Эксперты советуют
Что смотреть: Эксперты советуют лучшие японские мультфильмы
На что стоит потратить больше 100 часов — 50 аниме о любви, жизни, смерти и вообще
В прошлом году одним из самых популярных материалов сайта Look At Me стало собрание лучших фильмов по мнению редакторов и обозревателей популярных русскоязычных киносайтов. Сегодня мы просим экспертов индустрии анимации рассказать о любимых японских мультфильмах.
Материал подготовил: Даниил Трабун
10 ЛУЧШИХ АНИМЕ НА СВЕТЕпо мнению переводчика японских мультфильмов Николая Караева |
«Весна и Хаос»イーハトーブ幻想 Kenjiの春 |
Аниме о том, как (не)легко быть святым. Формально — анимационный байопик о великом японском поэте и сказочнике Кэндзи Миядзаве (1896–1933) с котами вместо людей. На деле — история бодхисаттвы, который всю жизнь трудился на благо всех живых существ (и умер в одиночестве и нищете, не зная еще, что обогатил литературу Японии на сто лет вперед). Без Миядзавы понять современную японскую душу трудно — в том же «Кокурико» школьники поют песню на его стихи. Как писал он сам: называемый «я» феномен / есть единственный синий всполох / гипотетической органической переменнотоковой лампы (...) сияние длится, а лампа утрачена. |
|
«Идеальная грусть»パーフェクトブルー — Сатоси Кон, 1997 Аниме об иллюзорности бытия и борьбе с Марой. Формально — кровавый триллер о певице, подозревающей, что в действительности она — вовсе не она. На деле — история о том, как научиться отличать истину от лжи. Одно из самых страшных аниме на свете: в какой-то момент тебе кажется, что ты сходишь с ума вместе с героиней или вместо героини (и это нормально). Лучшая иллюстрация к незабвенному пелевинскому «где Я в этом потоке?». |
|
«Мой сосед Тоторо»となりのトトロ — Хаяо Миядзаки, 1988 Светлое аниме о детстве, которое всегда с тобой, в каждом мгновении между прошлым и будущим. Формально — история двух сестер, которые дружат с огромным лесным троллем. На деле — киноаналог Чистой земли, области буддийского мира, где нет ни печали, ни зла, ни гордости, ни обиды. Создает в сознании пространство, где тебе не страшно. Такие мультфильмы снимают и смотрят бодхисаттвы. |
|
«Девочка, покорившая время»時をかける少女 — Мамору Хосода, 2006 Аниме о взрослении. Формально — история школьницы, обнаружившей в себе способность прыгать в прошлое и шутя жонглировать хроноклазмами. На деле — рассказ о тяжком пути познания, приправленный слегка научной фантастикой. Дает надежду. Как говорится, прошлое мертво, а мы — еще нет. |
|
«Пять сантиметров
|
|
«Со склонов Кокурико»コクリコ坂から — Горо Миядзаки, 2011 Аниме о траве, которая зелена всегда. Формально — история дружбы/любви двух подростков на фоне борьбы за ветхое здание школьного клуба в Иокогаме 1963 года. На деле — переплетение личной (героев), исторической (Японии) и опять личной (режиссера) реальностей, сравнимое по эффекту с лучшими советскими фильмами вроде «Покровских ворот». Офигенно расширяет сознание. «Завтрашняя любовь — это припев, слова которого не кончаются». |
|
«Порко Россо»紅の豚 — Хаяо Миядзаки, 1992 Аниме о том, что лучше быть свиньей, чем фашистом. Формально — история итальянского пилота, который после Первой мировой войны незаметно для себя превратился в свинью. На деле — повесть о настоящем человеке и о том, что значит быть взрослым в этом проклятом мире. Читается на сотне уровней, стоит в одном ряду с «Касабланкой». И да, лучше быть свиньей, чем фашистом. |
|
«Паприка»パプリカ — Сатоси Кон, 2006 Аниме о свободе и сопротивлении. Формально — история о женщине, которая проникает в пространство чужих снов и вступает в борьбу с психопатами, решившими подмять под себя тонкий мир. На деле — рассказ о том, как победить в духовной войне. Напоминает лучшие книги Филипа К. Дика. Действие непредсказуемо. |
|
«Красная черта»レッドライン — Такэси Коикэ, 2009 Аниме о движении как смысле жизни. Формально — история гонок далекого будущего, осложняющихся политикой, романтикой и тайным оружием кибердиктаторов. На деле — стремительная гонка вперед, вперед и только вперед, до победного конца и дальше. И неважно, что там — пропасть или взлет. Стрелять по движущимся с такой скоростью объектам — только бластер разряжать. |
|
«Небесные скитальцы»スカイ·クロラ — Мамору Осии, 2008 Аниме о преодолимости кармы. Формально — история пилота, который сражается во имя вечного мира с такими же, как он, несчастными созданиями. На деле — повествование о вечном (не)возвращении и о том, что сансара — это нирвана. Как выйти из замкнутого круга, если даже смерть ничего не меняет? Предельно минималистичный, неспешный, убийственно точный фильм, с которого нельзя уходить, когда пойдут титры, потому что это еще не конец; строго говоря, ничто не конец. |
|
«Конец Евангелиона»新世紀エヴァンゲリオン劇場版 Аниме о жизни. Формально — история кучки придурков, которые выясняют отношения на фоне конца света. На деле — история кучки придурков, которые выясняют отношения на фоне конца света (и это лучшее определение истории человечества). Слишком великое кино, чтобы что-то объяснять. Смотреть его надо целиком — сериал, фильм, серию фильмов. Как говорили древние, есть у «Евангелиона» начало, но нет у «Евангелиона» конца. Просветление гарантировано. |
5 САМЫХ НОВЫХ АНИМЕ-СЕРИАЛОВ,
|
«Гаргантия
|
«Водный мир», «Последний отсчет», «Надя с загадочного моря», любая космоопера в диапазоне от «Вавилона-5» до Mass Effect и, наверное, даже «Обитаемый остров», вполне известный японцам (Стругацкие там переведены едва ли не полностью), — источники вдохновения сценариста Гэна Уробути (Madoka Magika, Psycho-Pass) считываются моментально. Что, впрочем, не делает аниме о шестнадцатилетнем солдате-полубоге, волей случая заброшенном верхом на боевом роботе на затопленную Землю, сколько-нибудь хуже. «Гаргантия» — ладно сработанная развлекательная фантастика, в которой очевидная вторичность и компиляторский подход компенсируются бодрым темпом и отменной изобразительной частью: за пеструю лаковую картинку сериала отвечает основной состав студии Production I.G (Higashi no Eden, Guilty Crown). |
|
«Академия
|
|
Red Data Girlレッドデータガール Зашуганная анемичная школьница Идзумико, рядом с которой выходит из строя электроника, — ёрисиро, живое убежище для богини химэгами, кажется, способной в скором времени прекратить человечество. Опекуны приставляют к девушке в качестве защитника ее ровесника Сагару, затем обоих тинейджеров определяют в старшую школу-пансион Ходзё, где часть учеников — определенно не те, кем кажутся на первый взгляд. Запущенный к 65-летию издательства «Кадокава» проект балансирует между срезом школьной жизни, психологической драмой и, как ни странно, тревелогом (героиня воспитывается в храме на одной из троп Кумано-кодо, имеющих статус Всемирного наследия ЮНЕСКО; творческая группа сериала использует локации максимально эффектно). Магия здесь прямиком из миядзаковской «Принцессы Мононоке» — малозаметная, с прикрученным фитильком, но крайне действенная. Палитра — серо-зеленая. Темп — книжно-неспешный. Ключевая эмоция — затаенная грусть. |
|
«Цветы зла»惡の華 — Хироси Нагахама, Бодлер встречает Гай Германику в омуте с чертями из японской глубинки: режиссер Хироси Нагахама (Mushishi, Detroit Metal City) экранизирует мангу о попытках сорвавшейся с катушек школьницы и примкнувшего к ней одноклассника вырваться за пределы герметичного моногородка в горах. В отличие от нарисованного вручную первоисточника, сериал решен в технике ротоскопии, то есть обработки предварительно снятого видео с актерами. Примерно как «Помутнение» по Ф. Дику — только с пубертатными азиатками на фоне ржавеющего и рассыхающегося японского Твин-Пикса. Фанаты комикса рвут на себе волосы и заламывают руки на веб-форумах, но реалистичное графическое исполнение работает скорее на пользу нервной, на грани истерики, постановке; ничего подобного с телевизионным аниме до сих пор не происходило. |
|
«Атака на титана»進撃の巨人 — Тэцуро Араки, Нарочито грубо сколоченная история взросления героя-воина в вывихнутом средневековом сеттинге, где человечество, окружив себя тремя крепостными стенами, обороняется от титанов — питающихся людьми огромных неразумных гуманоидов. Открывающая сериал коллизия удивительным образом воспроизводит белогвардейский плакат о Троцком в Кремле (с поправкой на современную анимацию, 3D-графику и бодрый монтаж), транслируя аудитории — преимущественно, разумеется, подростковой — простой месседж: это начало большого пути, дальше будет еще жестче. |
10 НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫХ
|
«Гениальная вечеринка»ジーニアス・パーティ — Studio 4°C, 2007 |
Название говорит само за себя. Подборка из семи экспериментальных новелл, каждая из которых пытается донести свою идею путем сюрреалистичных картин, невероятных миров, фантастических образов и персонажей. От простой романтики или игры на противоположностях — до сложных аллегорий и философских монологов. |
|
«Панда большая
|
|
«Мелочи жизни» («Повседневность»)日常 — Тацуо Исихара, 2011 Будто бы Даниил Хармс воскрес, чтобы написать сценарий о жизни японских школьников и их учителей. Сын японского фермера с манерами английского лорда, приезжающий в школу на козе, девочка-робот, комплексующая из-за ключа в спине, игра «Футбольное Го», бунт на летучем королевстве-дирижабле… И все это — в порядке вещей, привычной повседневной жизни. При этом опенинги и эндинги сериала заслуживают отдельной похвалы, как и сериалы-в-сериале — «Гельветика стандард» и «Словно любовь». |
|
«Звуки небес»ソ・ラ・ノ・ヲ・ト — Мамору Камбэ, 2010 Альтернативная история, стим-панк, главная героиня — горнист шагающего танка, девичий эскадрон в гельвицианском городке на границе двух империй и двух войн. Увы, многие пропустили этот короткий сериал с на редкость красивым финалом. |
|
«Паприка»パプリカ — Сатоси Кон, 2006 По сравнению с «Актрисой тысячелетия» эта работа великолепного Сатоси Кона менее популярна. А ведь это, пожалуй, самое яркое и динамичное аниме на моей памяти, экранизация человеческих сновидений в жанре детектива. Насколько опасен терроризм в мире снов и грез? |
|
«Штурмовой отряд "Гром"»Sonic Boom Squadron Редко когда главным положительным героем аниме выступает молодой камикадзе, пилот самолета-бомбы «О:ка» («Лепесток сакуры»). При этом направленность этой короткой и трогательной экранизации манги Мацумото Лэйдзи скорее антивоенная. |
|
«Настоящие слезы»トゥルーティアーズ Школьная драма во всей красе. Странная девочка Ноэ верит, что сможет научить летать домашнюю птицу, за которой ухаживает, — петуха Райгомару. Но Райгомару раздирает лиса, и Ноэ находит замену — старшеклассника Синъитиро. Легко ли научиться летать ради единственного человека, который в это верит? |
|
«Ведьмина служба доставки»魔女の宅急便 — Хаяо Миядзаки, 1989 А это уже аниме самого Миядзаки, которое получило меньшую популярность в сравнении с «Тоторо», «Наусикаей», «Мононоке» и прочими хитами. Зря: история о девочке-ведьме, помогающей людям, ничем не уступает прочим творениям мастера. |
|
«Воспоминания о будущем»Memories — Кацухиро Отомо, 1995 Сборник из трех новелл Кацухиро Отомо включает и фантастику, черный юмор и мрачную утопию. Наиболее сильной частью наверное, является «Город пушек» — зарисовка о жизни и мечтах обычного мальчика, которому не повезло родиться и жить при параноидальной милитаристской диктатуре. |
|
«Момоко слышит
|
10 АНИМЕ-МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ТЕХ,
|
«Железобетон»鉄コン筋クリート — Studio 4°C, 2006 |
Очень классное аниме, как минимум потому, что круто нарисовано. Хороший непошлый пример анимации цифровой эпохи. Некоторые люди не переносят аниме из-за больших глаз с бликами, у меня есть такие знакомые. Так вот, «Железобетон» им нравится, потому что… м-м-м, там нет больших глаз с бликами. Впервые я решила посмотреть его с друзьями на домашней вечеринке, и в итоге все закончилось тем, что все сидели пьяные с открытыми ртами возле телика и спрашивали друг у друга, что происходит. |
|
«FLCL»フリクリ — Кадзуя Цурумаки, 2000 FLCL — это натуральный отвал башки. Я не знаю ни одного человека, который бы с первого раза понял, что происходит в этом аниме. Фури-Кури создавалось как экспериментальное аниме, так что художники оторвались по полной. За секунды происходит столько всего, что разглядеть и понять, что же это было, можно, только ставя на паузы. Когда я смотрела его в первый раз, мой мозг не мог обрабатывать такое количество информации и я не успевала следить сразу за картинкой, субтитрами и сюжетом. Так что лучше его посмотреть два раза. Вообще, это аниме полно шуток про другие аниме, но, даже не понимая абсолютно ничего, смотреть все равно очень весело. |
|
«Акира»アキラ — Катсухиро Отома, 1988 Культовое аниме. Великое. В 1988 году, когда я родилась, Кацухиро Отомо выпустил аниме, которое до сих пор никто не переплюнул по многим критериям: это подробно нарисованный фильм, где каждый кадр можно распечатать и повесить на стенку. В «Акире» невероятная прорисовка всего, до сих пор не понимаю, как они это сделали, наверное, у Отомо в рабстве был целый цех художников. И сюжет там такой, что ты два часа пялишься в экран, не в силах предугадать, что же случится дальше. Если вы терпеть не можете аниме, но хотите понять, почему многие его так любят, то «Акиру» надо смотреть в самую первую очередь. |
|
«Ночь на галактической железной дороге»銀河鉄道の夜 — Гисабуро Сугии, 1985 Это аниме, кстати, очень любил сам Хаяо Миядзаки. Очень размеренный, немного мрачный и таинственный, с невероятной атмосферой мультфильм — сказочной, глубокой, местами жутковатой, как во снах. Мне кажется, лучше всего его смотреть одному. |
|
«Дораэмон»ドラえもん — Фудзико Фудзио, 1973 Я уверена, что почти каждый хоть раз, но видел эту сине-белую морду. Лично я в детстве видела его постоянно, но понятия не имела, кто это и что это. Оказалось, что это кот-робот из XXII века, без ушей, потому что ему их отгрызла мышь, на животе у него карман с порталом в четвертое измерение, и вообще, прибыл он из будущего, чтобы помочь маленькому мальчику научиться справляться с трудностями, потому что в XXII веке его семья разорилась именно по причине того, что он так и не научился это делать. Сериал невероятно глупый и детский, но Дораэмон такой крутой персонаж, что нельзя просто так взять и перестать смотреть это аниме. К тому же сразу хочется себе такого же кота-робота, хотя бы фигурку, но чтобы в полный рост. |
|
«Город чудищ»妖獣都市 — Ёсиака Кавадзири, 1987 Очень крутое аниме. Никаких сложностей, все понятно, все очень круто нарисовано. Женщины-демоны-паучихи — это как раз отсюда. Вообще, я бы с удовольствием посмотрела Wicked City II и III, но их, к сожалению, нет, и это катастрофа! |
