ИндустрияТаймлайн: ИПСИ
Краткая история Института Проблем Современного Искусства
Текст
Анна Савина
Приложение к основному материалу о том, как становятся современными художниками и кураторами в первом российском учебном заведении для будущих современных художников и кураторов.
Таймлайн
1991
Институт был основан группой московских художников, критиков и кураторов, связанных с неофициальным советским арт-сообществом. C момента основания ИПСИ его научным руководителем является Иосиф Бакштейн. Идея создания института возникла, когда Бакштейн готовил выставку «Между весной и летом. Советское концептуальное искусства в эру позднего коммунизма» в Бостоне — директор местного Института Современного Искусства предложил куратору создать аналогичное учреждение в России. Слово «проблемы» в названии добавили, когда регистрация института затянулась из-за бюрократических проволочек. Сначала Институт был дискуссионным клубом, который объединял единомышленников. Кроме того, при поддержке ИПСИ издавались книги об искусстве и организовывались выставки в России и за рубежом.
Список выставок КЛАВА (клуба авангардистов)
1993
«Что нам делать с монументальной пропагандой», ЦДХ
1994
Дельбрюгге, де Молль «Субститут современного искусства», ИПСИ
1993-1995
программа «Artist in residence» — совместно с Kunslerhaus Bethanien, Берлин
1995-1996
Школа художественной критики
1995
«Сухая вода»
1995
«Москва — Таллин» ,Таллин
1996
«Экология пустоты»
1999
Первый набор студентов — тогда среди них оказались Виктор Алимпиев и Ирина Корина, которые за прошлые годы добились впечатляющего успеха. Например, в этом году видео Алимпиева «Корона» вошло в основной проект 55-й Венецианской биеннале (до этого художник уже участвовал и в биеннале, и в Венецианском кинофестивале), а инсталляция Кориной выставлялась в ЦВЗ «Манеж». Тогда, в 1999-м, когда еще не существовало школы им. Родченко и других учебных заведений, где можно было бы изучать современное искусство, ИПСИ был первым заведением такого типа. «Тогда было очевидно, что это место, в которое стоит поступать», — говорит Виктор Алимпиев.
По словам художника, в 90-е годы в институте царила атмосфера, которая была похожей на атмосферу концептуалистского кружка. В России система современного искусства была намного менее развита, чем сейчас: «Это был маленький круг людей, было важно слово «тусовка», и именно тогда вышла знаменитая статья Виктора Мизиано «Культурные противоречия тусовки», — рассказывает Алимпиев.
виктор алимпиев
«Тогда было очевидно, что это место, в которое стоит поступать»
2000-е
ИПСИ стал более известным за пределами узкого круга благодаря своим успешным выпускникам: Ростану Тавасиеву, Евгению Антуфьеву, Диане Мачулиной, Арсению Жиляеву, Таус Махачевой, Хаиму Соколу и Дарье Иринчеевой. Некоторые выпускники, как, например, Стас Шурипа, после окончания курса совмещают творчество с преподавательской деятельностью в ИПСИ, а некоторые строят свою карьеру куратора или современного художника и проводят в институте мастер-классы.
2010-е
Недавно мастер-класс провел Арсений Жиляев. Отвечая на вопрос о том, как изменился институт за последние годы, Жиляев замечает: «Мне кажется, что основная проблема ИПСИ — это то, что он фактически не изменился с 1990-х, но это по-своему интересно». Совсем другое впечатление произвел мастер-класс на Таус Махачеву, которая тоже в прошлом году возвращалась в институт, чтобы пообщаться со студентами. Во время учебы в ИПСИ ей не хватало критики со стороны однокурсников и групповых обсуждений работ, в 2012-м все изменилось: «На мастер-классе студенты были очень активны и задавали очень правильные критические вопросы».
Комментарии
Подписаться