Кем статьТворческий менеджмент: Чем занимаются A&R-менеджеры рекорд-лейблов
Что делают люди, окружающие представителей креативных индустрий
Текст
Анна Савина
Иллюстратор
Андрей Смирный
В новой рубрике «Творческий менеджмент» мы будем рассказывать о том, чем занимаются люди, которые окружают представителей творческих профессий — музыкантов, режиссёров, художников и дизайнеров — и помогают им в организации концертов, выставок, съёмок и т. д. Несмотря на важность таких профессионалов, мы порой не знаем, чем они конкретно занимаются и почему их работа так важна. Look At Me объясняет, какие обязанности выполняют творческие менеджеры. В новом выпуске рассказываем об A&R-менеджерах — сотрудниках звукозаписывающих компаний, которые ищут молодые таланты.
A&R-менеджер
(Artists and repertoire manager)
Места работы
Звукозаписывающие компании
Задачи
понимать вкусы аудитории и запросы рынка; находить музыкантов и заключать с ними договор; работать с композиторами и авторами; организовывать запись альбома; выбирать синглы и работать с PR-командой
Известные A&R-менеджеры
Каролин Эллрэй
Глава британского отдела по A&R-менеджменту в компании Universal Music. До этого работала в музыкальном издательстве BMG и «открыла» Coldplay и Keane
Джеймс Айовин
Сооснователь Interscope Records, которому своим успехом обязаны Black Eyed Peas, Eminem и 50 Cent. По мнению издания Complex, один из самых успешных A&R-менеджеров за всю историю хип-хопа
LA Reed
Лауреат Grammy и A&R-менеджер, работавший с Аврил Лавин, Рианной и Канье Уэстом
Понимать вкусы аудитории и запросы рынка
A&R-менеджеры (Artist and repertoire manager) — это люди, занимающиеся поиском перспективных музыкантов, которые могут добиться успеха в будущем и принести прибыль звукозаписывающей компании. Именно поэтому для A&R-менеджеров особенно важно понимать, какая аудитория у лейбла и что для неё важно в данный момент. Например, большие рекорд-лейблы, на которых записывают альбомы поп-музыканты, всегда заинтересованы в сотрудничестве с исполнителями, которые могут привлечь молодёжную аудиторию. Небольшие нишевые лейблы тоже должны понимать, что именно нужно их аудитории, которая, скорее всего, интересуется определённым музыкальным направлением и ожидает от компании релизов, соответствующих этим ожиданиям.
Помимо знания рынка, A&R-менеджерам также необходимо иметь музыкальный вкус и разбираться в музыкальной индустрии. Многие представители этой профессии сами являются музыкантами, так что для них это не является проблемой. Даже если у A&R-менеджера нет музыкального образования, он в любом случае должен иметь много знакомых среди музыкантов, композиторов и сотрудников звукозаписывающих компаний, чтобы узнавать все новости индустрии из первых рук.
Находить музыкантов и заключать с ними договор
Одна из самых главных задач A&R-менеджера — поиск подходящих лейблу музыкантов. Способ поиска музыкантов постоянно меняется: раньше A&R-менеджеры (которые, кстати, считались одними из наиболее влиятельных людей в индустрии) искали новые таланты совсем по-другому. Они посещали концерты молодых музыкантов, общались с профессионалами из музыкальной индустрии и слушали демозаписи.
С появлением интернета и многочисленных инструментов, помогающих музыкантам делиться своей музыкой, не прибегая к помощи посредников, профессии A&R-менеджера не раз предсказывали скорую смерть, однако профессионалы, работающие в этой области, по-прежнему востребованы. Правда, их обязанности изменились: A&R-менеджеры могут использовать интернет для поиска новых талантов, но это не упрощает их задачу, потому что им нужно найти артиста, у которого есть большой потенциал роста. Люди, разбирающиеся в A&R-менеджменте, особенно важны для независимых лейблов, потому что их чутьё может помочь компании выйти на новый уровень. Например, Ричард Рассел, CEO компании XL Recordings, который также занимается поиском музыкантов, заключил контракт с Адель, и оба альбома певицы принесли лейблу огромную прибыль.
Пример Рассела также показывает, что часто функции A&R-менеджера выполняют директора рекорд-лейблов, поэтому они сами принимают решение о заключении контрактов. Правда, в крупных компаниях вроде Universal Music поиском новых музыкантов занимается целый отдел, поэтому решение о подписании контракта с тем или иным исполнителем A&R-менеджер должен принимать вместе с главой компании.
Работать
с композиторами
и авторами
и организовывать запись альбома
Когда контракт с музыкантом подписан, A&R-менеджер начинает работать над записью альбома. Если музыкант не пишет песни сам, то менеджер ищет подходящих ему композиторов и авторов. Затем происходит отбор песен для альбома — A&R-менеджер должен проследить, чтобы они имели коммерческий потенциал, и хотя бы несколько песен с альбома могли стать радиохитами. Кроме того, A&R-менеджер помогает собрать команду для записи альбома, понять, какие коллаборации с другими музыкантами будут успешными и т. д.
Когда весь материал записан, A&R-менеджер решает, какие песни войдут в альбом, что нужно дозаписать или переделать. Как сторонний наблюдатель-профессионал, он должен уметь оценить качество полученного материала и отобрать его так, чтобы получившийся альбом мог стать коммерчески успешным.
Выбирать синглы
и работать с PR-командой
Ещё один важный этап работы, который контролирует A&R-менеджер, — продвижение альбома. Он выбирает синглы, которые попадут в ротацию радиостанций, и те, на которые будут сняты клипы. Кроме того, A&R-менеджеры работают вместе с PR-службой лейбла и следят за тем, как развивается музыкант, какие стратегии выбраны для его продвижения и пр., потому что успех музыканта на всех этапах его творчества — основная задача A&R-менеджера.
Книги по теме
М. Уильям Красиловски
This Business of Music: The Definitive Guide to the Business and Legal Issues of the Music Industry
Дэвид Бирн
How Music Works
Комментарии
Подписаться