|
«В джунглях все
|
|
«Лабиринт сновидений»迷宮物語 (Neo Tokyo) — 1987 Состоит из трех разных историй. Первую историю снял автор Wicked City, вторую — Кацухиро Отомо, автор «Акиры». И это, кажется, была его первая анимационная работа. Аниме 80-х, наверное, самые близкие мне по атмосфере. Из «Нео-Токио» и «Акиры» я даже нарезала как-то клип для своей песни. |
|
«Сейлор мун»美少女戦士セーラームーン Впервые я увидела этот сериал в 1997 году на канале 2x2, в Йошкар-Оле. Находясь под большим впечатлением, я всю дорогу домой в поезде пыталась нарисовать трясущимися руками Сейлор Мун. Получилась тогда настоящая уродина, я, кажется, даже плакала. Наверное, я тогда решила во что бы то ни стало научиться рисовать так же круто, как в мультике. Вообще, многие смеются над этим аниме, и это действительно глупый сериал, к тому же там большая часть серий проходит по одним и тем же шаблонам, но мне кажется, что этот мультфильм повлиял на меня больше, чем что-либо еще в этом мире. Он невероятно добрый и учит верить в себя, в любовь, дружбу и тому, что в каждом есть что-то хорошее, даже если он пытается уничтожить всю землю на протяжении 35 серий. |
|
«Воспоминания о будущем»メモリーズ — Кацухиро Отомо, 1995 Тоже аниме, состоящее из нескольких историй. И здесь опять есть Кацухиро Отомо (ну что поделать, если он крутой). Вторая история про бомбу-вонючку — самая лучшая. Остальные я плохо помню. |
|
«Мой сосед Тоторо»となりのトトロ — Хаяо Миядзаки, 1988 Здесь мог бы быть, в принципе, любой фильм Миядзаки, потому что они все очень классные, но я выбрала Тоторо, потому что мы с ним одногодки и это первый мультфильм у Миядзаки, который я посмотрела. |
5 САМЫХ КРАСИВЫХ АНИМЕпо мнению иллюстратора The Village Александра Похвалина |
«Летние войны»サマーウォーズ — Мамуро Хосода, 2009 |
Это очень трогательная история о семейных узах, дружбе и любви. Часть мультфильма происходит внутри виртуальной реальности, которая в других мультфильмах часто выглядит по-дурацки, а здесь выписывается очень органично. А простота отрисовки персонажей компенсируется естественностью анимации. |
|
«Красная линия»REDLINE — Такеши Коике, 2009 Такаши Коике известен своим ярко выраженным стилем. У него нет полутонов. Все его мультфильмы — это жирный черный контур с такими же жирными черными тенями и яркие, почти кислотные цвета. При этом то, что он делает со своими персонажами на экране, не поддается никакому объяснению — чистая магия. Редлайн — это авторский долгострой и полусиквел к незадавшемуся сериалу Trava, но несколько лет ожидания того стоили. |
|
«Железобетон»鉄コン筋クリート — Майкл Ариас, 2007 Сюрреалистическая сказка, срежиссированная американцем Майклом Ариасом на базе 4°С Studio. Таких фонов вы не увидите нигде. Мультфильм вообще выглядит, как ожившая иллюстрация из детской книги, но за этим скрывается довольно жесткий сюжет про добро и зло и братские отношения. |
|
Dimension Bomb («По ту сторону гениальной вечеринки»)Коджи Моримото, 2006 Коджи Моримото — давно уже заслуженный аниматор и успел поучаствовать, кажется, во всех возможных альманахах от Robot Сarnival до «Аниматрицы». В Dimension Bomb ему, видимо, выдали карт-бланш, и он обналичил его по полной. Нереальные образы, перетекающие один в другой, персонажи, которые кажутся то одним и тем же, то разными, а то и вовсе превращаются в лучи света. Невероятный трип под такую же беснующуюся музыку. Ну и остальные участники Genuis Party тоже прекрасны. |
|
«Акира»アキラ — Катсухиро Отома, 1988 Больше тридцати лет назад нарисовано, а до сих пор выглядит впечатляюще. Говорят, что в Акире Отомо вместо обычных для анимации шестнадцати кадров в секунду использовал все двадцать четыре, как в обычном кино, и поэтому движения получаются суперплавными. Ну и фирменный стиль мастера с характерными лицами и социальной рефлексией. Это, в общем, прямо классика и надо всем смотреть. |
10 АНИМЕ-МУЛЬТФИЛЬМОВ,
|
«Игра разума»マインド・ゲーム — Масааки Юаса, 2004 |
Готов на месяц отказаться от суши, если не окажется, что Mind Game — хитро законспирированный японский ремейк фильма Lost Highway. Только вместо мистического ночного шоссе здесь кроваво-красная волна тайфуна, засасывающая героев в никуда. |
|
«Кошачий суп»ねこぢる草 — Тацуо Сато, 2001 Тридцатиминутная зарисовка о жизни и смерти маленького котенка. Самое дикое сочетание мрачного и кавайного со времен «Кроликов» Дэвида Линча. Кто смотрел «Кошачий суп», тот в цирке не смеется. |
|
«Идеальная грусть»パーフェクトブルー — Сатоси Кон, 1997 Права на экранизацию этого аниме купил Даррен Аронофски, а потом тихо растащил идеи по другим своим фильмам. И не только он. Двойники, убийства на съемочной площадке, трагическая история молодой актрисы — все это подошло бы, например, к описанию Mulholland Drive. |
|
«Бугипоп, который
|
|
«Яйцо ангела»天使のたまご — Мамору Оси, 1985 Задолго до культового «Призрака в доспехах» Мамору Осии снял медитативное и почти бессюжетное аниме, полное печали, символизма и симфонической музыки. Длинноволосая девочка с загадочным яйцом в руках и безымянный рыцарь с огромным деревянным крестом на плече бродят по разрушенному постапокалиптическому миру, похожему на финальные уровни игры Super Contra для NES. Я бы назвал это «Индустриальной симфонией №2». |
|
«Эксперименты Лэйн»Serial Experiments Lain Культовый сериал, волпейперы к которому вешала в своих уютненьких мониторчиках добрая часть знакомых мне девушек. Кажется, с него и началось мое знакомство с аниме. И вот интересная параллель. В полнометражке Twin Peaks: Fire Walk With Me (1992) Линч несколько раз акцентирует внимание зрителя на столбах с электропроводами, делая их проводниками в мир потустороннего. Авторы Lain неоднократно цитируют эти кадры. Да что кадры, весь сериал пропитан линчевской атмосферой. |
|
«Паприка»パプリカ — Сатоси Кон, 2006 Сны, переходящие в реальность, и реальность, проваливающаяся в сон. Недавно на русском издали роман Ясутаки Цуцуи, послуживший основой для «Паприки», и это, по моему субъективному мнению, тот случай, когда фильм лучше книги. |
|
«Меланхолия Харухи Судзумии»涼宮ハルヒ — Тацуя Исихара, 2009 Современный и чуть более жизнерадостный «Твин Пикс»: обычная японская школа и красивая роковая девушка, внутри которой таится что-то паранормальное. Особенно интригует даже не сам сюжет со всеми его альтернативными реальностями и пришельцами, а история с созданием второго сезона. По своей сути второй сезон — это снова первый, но со вставленными в него новыми эпизодами. И это срывает башню не слабее, чем агенту Куперу после прогулки по Черному Вигваму. |
|
«Железобетон»鉄コン筋クリート — Майкл Ариас, 2007 Странная, но красивая история о войне якудза с уличной бандой малолеток, ставших носителями дикой и темной энергетики большого города. Когда герои находят на улице красную коробку с отрезанными ушами внутри, становится понятно, что дальше будет много крови и метафизики. |
|
«Лабиринт сновидений»迷宮物語 (Neo Tokyo) — 1987 Достаточно традиционный аниме-сборник из нескольких новелл о мрачном будущем. Но поклонникам Линча понравится первая — сюрреалистическая история про мальчика и его кота, обнаруживших в старинных часах портал в иное измерение со всевозможными клоунами, призраками и прочей нечистью. Ну разве что карликов не хватает. |
Комментарии
Подписаться