы могут отменить так называемые безлимитные тарифы. С них станется. Во-первых, подчас их поведение напоминает картельный сговор: к примеру, существует негласное разделение территорий, где операторы
не конкурируют между собой. Во-вторых, иногда провайдеры ведут весьма странную политику: буквально на прошлой неделе CFO Time Warner Cable Ирен Эстевес заявила, что их клиентам не нужна экспериментальная оптоволоконная сеть Google Fiber. Остряки тут же пошутили: это как если бы Apple поставили на новый iPhone старый дисплей — мол, Retina всем нравится.

 

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 6.

ЭТО КАК ЕСЛИ БЫ APPLE ПОСТАВИЛИ НА НОВЫЙ iPHONE СТАРЫЙ ДИСПЛЕЙ

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 7.

 

 

Впрочем, маловероятно, что провайдеры станут вставлять палки в колеса. Но даже если соединение с интернетом подорожает, совсем не очевидно, что предпочтут пользователи — Netflix или кабельное. Между тем пока у Netflix все замечательно:
за первый квартал компания привлекла 2 миллиона новых подписчиков в США
и еще миллион — в остальных странах, выручка и прибыль растут, а вслед за ними
и акции. Ехидные прогнозы пока не сбываются: скептики утверждали, что неофиты, управившись с House of Cards, отключат сервис — благо достаточно пары кликов. Однако в недавнем отчете говорится, что таких зрителей набралось всего восемь тысяч. Солидные траты на съемки собственных сериалов отбились. А Hemlock Grove, новое шоу Netflix, в первый уик-энд посмотрели больше людей, чем House of Cards.
Даже не будучи акционером Netflix, этим известиям следует порадоваться. Режиссер Дез Дойл в интервью Look At Me верно заметил: чем больше мест, куда может пойти автор, тем лучше. Однако это не просто еще один канал. Поскольку Netflix устроен принципиально иначе, нежели традиционное телевидение, он может защитить от жестокого мира рейтингов и тайм-слотов проекты, которые в иных условиях не выжили бы. В этом смысле значимее, что здесь очутились не Дэвид Финчер, Илай Рот и Дженджи Коэн — они бы в любом случае не пропали, а Митч Хервитц с его Arrested Development, Дэнни Роу с Shotgun Wedding и Уолт Беккер с Bad Samaritans. О двух последних наверняка никто не слышал, но благодаря таким проектам ширится культурное разнообразие.

 

 

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 8.

Но еще сильнее захватывает дух то, как Netflix меняет само творчество. Старые каналы по-прежнему полагаются в основном на безликие и методологически несовершенные сводки Nielsen и фокус-группы — у Netflix в сотни, если не в тысячи раз больше данных. Компания знает в подробностях, кто и что смотрит, где, когда,
в каком порядке и на каком устройстве. На серверах хранится информация о том, когда зрители чаще жмут на паузу, какие сцены отматывают назад, а какие пропускают. Дошло до того, что Netflix анализирует скриншоты, оценивая освещенность и цвета в кадре. Уже сейчас боссы интернет-колосса руководствуются этими сведениями. К примеру, им было известно, что зрители оригинального House of Cards предпочитают фильмы с Кевином Спейси и ленты Финчера, а потому позвали обоих снимать ремейк. Конечно, это похоже на антиутопию, в которой автора программируют с помощью математических алгоритмов, но, с другой стороны, пока никто не жалуется.

Разумеется, Netflix не убьет телевидение — уже хотя бы потому, что это преимущественно секонд-хенд. По прикидкам, компания тратит в год около двух
с половиной миллиардов долларов, чтобы выполнять обязательства по договорам
со студиями. Если бы все 60 тысяч фильмов и сериалов из каталога Netflix были сняты
по его заказу, набежала бы немыслимая сумма. То есть без телевидения умрет сам Netflix. Зато есть вероятность, что, окрепнув, этот гигант расчистит кабельный ландшафт от бестолковых каналов и вынудит конкурентов больше вкладываться
в оригинальный контент. Словом, от благополучия компании во многом зависит облик телевидения завтрашнего дня.

 

Будущее телевидения: 
Netflix исполняет 
желания зрителей. Изображение № 9.

NETFLIX АНАЛИЗИРУЕТ СКРИНШОТЫ, ОЦЕНИВАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ И ЦВЕТА В КАДРЕ

 

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются