Views Comments Previous Next Search
2013 — год «Яндекса» — Индустрия на Look At Me

Индустрия2013 — год «Яндекса»

Подводим итоги года

В 2013 году «Яндекс» попадал в новостные ленты почти каждую неделю: российский технологический гигант запустил «Острова» и десятки сервисов, открыл школу дизайна «Кампус», а в конце года стал еще и главным героем российской комедии «Стартап» (что, возможно, не стоит причислять к заслугам компании). Мы разобрались, что произошло в «Яндексе» в 2013 году и как компания идет по пути Google.

2013 — год «Яндекса». Изображение № 2.

Основные продукты

Среди всех релизов компании самыми важными были два: собственный браузер «Яндекса» (он был запущен в конце прошлого года, но мобильное приложение появилось только этим летом), и представленная в июле платформа «Острова». По официальным данным, сейчас новый браузер на своих мобильных устройствах использует примерно 1 млн человек в неделю. Однако самый большой проект Яндекса — это «Острова». Так называется усовершенствованный поиск, который показывает в результатах не просто список ссылок, а полезные интерактивные ответы, которые и называются «островами». Кроме того, новый сервис выделяет в ответах ключевую информацию — например, если вы ищете дату рождения известного деятеля, поиск сначала покажет вам ее, и только затем даст ссылку на статью, например, в «Википедии».

2013 — год «Яндекса». Изображение № 3.

Григорий Бакунов

директор по распространению технологий «Яндекса»

«Острова» сами по себе — это довльно абстрактная вещь, правильней сказать, что мы перешли от просто ответов на вопросы к помощи в решении задач. В последнее время сайты превращаются в программы в старом понимании этого слова — это, наверное, самая большая перемена в 2013 году. Современный интернет для большинства из нас — это инструмент; люди приходят не для того, чтобы найти какую-то информацию, а для того, чтобы что-то сделать. «Острова» помогут быстро решать многие задачи: например, для меня самый актуальный запрос — это «регистрация аэрофлот». Мне нужно, чтобы появился «остров», где можно ввести данные, написать их и забыть.

2013 — год «Яндекса». Изображение № 4.

Наверное, в ближайшие месяцы «Острова» будут доступны на мобильном, потому что их главная цель — это решать задачи, и на мобильном этот паттерн использования, когда нужно что-то быстро сделать и пойти дальше, гораздо больше выражен. Однако пока сервис находится в бета-версии, потому что это не только техническая платформа, но и сложная система взаимодействия с веб-мастерами. Мы пытаемся понять, как они хотят использовать «Острова» и как это хотят делать наши пользователи. Например, есть такая проблема: вы вводите запрос «пластиковые окна» и получаете страницу с десятью сниппетами в каждом из которых есть «остров». С точки зрения пользовтеля, это ужасно, и поэтому какая-то часть островов будет за кликом, часть — развернута сразу же, это все скорее тонкости психологии. Именно поэтому сервис пока находятся в бета-версии».

Развитие бизнеса в Турции

2013 — год «Яндекса». Изображение № 5.

Еще одно важное направление деятельности Яндекса — это развитие бизнеса в Турции, где компания запустила поисковик, созданный с учетом особенностей турецкого языка, и открыла свой офис в 2011 году. Турция была выбрана как страна с развитым интернетом и большим количеством онлайн-контента на местном языке. Сейчас Яндекс стал вторым по популярности поисковиком этой страны, обогнав Bing и Yahoo. Лидирует по-прежнему Google. Помимо поисковика, в Турции очень популярен сервис «Яндекс. Карты». Особенно часто им пользуются жители Стамбула, где заторы на дорогах такая же большая проблема, как и в Москве.

  

Григорий Бакунов:

2013 — год «Яндекса». Изображение № 6.

«В мире почти не осталось стран, кроме России, где местный поисковик популярнее, чем Google. Кроме того, есть Чехия, где лидирует чешская компания Seznam, но там соотношение почти 50 на 50. Во всех остальных странах Google на первом месте, а все остальные после него. Выход на новые рынки очень интересен, потому что это всегда очень сложный процесс, особенно если есть монополия. Для «Яндекса» выход на турецкий рынок во многом связан с неожиданным успехом нашего сервиса с картами: недавно я был в Стамбуле, где довольно много пробок, и понял, что очень многие пользуются нашими картами, потому что аналогов этому продукту в Турции почти нет».

2013 — год «Яндекса». Изображение № 7.

Образовательные проекты

Помимо Школы анализа данных (самого большого образовательного проекта «Яндекса», открывшегося в 2007 году), в этом году появилась еще один проект — «Кампус». Это школа дизайна, которую возглавляет арт-директор Дмитрий Барбанель, находится под Москвой. Ученики «Кампуса» живут за городом в течении месяца по соседству с домом наставника и работают с ним над настоящими заказами, а также слушают лекции специалистов. Возможно, большинство выпускников «Кампуса» не будут работать в «Яндексе», но дизайн для компании сейчас важен как никогда. «Еще в прошлом году мы начали активно строить свою дизайнерскую команду, потому что сейчас даже в технологических продуктах минимум 20% — это дизайн, но эта доля может быть и выше» — отмечает Бакунов. В этом году к команде присоединилась бывший арт-директор ИД «Афиша» Ирина Волошина, которая теперь занимается медиа-сервисами в «Яндексе».

  

Григорий Бакунов:

«Мы даем беплатное дополнительное образование, и поэтому, чтобы поступить в одну из наших школ, нужно пройти большой конкурс. Мы занимаемся тем, что увеличиваем рынок труда: закончив один из наших курсов, студент может работать в любом месте, а не только в Яндексе. В требованиях к некоторым вакансиям представители других компаний уже пишут, что ищут выпускников Школы анализа данных. Мы стараемся открывать школы и в других городах России, а также в Киеве, потому что государственные вузы дают теоретические знания, а нам нужны очень прикладные навыки».

2013 — год «Яндекса». Изображение № 8.

Потери

В конце июля 2013 года скончался Илья Сегалович — сооснователь «Яндекса», который с 2003 года занимал пост директора по технологиям и главы департамента разработки. Кроме того, Сегалович занимался благотворительностью и был одним из волонтеров «Яндекса» — с 2006 года сотрудники компании регулярно ездили в детские дома в различных городах России и помогали детям-сиротам.

  

Григорий Бакунов:

«В этом году были и печальные события — в июле умер Илья Сегалович, и это очень отразилось на деятельности компании и настроении сотрудников. Он был половинкой души компании — сейчас остался только Аркадий Волож. После смерти Ильи мы все мобилизовались, чтобы хоть как-то восполнить эту потерю, которая повлияла не только на «Яндекс», но на всю индустрию. Не могу сказать, какие его начинания мы продолжаем: я в основном участвовал в его общественных инициативах, а остальные могут считать приоритетными какие-то другие направляения его работы. Он был идеологом компании и душой многих проектов».

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются